МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
СПАС-ЗАУЛКОВСКАЯ ШКОЛА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
МАСТЕР-КЛАСС
по декоративно-прикладному творчеству
«Рождественский сувенир»
ОТКРЫТКА
«ЗИМНИЙ ЛЕС»
Туртанова Марина Владимировна,
учитель технологии
ВВЕДЕНИЕ
Разве есть какой-то другой праздник, который любят практически все независимо от возраста и места жительства?
Празднование Нового года для каждого человека имеет особенную ценность. У многих это событие ассоциируется с хрустом снега под ногами, запахом мандарин и ели, теплой домашней атмосферой. Детский смех, елка, куранты, фейерверк — главные атрибуты праздника. Каждый из нас помнит свою новогоднюю сказку — особенный Новый год, который остался в памяти на всю жизнь.[1]
И действительно, праздник Новый год отмечают многие народы тогда, когда наступает переход из последнего дня уходящего года в первый следующего. Отмечали этот праздник еще в III в. до нашей эры в Месопотамии.
Мною представлен мастер-класс по изготовлению новогодней открытки из подручного материала.
Цель: Изготовление новогодней открытки из подручного и бросового материла с элементами декорирования.
Задачи:
1. развивать творческую фантазию, воображение;
2. совершенствовать навыки работы с картоном, ножницами, клеем, соблюдая технику безопасности.
Мастер-класс предназначен для детей с 5 лет, может быть полезен в работе воспитателям ДОУ, учителям младших классов, дополнительного образования, всем творческим людям.
Открытку можно использовать в качестве подарка к новогоднему празднику или для украшения комнаты.
ВЕРНЕМСЯ К ИСТОКАМ
Начинать календарный год 1 января постановил римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. И посвящен этот день был римскому богу Янусу – богу выходов и входов, всех начал и дверей. В честь этого бога был назван и первый месяц года – январь, а сам бог изображался двуликим – одно его лицо смотрело вперед, в то время как другое оглядывалось назад.[2]
В России Новый год начали праздновать 1 января с 1700 года, по указу царя Петра І
В 1699 году он издал указ, согласно которого в ночь на 1 января каждого года (по юлианскому календарю) все жители страны празднуют приход нового года. Народное гуляние длилось 7 дней — за этот период каждый вечер возле Кремля гремели пушки, а в частных дворах пускали залпы из более мелких орудий. Ворота домов украшали еловые и можжевеловые ветки, а на столбах висели смоляные бочки, которые поджигались и придавали празднику торжественности. Уже в те времена ели было принято украшать деревянными игрушками, орехами и всевозможными сладостями. Все нововведения были заимствованы у европейских соседей.
Наши предки на Руси праздновали Новый год с приходом весны — как праздник солнца, тепла, ожидания нового урожая.[3] Далее с 14 века – с первого сентября — во время сбора податей и урожая.
Подобным образом Новый год праздновали несколько столетий, вплоть до революции 1918 года, когда новогодние гуляния вовсе запретили. Лишь в 1937 году традиция возродилась, а в 1947 году 1 января объявили выходным днем. С тех пор новогодние выходные переросли в настоящие каникулы.[4]
Больше 300 лет россияне отмечают Новый год, и за этот период к празднованию примкнуло множество традиций, как европейских или американских, так и родных, советских. Символом праздника стал дедушка с белой бородой, имя которого — Дед Мороз.
Дарить подарки на Новый год считается исконно русской традицией. [5] А вот обычай дарить на Новый год и Рождество открытки возник в Англии. Первую новогоднюю открытку создал английский художник Добсон в 1794 г. Он изобразил на ней заснеженный зимний лес и счастливую семью возле елки. А первое новогоднее поздравление по почте отправил англичанин Генри Коул в 1843 г. Именно он попросил своего друга Джона Герсли нарисовать новогоднюю открытку. Его рисунок, зимний пейзаж, был использован как образец рождественской открытки, и с него напечатали первую партию открыток.
Из Англии новогодние открытки пришли и в Россию. В нашу страну привозили готовые открытки без надписи, поздравления писали каллиграфы, поэтому такая открытка стоила немалые деньги.[6]
Среди сюжетов рождественских открыток преобладали изображения старых русских гаданий и обрядов, бескрайние хвойные леса и заснеженные крестьянские избушки, златоглавые церкви, Дед Мороз и Снегурочка на лихой тройке лошадей, веселые детишки, играющие в снежки и лепящие снеговика, конечно же, прекрасные ангелы. В качестве изображений для открыток часто использовали картины известных русских художников. По мнению некоторых историков, создателем первой русской новогодней открытки был великий художник Николай Карамзин.
