(1)Дома, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его счёт расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада, такой характер у неё был удивительный.
(4)У неё было четыре дочери. (5)Но только моя мама жила в одном городе с бабушкой, в трёх шагах от её дома.
(6)- Хорошо, что мы не живём вместе, в одной квартире, — говорила бабушка. (7)- С детства люблю ходить в гости. (8)Встречают, провожают… (9)Ухаживают!
(10)В гости она любила не только ходить, но и ездить. (11)Она часто вспоминала о том, как ездила много лет подряд на лето в деревню к своему брату-учителю. (12)Брат был двоюродный. (13)Но, судя по рассказам бабушки, встречал её как родной. (14)А после войны она к брату уже не ездила… (15)Потому что он погиб.
(16)- Он был самым добрым в нашей семье, — говорила бабушка. (17)- И не потому, что погиб… (18)Я и раньше о нём так говорила.
(19)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в двух городах, позовут её к себе. (20)Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезёт своим внукам. (21) Дочери присылали поздравительные открытки. (22)Они сообщали, что очень скучают. (23)Они любили её. (24)И, наверное, просто не догадывались… (25)Конечно, я мог бы им обо всём написать. (26)И однажды собрался… (27)Но бабушка остановила меня.
(28)- За подсказки, я слышала, ставят двойки?
(29)- Ставят, — ответил я.
(30)В конце декабря пришли открытки от всех маминых сестёр. (31)Они поздравляли бабушку, маму с папой и даже меня с Новым годом. (32)Опять писали, что очень скучают и что никак не дождутся встречи!
(33)- В ожидании тоже есть прелесть: всё ещё впереди… — тихо сказала бабушка.
(34)В воскресенье мама и папа стали объяснять, что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, но не пойти они просто не могут. (35)И я в тон им с грустью сказал: «(36)А мне завтра придётся пойти в театр». (37)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке.
(38)Тогда я вдруг неожиданно для самого себя произнес: «(39)Пойдём со мной, бабушка. (40)У меня есть лишний билет!» (41)Родители очень обрадовались. (42)Оказалось, что они и сами отправились бы со мной, потому что в детском театре взрослым всегда интересней, чем детям. (43)Они бы с удовольствием поменялись с бабушкой, если бы она могла вместо них пойти в ту компанию. (44)А бабушка ещё ниже склонилась над своей сумкой…
(45)Огромная, словно добела раскалённая люстра начала остывать, остывать… (46)Медленно, как бы нехотя, раздвинулся занавес. (47)И на сцене появился мальчишка. (48) Он шел, останавливался, думал и снова шел… (49)И я верил, что он идёт к старой женщине, которая полвека была учительницей, а потом заболела, покинула школу. (50)А жить без ребят не могла. (51)И мальчишка решил победить её одиночество…
(52)Когда огромная люстра под потолком стала вновь раскаляться, бабушка ткнула пальцем в программку, ту самую, которую я собирался хранить всю жизнь, и сказала:
(53)– Она… волшебная актриса!
(54)– Которая играет мальчишку?
(55)– Да… – Бабушка помолчала. (56)– Потому что она – это ты. (57)Сегодня, по крайней мере…
(58)– Ну что ты! – скромно возразил я.
(59)Сейчас, через много лет, я думаю: (60)«Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер её дочери, жившие в других городах… (61)Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!»
(По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе.
2) Так закончится год… И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!
3) Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать…
4) И мальчишка решил победить её одиночество…
5) — Она… волшебная актриса!
(1)До́ма, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его счёт расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада. (4)Вообще характер у неё был удивительный… (5)К примеру, ей нравилось, что её старинный балкон выходил не в тихий двор, а как бы нависал над тротуаром, не умолкавшим ни днём ни ночью.
— (6)Есть на что свалить свою старческую бессонницу! — говорила бабушка.
