Помочь
Помочь
Войти
Открытки-поздравления к Пасхе, Светлому Христову Воскресению
1 мин., 30.01.2018
light
dark
sepia
Авторские открытки к Светлому Христову Воскресению
Старинные пасхальные открытки
Редакция
4
5
Сохранить
Теги:
-
Пасха
-
Пасха
Поддержите журнал «Фома»
550 ₽
1 500 ₽
4 500 ₽
Единоразово
Ежемесячно
Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь
Я соглашаюсь с условиями оферты
Даю свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности
Поддержите журнал «Фома»
Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.
Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.
Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.
Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь
Читайте также
Открытки к Пасхе 2024
15.03.2024
3
5
Открытки на Пасху
21.04.2022
3
1
Смс-поздравления с Пасхой, Светлым Христовым Воскресеньем
16.04.2014
1
5
Запомнить меня
-
Ия
1 год назадГлубокий поклон за ваши труды, Иванова Мария, Рыбакова Анастасия, Наталья Федоренкова. Вы — замечательные художницы! У каждой своя изюминка, своё видение мира. Этим интересны и привлекательны. Храни вас Господь.
Ответить
-
Гость
2 года назадБольшое спасибо! С Праздником!
Ответить
-
Анастасия
2 года назадПростите, но современные Пасхальные открытки очень странные(( Особенно странно удались у Натальи Федоренковой ((
Ответить
-
Диана
7 лет назадОчень хорошо но мало наклеек
Ответить
Наверх
Как я уже говорила в предыдущей публикации, с 1887 года и до 1914 года, в России продавалось огромное количество открыток, выпущенных в Германии. Их отличительной особенностью было изображение традиционных католических пасхальных животных в самых немыслимых порой ситуациях, фривольность по отношению к пасхальной тематике и наличие остроконечных силуэтов готических соборов.
Православным людям такие сюжеты казались, по меньшей мере, странными. Именно поэтому в это время многие русские художники рисуют для открыток. Работы И.Билибина, Б.Кустодиева, Е. Бем известны многим. Они давно стали предметом изучения для художников-графиков. Но помимо мастеров, открытки создаются и малоизвестными художниками. Порой наивные, но очень трогательные «открытые письма» являются художественной иллюстрацией фрагментов жизни русского народа, переданной с тем настроением и чувствами, которые переполняли людей в эти праздничные дни. Русские открытки тоже не блещут философией, но все же… Нельзя не обратить внимание на то, что в этих открытках большой упор делается на славянскую народную культуру. Русская и украинская деревня, сельский храм, колокола, христосующиеся дети… Многие русские открытки перерастают собственно уровень открытки и становятся маленьким шедевром, картиной на тему русского благочестия, русского православия.
Открытки (открытое письмо) впервые появились в 1777 году во Франции. Ниже речь о дореволюционных, пасхальных открытках, а они скорее, ведут свои корни от лубочных картинок, которые в XVII – XVIII веках сначала завозились из Германии, а потом начали выпускаться и в России.
В 1897 году “Общество Святой Евгении” выпустило первые пасхальные почтовые открытки,в ниже представленном виде. Продажа пасхальных открыток оказалась делом коммерчески выгодным и быстро окупаемым. Выпускались открытки с оригиналов работ известных художников, это были картины Бориса Кустодиева, Николая Пимоненко, Мстислава Добужинского, Владимира Лебедева, Михаила Гермашева.
Пасхальные открытки с изображением картин Михаила Гермашева
Художники также создавали иллюстрации специально для пасхальных открыток: в дореволюционной России выпускались открытки по эскизам Ивана Билибина и других известных художников.
“Кулич-город”, пасхальная открытка “ретро”, созданная художником Иваном Билибиным
Особенное место среди дореволюционных пасхальных открыток занимают открытки, созданные художницей Елизаветой Меркурьевной Бём (1843-1914), ученицей выдающегося русского художника Ивана Крамского, — множество пасхальных и других открыток с её рисунками дошли до наших дней. Главные действующие лица её открыток – дети, на открытках часто есть присказка, поучительная или поздравительная надпись. Есть целые серии открыток Елизаветы Бём с участием черных силуэтов – придумка художницы, обеспечившая её работам мгновенное узнавание. Иван Крамской писал о чёрных силуэтах Бём: “И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей”. Есть среди этих открыток и пасхальные.
Изображения детей на открытках ещё одной художницы, Елены Петровны Лебедевой-Анохиной:
Детскую тематику на пасхальных открытках можно назвать основной. Многие другие авторы тоже следовали ей:
Также традиционными атрибутами российской дореволюционной пасхальной открытки – пасхальные яйца, куличи, храмы, цветы…
Были на русскоязычных дореволюционных открытках и нетрадиционные атрибуты: цыплята, зайцы, барашки, причем такие открытки часто производились для российского рынка за рубежом, — отсюда и типичная атрибутика зарубежных открыток. Что хорошо видно на первых двух открытках.
Развитие транспортного машиностроения также отразилось на дореволюционной открытке:
Нечасто, но бывали персонажами открыток и взрослые:
На открытке ниже пасхальная сцена из госпиталя времён Первой мировой войны. Это где-то 1915-й, или 1916-й год.