В годы Великой Отечественной войны новогодние открытки помогали всем гражданам СССР верить в победу. Новогодние открытки этого периода помогали воинам и их семьям верить в победу, объединяли людей, ведь вместо обычных пожеланий писали такие надписи: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!», «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники! Во имя Родины вперед, на полный разгром врага!». Художники работали только с двумя цветами – красным и черным, чтобы ускорить процесс печати.
В 1945 г. русские военнослужащие, находящиеся на территории освобожденной Европы, стали отправлять в нашу страну красивые импортные новогодние открытки, и так начался новый этап в развитии отечественной рождественской открытки.
1960-е годы – настоящий расцвет новогодней открытки. Наряду с привычными мотивами, стали появляться современные сюжеты на тему освоения космоса, развития техник. Например, Дед Мороз вез свои подарки на самолете или космической ракете. Новогодние открытки 1960-х годов отражали реалии своего времени. Именно тогда на открытках начали изображать кремлевские куранты и радостные семьи, встречающие Новый год на Красной площади. Тогда и начался обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками.
Жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые советские времена, когда каждый уважающий себя гражданин огромной страны задолго до боя кремлевских курантов усердно подписывал двадцать и более новогодних открыток родным, друзьям, знакомым. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение еще не поздно.[7]
Предновогоднее настроение создать довольно просто, ведь все кроется в мелочах. Попробуйте изготовить чудесные открытки на Новый год своими руками, это очень весело и просто, такой оригинальный подарочек по достоинству оценят друзья и близкие. Предлагаю вам ознакомиться с мастер-классом (Приложение) по созданию открытки. Воплотите предложенные идеи в реальность.[8]
Празднуйте с легкой душой и сердцем, оставляйте все обиды в уходящем году, встречая Новый год с положительным настроем и свежими силами. Дарите близким праздник, это того стоит. Собрать всю семью за одним столом — вот что ценно. Сказать любимым и родственникам главные слова любви — вот что незаменимо, видеть в детских глазах слезы счастья — вот что не купишь ни за какие деньги! Будьте щедрыми на слова и поступки, это принесет вам удачу в Новом году!
С Новым годом! С Новым счастьем!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. http://www.sagen.at/doku/oksana/neujahr_russland_russ.html
2. http://www.inflora.ru/directory/russian-holidays/january-holidays/new-year.html
3. http://smeshok.com/main/humor/holidays/newyear/index-00001.shtml
4. http://www.russianelka.ru/winrus/novyij-god/istoriya-vozniknoveniya-novogo-goda/
5. http://sowed.ru/novyj-god-tradicii-darit-podarki
6. https://otvet.mail.ru/question/20374480
7. https://www.kulina.ru/articles/holy/novyjgod/doc/
8. http://mirpozitiva.ru/articles/1519-novogodnie-otkrytki-svoimi-rukami.html
МКУ отдел образования муниципального района
Давлекановский район Республики Башкортостан
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества
Методическая разработка
открытого занятия
«Поздравительная открытка»
Выполнила Стрельцова Наталья Вячеславовна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО Дом детского творчества
МР Давлекановский район РБ
г.Давлеканово- 2018г.
Содержание:
1.
Пояснительная записка 3стр.
2. Теоретическая часть 4
стр.
3. Ход занятия 5
стр.
4. Практическая часть 7
стр.
5. Итог занятия 8
стр.
6.
Используемая литература 9стр.
Пояснительная
записка
Занятие на тему
«Поздравительная открытка» в техниках аппликация и оригами разработано для
обучающихся объединения «Палитра» МБОУ ДО ДДТ. Оно имеет
художественно-эстетическую направленность и может использоваться на занятиях в
Домах детского творчества и школах.
Цель: создание условий для расширения представления учащихся об открытке как о предмете искусства
Задачи:
·
Образовательная: ознакомление обучающихся с историей возникновения, видами,
формами поздравительной открытки как формы общения между людьми. познакомить с
разнообразием художественных решений открытки; создать эскиз открытки;
выполнить работу с применением цветной бумаги
·
Развивающая: формирование умения работать по плану, развитие
художественно-творческого воображения обучающихся, аналитических способностей,
совершенствовать навыки аппликации. развивать
воображение, фантазию, художественный вкус;
·
Воспитывающая: воспитание чувства товарищества, умения работать в коллективе,
воспитание взаимовыручки, приучать соблюдать порядок на рабочем месте вызвать положительные эмоции от художественной деятельности,
интерес к изобразительному творчеству;
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаши, клей, цветной картон.
Тип занятия: изучение нового
материала.
Данное занятие разработано и реализуется в рамках программы
«Палитра». Место проведения занятия: Дом детского
творчества, группа 8-10 человек. Продолжительность занятия: 2 часа.
1. Этап организационный.