(7)У неё было четыре дочери. (8)Но только моя мама жила в одном городе с бабушкой. (9)И не просто в одном городе, а за углом, в трёх шагах. (10)Точнее сказать, в двадцати семи… (11)Я подсчитал однажды количество шагов от бабушкиного дома до нашего.
— (12)Хорошо, что мы не живём вместе, в одной квартире, — говорила бабушка. — (13)С детства люблю ходить в гости. (14)Встречают, провожают… (15)Ухаживают!
(16)В гости она любила не только ходить, но и ездить. (17)Она часто вспоминала о том, как ездила много лет подряд на лето в деревню к своему брату — учителю.
(18)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в других городах, позовут её к себе. (19)Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезёт своим внукам.
(20)Дочери присылали поздравительные открытки. (21)Они сообщали, что очень скучают. (22)Они любили её. (23)И наверное, просто не догадывались… (24)Конечно, я мог бы им обо всём написать. (25)И однажды совсем уж собрался… (26)Но бабушка остановила меня.
— (27)За подсказки, я слышала, ставят двойки?
— (28)Ставят, — ответил я.
(29)В канун Нового года я решил пригласить в театр свою одноклассницу Галю. (30)На спектакль я купил два билета. «(31)Подойду к Гале, — думал я, — и как бы между прочим скажу: у меня оказался лишний билет. (32)Возьми, если хочешь…» (33)И весь спектакль буду сидеть рядом с ней! (34)Так закончится год… (35)И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!
(36)В конце декабря, словно сговорившись, пришли открытки от всех маминых сестёр. (37)Они поздравляли бабушку, маму с папой и даже меня. (38)Опять писали, что очень скучают и никак не дождутся встречи!
— (39)В ожидании тоже есть прелесть: всё ещё впереди… — тихо сказала бабушка.
(40)Мама и папа стали объяснять, что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, но не пойти они просто не могут. (41)И я в тон им с грустью сказал:
— А мне завтра придётся пойти в театр.
(42)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке. (43)Тогда я вдруг… неожиданно для самого себя произнёс:
— Пойдём со мной, бабушка. (44)У меня есть лишний билет!
(45)Родители очень обрадовались. (46)А бабушка ещё ниже склонилась над своей сумкой. (47)Она продолжала что-то искать в ней. (48)Но теперь уже, мне казалось, от радости.
(49)Огромная, добела раскалённая люстра начала остывать, остывать… (50)Медленно, как бы нехотя раздвинулся занавес. (51)И на сцене появился мальчишка. (52)Он шёл, останавливался, думал. (53)И снова шёл… (54)И я верил, что он идёт к старой женщине, которая полвека была учительницей, а потом заболела, покинула школу. (55)А жить без ребят не могла. (56)И мальчишка решил победить её одиночество…
(57)Когда огромная люстра под потолком стала вновь раскаляться, бабушка ткнула пальцем в программку и сказала:
— Она… волшебная актриса!
— (58)Которая играет мальчишку?
— (59)Да… — бабушка помолчала.— (60)Потому что она — это ты. (61)Сегодня, по крайней мере…
— (62)Ну что ты?! — скромно возразил я.
— (63)Пойдём в буфет, — предложила бабушка. — (64)Я обожаю толкаться в театральных буфетах!
(65)Сейчас, через много лет, я думаю: «Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер её дочери, жившие в других городах… (66)Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!»
(По А. Г. Алексину) *
*Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) — советский и российский писатель, сценарист и драматург, автор книг для детей и юношества.
Задание № 28354
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Дочери присылали поздравительные открытки.
2) Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в двух городах, позовут её к себе.
3) Я думаю, бабушка была бы этому рада, такой характер у неё был удивительный.
4) Она… волшебная актриса!
5) И мальчишка решил победить её одиночество…
(1)Дома, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его счёт расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада, такой характер у неё был удивительный.
(4)У неё было четыре дочери. (5)Но только моя мама жила в одном городе с бабушкой, в трёх шагах от её дома.