И удивительное дело, встретил я только одну открытку непосредственно связанную с Воскрешением Исуса Христа:
Старинные открытки, в том числе и пасхальные, становились объектом коллекционирования многих людей. Оригиналы конечно найти не просто, но недавно встретил в продаже переизданные копии дореволюционные открытки.
30 апреля 2016 г.
Шуров Олег Викторович
Накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.
Открытки на Пасху
Много десятилетий подряд накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток (картинок) несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично. «Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.
Отправить поздравительную пасхальную открытку по e-mail
Когда появились первые «открытые письма», точно сказать невозможно. Некоторые историки утверждают, что подобные послания отправляли еще в Древнем Египте. Непосредственными предшественницами современных открыток были гравированные карточки, изобретенные французским гравером Демезоном в 70-е годы XVIII века. Новшество популярностью не пользовалось, поскольку пересылка по почте приветствий и поздравлений с текстом, который мог прочитать любой, считалась нескромной. А вот в России подобные гравированные карточки прижились, хотя общественной почте их не доверяли.
«Почтовое» хождение открытки получили лишь спустя столетие, в 1870 г. и снова во Франции – в военное время в армии не хватало бумаги для писем. С легкой руки книгопродавца Леона Бенардо почтовую бумагу стали заменять кусочками картона. На одной стороне писали адрес, а другая предназначалась для письма. Некоторые солдаты делали на картонках рисунки. Вдохновившись этим, Бенардо украсил адресную сторону открытки патриотической виньеткой и выпустил первую французскую открытку. По другим данным, первую иллюстрированную открытку выпустил книготорговец Шварц из Ольденбурга. В 1874 г. был установлен единый европейский размер открытого письма – 90 х 40 мм, который в 1925 г. заменили на новый — 105 х 150 мм.
Первые иллюстрированные открытки были черно-белыми, затем начали выпускать цветные и фото-открытки. Писать что-либо, кроме адреса, на оборотной стороне открытки было запрещено. В результате отправителю невольно приходилось портить изображение. В 1904 г. появились открытки, на оборотной стороне которых было выделено место для письма.
Изображения на открытках были самыми разнообразными по тематике, но самыми распространенными стали поздравительные открытки, в том числе и с религиозными праздниками. В России по числу отправлений, безусловно, лидировали пасхальные и рождественские открытки, а также открытки с поздравлениями ко Дню Ангела.
Накануне Пасхи тысячи открыток несли поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично.
«Христос воскресе!» — этими словами радости и любви люди спешили поделиться со своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни.
Трудно поверить, но первые пасхальные открытки в России появились только в 1898 г. Они были иллюстрированы четырьмя «весенними» акварелями русского художника Н.Н.Каразина. Выпустило открытки издательство при московской православной общине Святой Евгении. Опыт оказался удачным, открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома к празднику и бережно хранили. В дальнейшем издательство общины стало одним из самых уважаемых в стране производителем поздравительных открыток. За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила около 6,5 тысяч названий открыток разнообразного содержания. Рисунки для них делали самые известные художники того времени: Билибин, Пимоненко, Бём, Зарубин, Зворыкин, Беренштам и многие другие.
Производством открыток скоро занялись и другие издательства, например, петербургское «Ришар» и рижское «Ленц и Рудольф». Поскольку в Европе открытки не пользовались таким спросом, как в России, некоторые западные издательства печатали их для нашей страны.
Именно из Европы на российские пасхальные открытки, помимо традиционных яиц, куличей, храмов, весенних пейзажей и христосующихся людей, попали образы, для России совсем не характерные, например, зайцы или цыплята.
Во время Первой мировой войны на пасхальные открытки проникли агитационные и военные сюжеты, а в первый послереволюционный год на открытке появилось красное яйцо – как символ нового миропорядка. Впрочем, сразу после этого пасхальные открытки были объявлены пропагандой религии, чуждой советскому человеку, и надолго исчезли из нашей жизни. Традиции русской пасхальной открытки сохранялись лишь в кругах эмигрантов.
После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими тиражами начали выпускать церковные издательства, однако продавались они только в церковных лавках. Постепенно возрождаться пасхальная открытка начала лишь в конце 80-х годов прошлого века. Несмотря на все возможности современной полиграфии, многие издательства тиражируют дореволюционные открытки, объясняя это тем, что фантазия художников, к сожалению, не идет дальше стандартных яиц, куличей и фотографий соборов.
Открытки, картинки про Пасху (ФОТО)
Дореволюционные пасхальные открытки
Современные открытки с Пасхой
Зарубежные открытки
Фото: pomogi-delom.ru, blogs.privet.ru, rus-sky.com, rusempire.ru, pozdravimka.com, fantasyflash.ru, vse-pozdravleniya.ru, xmission.com
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
последней трети XIX века в России стало традиционным отправлять на Пасху родным и знакомым «открытые письма» с поздравлениями. Это были открытки с красочными рисунками, на которых изображались пасхальные яйца, куличи, дети, христосующиеся люди, весенние пейзажи, цветы, птицы, храмы.
Пасхальные открытки выпускались в дореволюционной России в большом количестве, они были востребованы, популярны и любимы. Тогда над ними работали лучшие художники и многие из этих открыток представляют собой маленькие полиграфические шедевры. Большим вниманием пользовались произведения Елизаветы Бем – художницы, имевшей свой особенный, неподражаемый стиль.
Нам приятно подарить нашим читателям некоторые из старинных Пасхальных открыток.