2. Вводная беседа об открытках и технике оригами.
3. Объяснение нового материала
4. Физкультминутка.
5. Выполнение практической работы
6. Подведение итогов занятия.
Техническое оборудование: компьютер, телевизор для показа презентации.
Материал: колер, гуашь, акварельные краски, тушь, нить №10, альбомные листы,
баночка с водой, кисточка.
Зрительный ряд: открытки разных форм и размеров, презентация Power Point
1. Организационный момент (5
мин.)
– Здравствуйте, присаживайтесь.
Давайте оставим все проблемы за дверями класса, настроимся на хорошие добрые
эмоции и постараемся получить новые знания и новые умения. (На дверь
прикрепляется рисунок с веселым личиком)
2. Вводная беседа (10 мин.)
– Ребята, скоро веселый праздник.
Какой? (Новый год)
– Вы уже придумали, как вы
будете поздравлять своих близких и друзей? (сделаем подарки, пошлем СМС, подарю
открытки и т.д.)
– Как поздравить человека,
если живет очень далеко? (выслать ему открытку)
— Совершенно верно, одним
из подарков является поздравительная открытка.
Печатают открытки с
рисунков, созданных художниками.
Поздравительные открытки
– нарядные и забавные, весёлые и добрые. С помощью открытки можно многое
сказать без слов.
Но ещё лучше, если сделать
открытку своими руками.
— Вы уже догадались, чем
мы будем заниматься на уроке?!
(Да, …………….)
— Верно, мы создадим поздравительную
открытку.
— Наши задачи:
·
создать
эскиз открытки
·
выполнить
открытку
– Ребята, какова цель нашего
урока? (Что мы должны сделать? Чему научиться?)
(Запись цели учителем на
доске).
3.Объяснение
нового материала, демонстрация. (15мин.)
— Ребята, вы
знаете, что существует великое множество различных поздравительных открыток.
Все открытки
можно разделить на две группы:
по · · · · · · |
по · · · · · · · |
— Ребята,
как вы думаете, с чего начинает свою работу художник?
(………………………………)
— Сначала
художник для будущей открытки придумывает форму.
Существуют
разные формы открыток.
(образцы на
доске)
— Затем
выбирает назначение открытки.
— Только
потом приступает к оформлению открытки.
– Ребята, наверное, каждый из
вас не раз дарил открытки. А что вы знаете об открытках?
– Я предлагаю пополнить багаж
наших знаний и посмотреть несколько слайдов. А после просмотра слайдов я
попрошу вас ответить на вопросы в карточках новых знаний. (прил.2)
Просмотр презентации (прил.1)
1 слайд.
Открытка — дословно означает открытое письмо.
Когда
появилась открытка?
С позиции
истории – не так уж давно: каких-то 150-200 лет назад. Путь появления открытки
в каждой из стран был различным.
2 слайд.
Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у
них в 1794 году. Она была создана английским художником Добсоном, который
подарил своему другу карточку. На ней был изображен зимний пейзаж и семейная
сценка возле елки.
Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются
родоначальниками открытки. Во Франции она появилась во время франко-прусской
войны. Солдаты писали весточки родным на карточках, а на обороте рисовали
рисунки.
А китайцы так и останутся при своём мнении: открытка их
изобретение.Хозяин дома в канун праздника вывешивал возле двери мешочек с
надписью «Извините, что не могу принять лично». В этот мешочек
следовало опустить свою карточку с пожеланием. Изначально все карточки были
только красного цвета.
3 слайд.
В Россию открытки поначалу
привозились из-за границы, в основном из Германии. Первые отечественные
открытки были выпущены в Петербурге к Рождеству 1898 года.
4 слайд.
Размеры открыток различны от
самой большой (формата А2) до самой маленькой (40х60мм).
Сейчас открытки изготавливают
из картона, также используют тонированную и тисненую бумагу, кальку, фольгу и
даже шоколад.
5 слайд.
Что же касается предназначения
открытки, сейчас можно встретить не только поздравительные, но и рекламные,
деловые открытки.
Нand-made – это открытки,
сделанные собственными руками с использованием ткани, кожи, сухоцветов,
минералов. Говорят, что у этих открыток есть душа.
Поздравляйте с открытой душой,
а поможет вам в этом открытка!
4. Физкультминутка (10 мин.)
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5.Выполнение
практической работы. (35мин.)
— Вот и мы сегодня будем
художниками и создадим поздравительную новогоднюю открытку.
Но сначала нам надо
вспомнить правила безопасной работы
с ножницами, клеем и
карандашами.
Елочку для нашей открытки мы будем делать в технике оригами,
технику эту мы уже проходили, так что ж это за техника??(ответы обучающихся)
Для начала нужно взять картон любого цвета, который Вам
понравится и сложить его пополам, чтоб у нас получилась настоящая открытка.