(6)– Хорошо, что мы не живём вместе, в одной квартире, – говорила бабушка. (7)– С детства люблю ходить в гости. (8)Встречают, провожают…
(9)Ухаживают!
(10)В гости она любила не только ходить, но и ездить. (11)Она часто вспоминала о том, как ездила много лет подряд на лето в деревню к своему брату-учителю. (12)Брат был двоюродный. (13)Но, судя по рассказам бабушки, встречал её как родной. (14)А после войны она к брату уже не ездила…
(15)Потому что он погиб.
(16)– Он был самым добрым в нашей семье, – говорила бабушка. (17)– И не потому, что погиб… (18)Я и раньше о нём так говорила.
(19)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в двух городах, позовут её к себе. (20)Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезёт своим внукам. (21)Дочери присылали поздравительные открытки. (22)Они сообщали, что очень скучают. (23)Они любили её. (24)И, наверное, просто не догадывались… (25)Конечно, я мог бы им обо всём написать. (26)И однажды собрался… (27)Но бабушка остановила меня.
(28)– За подсказки, я слышала, ставят двойки?
(29)– Ставят, – ответил я.
(30)В конце декабря пришли открытки от всех маминых сестёр. (31)Они поздравляли бабушку, маму с папой и даже меня с Новым годом. (32)Опять писали, что очень скучают и что никак не дождутся встречи!
(33)– В ожидании тоже есть прелесть: всё ещё впереди… – тихо сказала бабушка.
(34)В воскресенье мама и папа стали объяснять, что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, но не пойти они просто не могут. (35)И я в тон им с грустью сказал: «(36)А мне завтра придётся пойти в театр». (37)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке.
(38)Тогда я вдруг неожиданно для самого себя произнес: «(39)Пойдём со мной, бабушка. (40)У меня есть лишний билет!» (41)Родители очень обрадовались. (42)Оказалось, что они и сами отправились бы со мной, потому что в детском театре взрослым всегда интересней, чем детям. (43)Они бы с удовольствием поменялись с бабушкой, если бы она могла вместо них пойти в ту компанию. (44)А бабушка ещё ниже склонилась над своей сумкой…
(45)Огромная, словно добела раскалённая люстра начала остывать, остывать… (46)Медленно, как бы нехотя, раздвинулся занавес. (47)И на сцене появился мальчишка. (48) Он шел, останавливался, думал и снова шел… (49)И я верил, что он идёт к старой женщине, которая полвека была учительницей, а потом заболела, покинула школу. (50)А жить без ребят не могла. (51)И мальчишка решил победить её одиночество…
(52)Когда огромная люстра под потолком стала вновь раскаляться, бабушка ткнула пальцем в программку, ту самую, которую я собирался хранить всю жизнь, и сказала:
(53)– Она… волшебная актриса!
(54)– Которая играет мальчишку?
(55)– Да… – Бабушка помолчала. (56)– Потому что она – это ты.
(57)Сегодня, по крайней мере…
(58)– Ну что ты! – скромно возразил я.
(59)Сейчас, через много лет, я думаю: (60)«Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер её дочери, жившие в других городах… (61)Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!»
(По А. Алексину*)
Алексин Анатолий Георгиевич — прозаик, драматург, публицист, автор сборников повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых, сложных проблемах психологии и школьной этики.
Показать ответ
Комментарий:
1) Дочери присылали поздравительные открытки. — эпитета нет.
2) Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в двух городах, позовут её к себе. — эпитета нет.<</p>
3) Я думаю, бабушка была бы этому рада, такой характер у неё был удивительный. — есть эпитет (удивительный)
4) Она… волшебная актриса! — есть эпитет (волшебная)
5) И мальчишка решил победить её одиночество… — эпитета нет.
Ответ: 34
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
№14
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1)Обнаружено, что специфический блеск крыльев бабочек обусловлен фотонными кристаллами. (2)Так, чешуйки крыльев бабочек, содержащие эти микроскопические структуры, действуют так же, как и специальная система зеркал в светодиодах. (3)Например, одна из южноамериканских бабочек имеет синюю окраску крыльев, что в природе встречается крайне редко и может быть объяснено только тем, что её огромные крылья покрыты фотонными кристаллами. (4)Одно из доказательств этого – опыт с капелькой спирта, попавшей на крыло бабочки, когда спирт меняет показатель преломления окружающей его среды. (5)Это, в свою очередь, приводит к изменению окраски крыла с синей на зелёную. (6)Окончательно фотонная природа цветных переливов крыльев бабочки была подтверждена при помощи электронного микроскопа.
2. Какие из перечисленных грамматических основ являются верными? Укажите номера ответов.
1) обнаружено (предложение 1)
2) микроскопические структуры (предложение 2)
3) крылья покрыты (предложение 3)
4) это приводит к изменению (предложение 5)
5) показатель меняет (предложение 4)
3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Погоду как будто сглазили(1) нынче весь день льет (2) не прекращающийся ни на минуту (3) дождь(4) который начался еще со вчерашнего дня (5) однако мы(6) по счастью (7) вернулись вовремя (8) к ужину.
4. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «трели соловья», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕ ЗНАЯ — НЕ с глаголом всегда пишется раздельно
2) НЕЧИЩЕНЫЙ пол – полное причастие с приставкой –НЕ- пишется слитно
3) В ТЕЧЕНИЕ года — предлог пишется раздельно и оканчивается на Е
4) СЛЫШИМЫЙ — в суффиксе страдательного причастия, образованного от глагола I спряжения, пишется буквы И
5) ДЕВЧОНКА — в суффиксе существительного после шипящего под ударением пишется О
Прочитайте текст и выполните задания 6—9.
(1)Дома, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его счёт расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада, такой характер у неё был удивительный.
(4)У неё было четыре дочери. (5)Но только моя мама жила в одном городе с бабушкой, в трёх шагах от её дома.
(6)– Хорошо, что мы не живём вместе, в одной квартире, – говорила бабушка. (7)– С детства люблю ходить в гости. (8)Встречают, провожают…
(9)Ухаживают!
(10)В гости она любила не только ходить, но и ездить. (11)Она часто вспоминала о том, как ездила много лет подряд на лето в деревню к своему брату-учителю. (12)Брат был двоюродный. (13)Но, судя по рассказам бабушки, встречал её как родной. (14)А после войны она к брату уже не ездила…
(15)Потому что он погиб.
(16)– Он был самым добрым в нашей семье, – говорила бабушка. (17)– И не потому, что погиб… (18)Я и раньше о нём так говорила.
(19)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в двух городах, позовут её к себе. (20)Она даже присматривала в магазинах игрушки, которые повезёт своим внукам. (21)Дочери присылали поздравительные открытки. (22)Они сообщали, что очень скучают. (23)Они любили её. (24)И, наверное, просто не догадывались… (25)Конечно, я мог бы им обо всём написать. (26)И однажды собрался… (27)Но бабушка остановила меня.
(28)– За подсказки, я слышала, ставят двойки?
(29)– Ставят, – ответил я.
(30)В конце декабря пришли открытки от всех маминых сестёр. (31)Они поздравляли бабушку, маму с папой и даже меня с Новым годом. (32)Опять писали, что очень скучают и что никак не дождутся встречи!
(33)– В ожидании тоже есть прелесть: всё ещё впереди… – тихо сказала бабушка.
(34)В воскресенье мама и папа стали объяснять, что им очень не хочется идти завтра в какую-то компанию, но не пойти они просто не могут. (35)И я в тон им с грустью сказал: «(36)А мне завтра придётся пойти в театр». (37)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке.