Заготовку можно немного срезать по краю фигурными ножницами. Затем берем лист
зеленой цветной бумаги и вырезаем 5 квадратов размерами 4х4, 5х5, 6х6, 7х7,
8х8. С каждым квадратом проводим процедуру складывания ( по технологической
карте). Когда все 5 модулей готовы, приклеиваем их на подготовленный картон, украшаем
елку самостоятельно. Внутри открытки можно написать поздравление.
Обобщение
– В начале урока мы поставили
цель. Как вы считаете, мы выполнили ее?
Закрепление – проверка ответов.
Рефлексия (1 мин.)
– Вам было интересно?
– Что нового вы узнали?
– С какими трудностями
встретились?
– Мне было очень приятно
поработать вместе с вами, спасибо за урок. Хочу пожелать вам дарить другим
только хорошее настроение и тогда другие люди ответят вам тем же.
Список литературы:
1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М.: Просвещение, 1992
2. Перевертень Г.И. Самолеки из бумаги. М.: Просвещение, 1983
3. Программно-методичексие материалы. Изобразительное искусство. 5-9
классы/сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1998
4. Ростовцев. Н.Н., Тереньтев А.Е. Развитие творческих способностей
на уроках рисования. – М., 1976
5. Журналы “Юный художник”
Использованные
Интернет-ресурсы:
1. http://gazetaravenclaw.narod.ru
2. http://www.genon.ru
Приложение1
Приложение 2
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка? (150-200 лет назад)
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России? (Рождество 1898 г.)
3.
Какие виды открыток
существуют? (поздравительные, рекламные, деловые)
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”? (сделанные вручную)
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в каком
году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Карточка новых знаний
1.
Когда появилась первая
открытка?
2.
К какому празднику и в
каком году были выпущены открытки в России?
3.
Какие виды открыток
существуют?
4.
Про какие открытки
говорят, что они “сделаны с душой”?
Скачано с www.znanio.ru
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа №7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический проект
Изготовление поздравительной открытки
«Букет для мамы»
—
Автор и руководитель проекта:
Гринкевич Людмила Николаевна
Аннотация
Поздравительная открытка «Букет для мамы» — цветы, наклеенные на основу – картон. Лепестки цветов — согнутые пополам и склеенные полоски бумаги, сердцевина цветка – пушистый шарик, изготовленный из бумажной салфетки. Букет состоит из трёх цветков разного цвета. Дополнение к букету – бумажная лента с надписью: «С праздником 8 Марта».
Идея изготовления открытки связана с приближением праздника «Международный женский день». Открытка может служить отличным подарком любимой маме, дополнением дизайна комнаты.
Методический паспорт проекта
Автор и руководитель проекта: Гринкевич Людмила Николаевна.
Тема проекта: «Изготовление поздравительной открытки: «Букет для мамы».
Тип проекта: творческий, групповой.
Предметная область: изобразительная деятельность, предметно-практические действия.
Участники: обучающиеся 4Г класса, родители.
Целевая группа: обучающиеся 4Г класса .
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная.
Срок реализации: краткосрочный – 1 урок изобразительной деятельности, 4 марта.
Пояснительная записка
Большое значение в развитии ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью занимают продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, моделирование. Занятия художественным творчеством – оптимальный способ для формирования трудовой умелости и волевой сферы детей, развития восприятия, сенсомоторных навыков, координации движений, что является главным стимулом развития центральной нервной системы, психических процессов, речи. Бумага – незаменимый материал, дающий ребёнку с тяжёлой умственной недостаточностью возможность развития, реализации потребности в созидании.
В процессе творческой деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, мелкая моторика.
Работая с бумагой, дети познают ее свойства, возможности преобразования и использования в различных композициях. У детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах, развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика, развивается глазомер, формируется цветовое восприятие.
Актуальность
8 Марта – традиционно женский день. Любят его все, потому что это, прежде всего, праздник наших мам и бабушек, подаривших жизнь – всем нам! В этот день звучат самые теплые слова, самые светлые пожелания. А если к словам прибавить еще и красивую открытку, сделанную своими руками, от души – эффект от такого поздравления превзойдет все ожидания!
Конечно, в магазинах можно купить любые подарки, но открытка, изготовленная руками ребёнка, — бесценный дар для каждой мамы. Для ребёнка процесс изготовления открытки для мамы – значим эмоционально, ведь мама – самый близкий, родной человек.
Проблема: что подарить маме на праздник 8 марта? у обучающихся не сформированы навыки самостоятельного моделирования изделий из бумаги.
Гипотеза: изготовление открытки своими руками плодотворно отразится на всестороннем развитии обучающихся, решит проблему с подарком для мамы.
Цель проекта:
Содержательная цель педагога: создание условий для развития нравственных, творческих, познавательных способностей обучающихся, развития мелкой моторики, эстетического восприятия.
Деятельностная цель обучающихся: изготовить поздравительную открытку « Букет для мамы».
Техника: моделирование из бумаги.
Задачи:
- вызвать интерес к традиции празднования 8 Марта;
- формировать навыки работы с бумагой;
- развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие;
- воспитывать доброту, заботливое отношение к близким людям.
Ожидаемые результаты:
Обучающаяся |
Педагог |
Приобретение, расширение знаний о традициях, связанных с праздником «8 Марта» |
Развитие познавательной активности обучающейся |
Овладение навыками работы с бумагой (сгибание, наклеивание) |
Укрепление мелкой моторики и развитие творческих способностей |
Укрепление мелкой моторики пальцев рук |
|
Проявление положительных и эмоциональных реакций (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности |
Содействие социализации и самореализации детей, развитию коммуникативной и личностной компетентности |
Повышение стремления к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результат работы |
Предполагаемый продукт проекта: изделие: поздравительная открытка «Букет для мамы».
Оборудование, материалы:
- п/к, м/презентация «Мамин день» https://infourok.ru/prezentaciya-k-prazdniku-mamin-den-3403359.html
- образец открытки
- готовые детали аппликации, основа для открытки (картон), бумажные салфетки, клей.
Рабочий план реализации проекта:
Организационный этап (подготовительный)
- подбор материала, изготовление образца, заготовок для моделирования, аппликации;
- консультирование родителей на тему проекта, поддержки детской инициативы;
Практический этап (урок изобразительной деятельности, 30 минут)
- организация совместной деятельности;
- продуктивная деятельность (моделирование, аппликация);
Заключительный (рефлексивно-оценочный)
- рефлексия
- вручение открыток мамам, дополнение ими дизайна квартиры.
Этап |
Форма работы |
|||||||||||||||||||||||||||||
Организационный этап |
учитель |
обучающиеся |
родители |
|||||||||||||||||||||||||||
диагностика знаний обучающихся о празднике «8 Марта», навыков работы с бумагой, выявление проблемы |
раскрашивание картинок на тему «Цветы» -просмотр м/презентации «Мамин день» -просмотр образцов поздравительных открыток, выбор открытки для изготовления |
ознакомление с задачами, ожидаемыми результатами проектной деятельности |
||||||||||||||||||||||||||||
беседа «Как поздравляют маму» |
||||||||||||||||||||||||||||||
-пополнение развивающей среды по теме проекта —подбор изобразительных средств и материалов |
||||||||||||||||||||||||||||||
консультирование родителей на тему проекта, поддержки детской инициативы |
||||||||||||||||||||||||||||||
Изготовление поздравительной открытки «Букет для мамы» |
||||||||||||||||||||||||||||||
Практический этап |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап |
оценка деятельности обучающихся, ожидаемых результатов |
-вручение открыток мамам -дополнение дизайна квартиры |
—эмоциональный отзыв на поделку, изготовленную ребёнком |
Результаты проекта:
Для обучающихся:
- приобрели опыт подготовки к празднику «8 Марта»;
- закрепили практические навыки работы с бумагой;
- проявили положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость)
- изготовили изделие «Поздравительная открытка «Букет для мамы»
Для родителей:
- проявили интерес к творчеству детей, что положительно отразилось на гармонизации детско-родительских отношений.
Для учителя:
- создала благоприятные условия для раскрытия личности детей, их индивидуальности, творческого потенциала;
Заключение
В ходе реализации проекта удалось создать условия для развития нравственных, творческих, познавательных способностей обучающихся, развития мелкой моторики, эстетического восприятия.
В совместной продуктивной деятельности «педагог + дети» было создано изделие из бумаги. Обучающиеся проявили интерес к творческой деятельности, волевые качества, стремление порадовать своей работой маму, что немаловажно для детей с тяжёлой умственной отсталостью.
Использование нтернет-ресурсов:
- М/м презентация «Мамин день» https://infourok.ru/prezentaciya-k-prazdniku-mamin-den-3403359.html
Управление образования Таборинского муниципального
района
Муниципальное автономное
учреждение Таборинский центр дополнительного образования «Радуга»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
МАСТЕР-КЛАССА
«Поздравительная открытка к празднику 8 марта»
Составитель:
Кириллова Анастасия Александровна
педагог дополнительного образования.
с. Таборы
2024
Пояснительная записка:
В преддверии Международного женского дня проводим открытое
занятие для гостей учреждения, на котором они смогут создать праздничную
открытку или познакомиться с методикой её создания.