(38)Тогда я вдруг неожиданно для самого себя произнес: «(39)Пойдём со мной, бабушка. (40)У меня есть лишний билет!» (41)Родители очень обрадовались. (42)Оказалось, что они и сами отправились бы со мной, потому что в детском театре взрослым всегда интересней, чем детям. (43)Они бы с удовольствием поменялись с бабушкой, если бы она могла вместо них пойти в ту компанию. (44)А бабушка ещё ниже склонилась над своей сумкой…
(45)Огромная, словно добела раскалённая люстра начала остывать, остывать… (46)Медленно, как бы нехотя, раздвинулся занавес. (47)И на сцене появился мальчишка. (48) Он шел, останавливался, думал и снова шел… (49)И я верил, что он идёт к старой женщине, которая полвека была учительницей, а потом заболела, покинула школу. (50)А жить без ребят не могла. (51)И мальчишка решил победить её одиночество…
(52)Когда огромная люстра под потолком стала вновь раскаляться, бабушка ткнула пальцем в программку, ту самую, которую я собирался хранить всю жизнь, и сказала:
(53)– Она… волшебная актриса!
(54)– Которая играет мальчишку?
(55)– Да… – Бабушка помолчала. (56)– Потому что она – это ты.
(57)Сегодня, по крайней мере…
(58)– Ну что ты! – скромно возразил я.
(59)Сейчас, через много лет, я думаю: (60)«Как жаль, что бабушку не видели в тот вечер её дочери, жившие в других городах… (61)Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!»
(По А. Алексину*)
Алексин Анатолий Георгиевич — прозаик, драматург, публицист, автор сборников повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых, сложных проблемах психологии и школьной этики.
6. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Героиня рассказа любила ездить к своему двоюродному брату-учителю, который жил недалеко от неё…
2) Герой рассказа сам предложил бабушке пойти в театр.
3) У героя случайно оказался лишний билет, и он с радостью предложил его бабушке.
4) Бабушка надеялась, что дочери, живущие далеко, позовут её в гости на Новый год.
5) Дочери все-таки позвали свою мать к себе в гости, и она была счастлива.
7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Дочери присылали поздравительные открытки.
2) Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в двух городах, позовут её к себе.
3) Я думаю, бабушка была бы этому рада, такой характер у неё был удивительный.
4) Она… волшебная актриса!
5) И мальчишка решил победить её одиночество…
8. Лексический анализ. Найдите в тексте антоним к слову ВСТРЕЧАЮТ (предложение 8). Напишите этот антоним.
Часть 3.
9.1
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.В. Щербы: «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л.В. Щербы. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.2
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Они бы поняли, как легко было сделать её счастливой!» (предложение 61). Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
9.3
Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
2 – 13
3 – 145678
4 – соловьиные трели
5 – 35
6 – 234
7 – 34
8 – провожают
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
9-й класс
Тренировочный вариант ГИА
Прочитайте текст и выполните задания А1–А7;
В1–В14.
(1) У моей бабушки было четыре дочери. (2) Но
только моя мама жила в одном городе с бабушкой. (3)
От нашего дома до бабушкиного нужно было пройти
двадцать семь шагов.
– (4) Хорошо, что мы живем вместе в одной
квартире, – говорила бабушка. – (5) С детства
люблю ходить в гости. (6) Встречают, провожают…
Ухаживают!
(7) В гости она любила не только ходить, но и
ездить.
(8) Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала,
что дочери, жившие в других городах, позовут ее к
себе. (9) Она даже присматривала в магазинах
игрушки, которые повезет своим внукам.
(10) Дочери присылали поздравительные открытки.
(11) Они писали, что очень скучают. (12) Они любили
ее. (13) И, наверное, просто не догадывались
пригласить.
(14) Однажды в канун Нового года в нашей школе
должен был состояться поход в детский театр. (15)
Дня за три до этого выяснилось, что нашему классу
достались билеты в партер, а параллельному – в
бельэтаж, хотя он был ничуть не хуже нашего
класса. (16) Мне даже казалось, что он был лучше,
потому что в нем училась Галя Козлова.
(17) На спектакль детского театра я купил два
билета. (18) “Пойду к Гале, – думал я, – и как бы
между прочим скажу: – (19) У меня оказался лишний
билет. (20) В партере сидеть лучше, чем в бельэтаже.