Занятие будет проводиться в форме мастер-класса, где дети
будут создавать открытки с помощью красок, кистей, бумаги и других материалов.
Мы будем использовать различные техники рисования, чтобы дети могли проявить
свою творческую индивидуальность. Гости мастер-класса смогут не только
наблюдать за занятием со стороны, но и принять активное участие.
При проведении мастер-класса по рисованию открыток к 8 Марта основой
для создания творческих работ являются духовно-нравственные ценности детей.
Созданные участниками мастер-класса открытки, будут выражать любовь и заботу о
близких людях. Для этого используются яркие цвета, чтобы передать радость и
счастье, а также элементы, символизирующие любовь (сердечки, цветы).
Духовно-нравственные ценности
— это ценности, которые помогают нам жить в гармонии с собой и окружающим
миром. Они включают в себя такие понятия, как любовь, уважение, доброта,
честность, справедливость, ответственность, милосердие, сострадание,
терпимость, благодарность и т.д.
В процессе практической работы с детьми ведётся беседа не
только об этапах выполнения открытки, но и о том, что любовь и забота о близких
людях помогают нам чувствовать себя счастливыми и удовлетворенными жизнью.
Также можно обсудить важность уважения к другим людям и их мнению.
Обращение к духовно-нравственным ценностям на уроках
дополнительного образования может помочь детям развивать свою личность и
формировать правильные жизненные ориентиры.
Особенностью данного занятия является элемент наставничества
как один из методов духовно нравственного развития
– несколько учеников из группы будут участвовать в проведении мастер-класса
вместе с педагогом.
Приобщение детей к проведению мастер-классов по рисованию
может стать отличным способом профориентации. Это может быть интересным и
увлекательным опытом, который поможет им развить свои творческие способности и
навыки. Кроме того, это может помочь им определиться с будущей профессией, так
как рисование является одним из способов выражения своих мыслей и идей.
Кроме того, наставничество может помочь детям развить
социальные навыки и коммуникативные способности. Работа в группе и общение не
только с детьми своего возраста, но и с взрослыми, помогут им научиться
сотрудничать и находить общий язык.
Тема мастер-класса: «Поздравительная открытка к празднику 8 марта».
Участники: гости ТЦДО «Радуга», обучающиеся
детского объединения.
Место проведения: кабинет ИЗО.
Длительность мастер-класса: 40 мин.
Материалы,
оборудование: образцы открыток, гуашь,
акварель, кисти, губки, ножницы, крафтовая бумага, ленточки, малярный скотч,
клей, салфетки, стаканы с водой, цветные карандаши, бумага акварельная формата
А5, компьютер, музыкальное сопровождение.
Методические
задачи:
1.
Представить
праздник 8 Марта,
как часть культурных традиций семьи, связь этих традиций с семейными
ценностями.
2.
Показать
методику проведения мастер-класса на примере изготовления праздничной открытки.
3.
Привлечение
детей, имеющих интерес к педагогической и творческой деятельности с целью
поддержания профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии.
Цели занятия:
— Изготовить
поздравительные открытки к Международному женскому дню 8 Марта.
Задачи
занятия:
1.
создать эмоционально праздничное творческое
настроение;
2.
воспитывать
заботу и внимание о ближних, желание вызвать положительные эмоции (радость) у
мамы (бабушки);
3.
освоить
нетрадиционную технику рисования – печать губкой;
4.
познакомить обучающихся и гостей с поздравительной открыткой как формой общения
между людьми на примере праздника 8 Марта;
5.
формировать умение составлять композицию
открытки, оформлять ее в соответствии с выбранной темой;
6.
развивать у детей творческое воображение, художественный вкус,
умение видеть и понимать прекрасное в праздничной композиции;
7.
совершенствовать пространственную ориентировку на листе бумаги;
8.
развивать мелкую моторику пальцев рук.
План урока:
I.
Организационный момент.
II. Вводная
беседа. Сообщение темы и цели мастер-класса.
III. Практическая
работа.
IV.
Подведение итогов.
I. Организационный момент
Педагог: Здравствуйте, ребята
и уважаемые гости.
Проверка готовности рабочих мест.
II. Вводная беседа. Сообщение темы и цели мастер-класса.
Ученик 1: С приходом весны
мы отмечаем замечательный праздник.
8 Марта —
это первый праздник весны, самого прекрасного времени года. В этот день мы
всегда поздравляем наших мам, бабушек,
которые так много времени уделяют нашему воспитанию, а также сестричек и
знакомых девочек и женщин. В этот день папы поздравляют
своих жён и мам, дарят им цветы.
В нашей жизни
много разных традиций, какие-то мы чтим и соблюдаем, о каких-то узнаём от
родителей. Но одна из распространенных традиций, которую любят и соблюдают все
– это дарение подарков. Повод для того, чтобы
порадовать близких, а заодно и самого себя, всегда найдется.
С одной стороны, сейчас мало кто
пользуется открытками по их прямому назначению –
их сейчас редко отправляют по почте, для связи на расстоянии успешно
применяются другие, более новые и оперативные средства коммуникации.
Однако открытки часто дарят лично. Поэтому большое
распространение получили открытки, сделанные вручную.
Такой подарок, сделанный своими руками, таит в
себе тепло и особое очарование.
Ученик 2:
В этот светлый день весны,
Дарят женщинам
цветы.
Я хочу ответить всем:
Этот праздник – женский
день!
В марте есть такой денек,
С цифрой, словно кренделек.
Кто из вас, ребята, знает,
Цифра что обозначает?
Детям отвечать не лень:
Этот праздник – женский день!
Любимый праздник
Международный женский день ассоциируется с весной, женщинами и цветами.
III.
Практическая работа:
Ученик 1:
А
теперь давайте приступим к изготовлению праздничной открытки!
Педагог:
все желающие могут присоединиться к процессу и сделать открытку, чтобы в
праздничный день подарить её самому близкому человеку.
Ребята,
участвующие в проведении мастер-класса, объясняют и показывают каждый этап
изготовления открытки (см. Приложение№1).
В то время, когда дети и гости выполняют работу, педагог
рассказывает о духовно-нравственных ценностях и их значение в жизни, о том, что
любовь и забота о близких людях помогают нам чувствовать себя счастливыми и
удовлетворенными жизнью (пример текста беседы см. Приложение№4). Также можно
обсудить важность уважения к другим людям и их мнению.
IV. Подведение
итогов.
Когда открытки готовы, педагог-наставник помогает детям
объяснить гостям, как они могут использовать свои открытки в качестве подарка
для своих мам, бабушек, сестер или на уроках со своим классом. Дети также
рассказывают гостям о том, что они узнали о семейных ценностях и
духовно-нравственном воспитании в процессе рисования открыток.
Педагог: У всех сегодня
получились замечательные открытки! Всем спасибо за участие!
Гостям
предлагается оценить мастер-класс с помощью смайликов (шаблоны см.
Приложение№3) и сделать общую фотографию с готовыми открытками.
Приложение №1.
Этапы выполнения поздравительной
открытки
1. Распечатать (см.
Приложение№2) или нарисовать самостоятельно элементы для открытки (клубнички и
тюльпаны).
2. Раскрасить
акварелью элементы.
3. Взять плотную
бумагу формата А5, сделать рамку бумажным скотчем (примерно 1
см.).
4. Закрасить
лист синей гуашью и техникой набрызга белой гуашью сделать на фоне эффект снега.
5. Губкой методом
тычка белой гуашью нарисовать фигуру медведя. Прорисовать чёрной гуашью
мордочку.
6. Вырезать цветы
и клубнички. Из крафтовой, либо кусочков упаковочной бумаги сформировать букет,
наклеить цветы.
7. Наклеить букет на открытку.
8.
Взять цветные карандаши и подписать открытку самыми теплыми
словами.
9.
Снять рамку из бумажного скотча. Открытка к Международному женскому Дню
ГОТОВА!
Приложение №2.
Приложение№3.
– Всё супер! Мастер-класс очень понравился.
– Не плохо!
– Мастер-класс не впечатлил..
Приложение №4.
В наше время, когда мир вокруг нас становится
все более сложным и напряженным, очень важно сохранять и укреплять семейные
ценности и духовность. Одной из таких ценностей является любовь и забота о
близких.
Открытки, которые мы с вами сегодня сделаем –
это прекрасный пример того, как можно проявлять внимание к членам своей семьи, поддерживать
и укреплять духовно-нравственные ценности.
Важно проявлять любовь и заботу через
маленькие жесты и поступки. Например, дети могут приготовить завтрак для своих
родителей, помочь им с уборкой или просто проводить с ними больше времени.
Такие проявления любви и заботы не только
укрепляют семейные связи, но и помогают детям расти и развиваться как личности.
Очень важно учиться заботиться о других, проявлять эмпатию и понимать чувства
других людей уже с детства. Это ценные качества, которые помогут в будущем стать
успешной и счастливой личностью.
Рекомендуемая
литература
1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И.
«Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы».
2. Костерин Н.П. «Учебное
рисование» Москва «Просвещение» 2014
г.
3. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное
искусство». Пособие для учителей. Москва «Просвещение» 2015г.