(21) Возьми, если хочешь…” (22) И весь спектакль
буду сидеть рядом с ней!
(23) Перед самым Новым годом пришли открытки от
всех маминых сестер. (24) Они поздравляли бабушку,
маму с папой и даже меня. (25) Опять писали, что
очень скучают и никак не дождутся встречи!
– (26) В ожидании тоже есть прелесть: все еще
впереди… – тихо сказала бабушка.
(27) Мама и папа стали объяснять, что им очень не
хочется идти завтра в какую-то компанию, но не
пойти они просто не могут. (28) И я в тон им с
грустью сказал:
– (29) А мне завтра придется пойти в театр… (30)
Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке. (31)
Тогда я вдруг… неожиданно для самого себя
произнес:
– (32) Пойдем со мной, бабушка. (33) У меня есть
лишний билет.
(34) Бабушка еще ниже склонилась над своей
сумкой. (35) Она продолжала что-то искать в ней. (36)
Но уже, мне казалось, от радости.
– (37) Надо будет сделать прическу, – сказала
она. – (38) Но в парикмахерскую завтра не попадешь!
(39) Я надену свое черное платье. (40) А? (41) Как вы
считаете? (42) Оно не будет выглядеть траурным?
– (43) Черный цвет – это цвет торжества! –
возразил папа.
(44) И бабушкин театральный бинокль тоже был
торжественно черного цвета.
– (45) Хочешь посмотреть? – спросила она еще до
начала спектакля.
(46) Я взял бинокль… и навел его на Галю Козлову,
сидевшую в бельэтаже.
(47) В антракте бабушка предложила:
– (48) Пойдем в буфет. (49) Я обожаю толкаться в
театральных буфетах!
(50) Мы вышли в фойе. (51) Я думал, что ребята будут
молча посмеиваться, увидев меня с бабушкой. (52) Но
никто не посмеивался… – (53) Бабушка, идем
скорей… (54) Вон какая очередь! – сказал я.
– (55) Ну, нет! – возразила она. – (56) Старуху в
детском театре должны пропустить вне очереди.
(57) Ее пропустили… (58) Уже добравшись до самой
буфетной стойки, она обернулась и крикнула мне:
– (59) Ты любишь яблочные пирожные?
– (60) Люблю, – неискренне ответил я. (61) Потому
что понял, что бабушка их очень любит.
(А.Алексин)
Об авторе текста:
Анатолий Георгиевич Алексин (род. 3
августа 1924 в Москве) – русский прозаик,
драматург. До войны публиковался в газетах
“Пионерская правда” и “Комсомольская правда”.
В начале Второй мировой войны 17-летний Алексин
был эвакуирован на Урал, где работал
ответственным редактором газеты “Крепость
обороны” на строительстве Уральского
алюминиевого завода (крупного оборонного
объекта). В 1950 окончил Московский институт
востоковедения. Первый сборник повестей –
“Тридцать один день” (1950). Секретарь союза
писателей РСФСР, член редколлегии журнала
“Юность”.
К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта
ответа, из которых только один правильный. Номер
этого ответа обведите кружком.
А1. Какое из высказываний, приведенных
ниже, содержит ответ на вопрос: “Почему бабушка
радовалась, что живет отдельно от дочерей?”.
1. Потому что не хотела быть лишней обузой своим
детям.
2. Потому что она любила ходить в гости, где за
ней ухаживают.
3. Потому что хотела быть хозяйкой в своем доме.
4. Потому что любила одиночество.
А2. Как бабушка отнеслась к предложению
внука пойти в театр?
1. Она обрадовалась, потому что любила
находиться в большой компании.
2. Бабушка расстроилась, потому что у нее были
другие планы.
3. Бабушка обрадовалась, потому что любила
ходить в театр.
4. Бабушка обрадовалась, потому что внук
позаботился о ней.