Мастер-класс
«Открытка в технике поп-ап»
Автор: Казарян Лусине Вардгесовна
Организация: «Центр творчества» г. Сосенский
Населенный пункт: Калужская область, г. Сосенский
Пояснительная записка
Искусство поп-ап – это замечательная возможность создать из простой бумаги нечто совершенно уникальное и неповторимое: объемные и движущиеся картинки. Наверняка вы тоже в детстве делали что-то подобное. Но и в нашем мобильном мире дети всё ещё любят книжки, открывая которые вдруг обнаруживаешь целый объемный мир с перевоплощением бесцветных картинок в цветные.
Цель: создание условий для приобретения опыта изготовления поп-ап открытки из бумаги и картона
Задачи:
- передача продуктивных способов работы;
- обобщение опыта педагога по изготовлению объёмных элементов из картона и бумаги;
- трансляция педагогом-мастером своего опыта;
- совместная отработка приемов изготовления поп-ап открытки;
- оказание реальной помощи участникам мастер-класса .
- передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм практической деятельности; совместное изготовление открыток с объёмными элементами из бумаги и картона, рассказ о применении полученных знаний при изготовлении открыток, скрап-альбомов и книжек.
Ожидаемый результат: изготовление поп-ап открытки.
Состав участников: педагоги дополнительного образования, воспитатели детского сада «Рябинка»
Методы: интерактивный (словесный, наглядный, практический); исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).
Приемы: объяснение; рассказ; беседа с показом практических действий; создание открытки.
Оборудование, оформление, технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии и т.п. не требуется
Наглядные материалы: готовая открытка
Материалы и инструменты: белый листа А4 (плотность 160,180 мг), голубой картон А4, чёрный картон 12×21, прозрачная плёнка 12х21, цветной бумаги красного и жёлтого цвета, ножницы, клей-карандаш, двухсторонний скотч, линейка, простой карандаш, чёрный маркер.
Ход мастер-класса:
I. Вступительная часть
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодняшний мастер-класс посвящён Дню космонавтики. И в преддверии этому значимому дню мы с вами сделаем открытку в стиле поп-ап с чёрно-белым силуэтом ракеты, которая чудесным образам может стать цветной. Такая конструкция открытки позволит вам обыгрывать тему и сделать открытку к любому празднику.
Форма и техника: Тема сегодняшнего мастер-класса «Открытка-сюрприз в технике поп-ап».
II. Теоретическая, демонстрационная часть.
Открытка будет изготавливаться в основном из цветных картонов. Работа поэтапная и требуется точность и аккуратность.
III. Практическая часть.
Итак, начнем изготовление открытки.
1. Голубой картон складываем ровно, на одной стороне рисуем круг диаметром 10 см, отходя от верхнего края вниз на 4 см и вырезаем.
2. Белую бумагу делим на две ровные части и вырезаем. Одну часть, по вертикали складываем с двух сторон по 1 см.
3. На изогнутые полоски аккуратно наносим клей и приклеиваем к голубой открытке с внутренней стороны ,там где вырезан круг. Белая бумага это перегородка для нашего рисунка.
4. От черного картона и прозрачной плёнки отрезаем прямоугольник размером 12х21см. Прямоугольники должны свободно помещаться в перегородку со стороны окошка, а с верху выглядывала чёрная полоска 1,5 или 2 см. Простым карандашом на черном картоне слегка отмечаем места полоски и круглого окошка
5. На второй части белой бумаги, простым карандашом рисуем ракету и облака а на желтой бумаге рисуем звёзды. Вырезам и приклеиваем на черный фон, так чтобы ракета находилась в круге а звезды приклеиваем в рассыпную. По верхнему краю приклеиваем двухсторонний скотч и прозрачную плёнку.
6. По верх прозрачной плёнки приклеиваем ещё одну полоску скотча. Из красной бумаги отрезаем полоску размером 12х3 см, складываем пополам в полоску и приклеиваем на скотч. На красной полоске, маркером делаем надпись «старт!» и на плёнке обводим контуры рисунка. Вдиваем рисунок в открытку так чтобы плёнка выглядовал через «окошко», а цветной рисунок находился за перегородкой.
7. Далее украшаем обложку. Приклеиваем облака с помощью скотча и наконец, закрываем и приклеиваем открытку только с одной стороны.
8. Наша открытка с сюрпризом готова.
IV. Рефлексия: Уважаемые коллеги в завершении нашего сотрудничества мне хотелось бы узнать вашу оценку сегодняшнего мастер-класса. Перед вами лежат звёздочки трёх цветов, которые означают: зелёный-мне было легко, жёлтый- мне было немного сложно, красный-мне было сложно.
Интернет-источники: https://www.mirpoz.ru/ru/publications/history/detail.php?BID=31&ID=1117
https://e-koncept.ru/2017/574054.htm
Полный текст статьи см. приложение
Приложения:
- file0.docx.. 1,3 МБ