А3. Как характеризует мальчика информация,
заключенная в предложениях 57–60?
1. Как обманщика.
2. Как любящего внука.
3. Как лицемерного мальчика.
4. Как мелочного человека.
А4. Укажите, в каком значении
употребляется в тексте слово поход
(предложение 14).
1. Передвижение войск или флота с какой-нибудь
целью.
2. Дальние передвижения войск в целях военных
действий.
3. Организованное путешествие или дальняя
прогулка.
4. Организованное или заранее намеченное
путешествие.
А5. В каком варианте ответа содержание
второго предложения противопоставлено
содержанию первого?
1. Я думал, что ребята будут молча посмеиваться,
увидев меня с бабушкой. Но никто не посмеивался…
2. Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала,
что дочери, жившие в других городах, позовут ее к
себе.
3. Бабушка еще ниже склонилась над своей сумкой.
Она продолжала что-то искать в ней.
4. Бабушка, идем скорей… Вон какая очередь! –
сказал я.
А6. Почему бабушка назвала себя старухой?
1. Бабушка искренне считала себя старой
женщиной.
2. Бабушка разговаривала с внуком на одном
языке.
3. Бабушка с внуком находилась в детском театре,
а дети именно так называют пожилых людей.
4. Бабушка долгое время жила в деревне, где слово
старуха является привычным.
А7. Укажите предложение, в котором
средством речевой выразительности являются эпитеты.
1. Перед самым Новым годом пришли открытки от
всех маминых сестер.
2. Она даже присматривала в магазинах игрушки,
которые повезет своим внукам.
3. У меня оказался лишний билет.
А.Билинска-Богданович.
|
4. И бабушкин театральный бинокль тоже был
торжественно черного цвета.
Ответы на задания В1–В14 записывайте словами
или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово обожаю в предложении
49 стилистически нейтральным синонимом. Напишите
этот синоним.
В2. Из предложений 39–42 выпишите слово с
чередующейся гласной в корне слова.
В3. Из предложений 9–12 выпишите слово, в
котором написание приставки при-
объясняется значением “сопутствующее
действие”.
В4. Из предложений 30–31 выпишите наречие с -н-
в суффиксе.
В5. В приведенных ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном
слове.
Дочери присылали поздравительные открытки.
Они писали, (1) что очень скучают. Они любили ее. И,
(2) наверное, (3) просто не догадывались пригласить.
В6. В приведенных ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые
между частями сложносочиненного
предложения.
Мама и папа стали объяснять, (1) что им очень не
хочется идти завтра в какую-то компанию, (2) но не
пойти они просто не могут. И я в тон им с грустью
сказал:
– А мне завтра придется пойти в театр…
В7. В приведенных ниже предложениях из
прочитанного текста пронумерованы все запятые.
Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятые
между частями сложноподчиненного
предложения.
Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала,
(1) что дочери, (2) жившие в других городах, (3)
позовут ее к себе. Она даже присматривала в
магазинах игрушки, (4) которые повезет внукам.
В8. Замените словосочетание маминых
сестер (предложение 23), построенное на основе согласования,
синонимичным словосочетанием со связью управление.
Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу
предложения 19.
В10. Среди предложений 58–61 найдите
предложение(-я) с однородными членами.
Выпишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).
В11. Среди предложений 50–54 найдите
предложение с обособленным обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
В12. Укажите количество грамматических
основ в предложении 26.
В13. Среди предложений 23–26 найдите сложное
бессоюзное. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 14–16 найдите
сложноподчиненное предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого
предложения.
Ответы: А1 – 2; А2 – 4; А3 – 2; А4 – 4; А5 – 1; А6
– 3; А7 – 4.
В1 – люблю; В2 – считаете; В3 – присматривала;
В4 – поспешно; В5 – 2, 3; В6 – 2; В7 – 1, 4; В8 – сестер
мамы; В9 – билет оказался; В10 – 58; В11 – 51; В12
–3; В13 – 26; В14 – 16.
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва