Разговорная речь самохарактеристика самопрезентация поздравление конспект урока 8 класс

Тема «Разговорная
речь. Самопрезентация».

1)   
Видеоурок. Разговорный стиль- стилевые
черты и языковые средства (7:29)
https://www.youtube.com/watch?v=7JfH1D5YrZs
(если будет мешать муз. сопровождение- отключите звук)

2)    Графический
мультфильм по самопрезентации (4:08)
https://www.youtube.com/watch?v=ZiS2ab6nphk

Самопрезентация
– инструмент, используя который каждый человек сможет добиться значительных
успехов. Самопрезентация иногда рассматривается как процесс управления образами
другого человека, процесс управления его восприятием через привлечение
внимания, а так же как правила делового общения.

Самопрезентация
есть средство формирования образа «Я». Она, как бы, исходит из социальных
стандартов, которые формируются в обществе. Это разграничение реального и
идеального образа, создание модели поведения, которая на данный момент
соответствует исполняемой роли, имиджу.

Можно
выделить ряд ключевых мотивов, лежащих в основе процесса
самопрезентации:

·                                            
поддержание чувства собственной уникальности;

·                                            
демонстрация своей принадлежности к определенной среде;

·                                            
утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление самооценки;

·                                            
получение социальной, материальной выгоды;

·                                            
повышение привлекательности, получение одобрения и уважения;

·                                            
сохранение и увеличение власти, влияния.

Большинство
исследователей ведущим мотивом самопрезентации считают потребность в получении
социального одобрения. Интерес к теме самопрезентации связан с изменением
ценностного уровня общества. Стало востребовано следовать определенному имиджу,
чтобы быть успешным. Успешность предполагает лидерство в обществе. Нужно уметь
произвести первое впечатление, уметь войти в доверие, уметь показать себя с
лучшей стороны.

Самопрезентация
складывается из трех составляющих
:

·                       
тот, кто самопрезентуется;

·                       
тот, кому самопрезентуются;

·                       
то, что самопрезентуется.

Эти
три составляющих объединяет цель, которую хочет достичь субъект
самопрезентации. Второй участник часто воспринимается как объект, на которого
можно оказывать воздействие. Дополнительным фактором может выступать окружающая
среда, которая задает правила коммуникации.

Освоение
навыков самопрезентации – это путь к саморазвитию. Свой стиль самопрезентации —
это тот ключ, который позволит получить человеческое признание. Совершенствуя
свой стиль общения, установления контакта, проявляющийся в осанке, мимике и
жестах, манере говорить, человек создаст свой уникальный имидж. А он позволит
каждому добиваться поставленных целей.

Упражнение «Экспедиция».
Организуется научно-исследовательская экспедиция.
Вы все очень хотите в нее попасть: кто-то захочет испытать себя, у кого-то есть
профессиональный интерес, кто-то движим любопытством исследователя, а кому-то
хочется просто заработать деньги. Не важно, какова ваша мотивация – главное,
что она очень велика. Для того, чтобы быть зачисленным в отряд, надо пройти
собеседование. Решение о зачислении в экспедицию принимает директор. Им буду
я. 

В
ходе собеседования задаются вопросы:

·        
В качестве кого вы хотите себя предложить?

·        
Что вы умеете делать?

·        
Зачем вы хотите попасть в экспедицию?

·        
Какими чертами характера вы обладаете? 

В тетради
подписать:          Число

                  
« Самопрезентация для того, чтобы быть принятым в экспедицию».

Упражнение «Экспедиция».
Организуется научно-исследовательская экспедиция.
Вы все очень хотите в нее попасть: кто-то захочет испытать себя, у кого-то есть
профессиональный интерес, кто-то движим любопытством исследователя, а кому-то
хочется просто заработать деньги. Не важно, какова ваша мотивация – главное,
что она очень велика. Для того, чтобы быть зачисленным в отряд, надо пройти
собеседование. Решение о зачислении в экспедицию принимает директор. Им буду
я. 

В
ходе собеседования задаются вопросы:

·        
В качестве кого вы хотите себя предложить?

·        
Что вы умеете делать?

·        
Зачем вы хотите попасть в экспедицию?

·        
Какими чертами характера вы обладаете? 

В тетради
подписать:          Число

                  
« Самопрезентация для того, чтобы быть принятым в экспедицию».

Упражнение «Экспедиция».
Организуется научно-исследовательская экспедиция.
Вы все очень хотите в нее попасть: кто-то захочет испытать себя, у кого-то есть
профессиональный интерес, кто-то движим любопытством исследователя, а кому-то
хочется просто заработать деньги. Не важно, какова ваша мотивация – главное,
что она очень велика. Для того, чтобы быть зачисленным в отряд, надо пройти
собеседование. Решение о зачислении в экспедицию принимает директор. Им буду
я. 

В
ходе собеседования задаются вопросы:

·        
В качестве кого вы хотите себя предложить?

·        
Что вы умеете делать?

·        
Зачем вы хотите попасть в экспедицию?

·        
Какими чертами характера вы обладаете? 

В тетради
подписать:          Число

                  
« Самопрезентация для того, чтобы быть принятым в экспедицию».

Родной язык 8 кл

Тема: Разговорная речь. Самопрезентация

Графический мультфильм по самопрезентации (4:08)

Функциональные разновидности языка

К функциональным разновидностям языка относятся разговорная речь, язык художественной литературы и собственно функциональные стили – официально-деловой, научный и публицистический.

Разгово́рный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке.

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ — это преподнесение себя, умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его.

Памятка самопрезентации:

Время 1-2 мин.

Приветствие («Добрый день» (утро, вечер).

Знакомство («Меня зовут… Мне…лет. Я живу в ….»).

Рассказать об увлечениях, что вас выделяет среди других (таланты, способности. «Я люблю… Я могу… У меня очень хорошо получается… Мне нравится…).

Рассказать о своих планах на будущее («Когда я вырасту… Я мечтаю… Я хочу…»).

Заключение (поблагодарить за внимание. «Спасибо, что уделили мне время. Спасибо, что выслушали меня…»)

Самопрезентация – инструмент, используя который каждый человек сможет добиться значительных успехов. Самопрезентация иногда рассматривается как процесс управления образами другого человека, процесс управления его восприятием через привлечение внимания, а так же как правила делового общения.

Самопрезентация есть средство формирования образа «Я». Она, как бы,

исходит из социальных стандартов, которые формируются в обществе. Это

разграничение реального и идеального образа, создание модели поведения, которая на данный момент соответствует исполняемой роли, имиджу.

Можно выделить ряд ключевых мотивов, лежащих в основе процесса

самопрезентации:

• поддержание чувства собственной уникальности;

• демонстрация своей принадлежности к определенной среде;

• утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление самооценки;

• получение социальной, материальной выгоды;

• повышение привлекательности, получение одобрения и уважения;

• сохранение и увеличение власти, влияния.

Большинство исследователей ведущим мотивом самопрезентации считают

потребность в получении социального одобрения. Интерес к теме самопрезентации связан с изменением ценностного уровня общества. Стало востребовано следовать определенному имиджу, чтобы быть успешным. Успешность предполагает лидерство в обществе. Нужно уметь произвести первое впечатление, уметь войти в доверие, уметь показать себя с лучшей стороны.

Самопрезентация складывается из трех составляющих:

• тот, кто самопрезентуется;

• тот, кому самопрезентуются;

• то, что самопрезентуется.

Эти три составляющих объединяет цель, которую хочет достичь субъект самопрезентации. Второй участник часто воспринимается как объект, на которого можно оказывать воздействие. Дополнительным фактором может выступать окружающая среда, которая задает правила коммуникации.

Освоение навыков самопрезентации – это путь к саморазвитию. Свой стиль

самопрезентации — это тот ключ, который позволит получить человеческое

признание. Совершенствуя свой стиль общения, установления контакта,

проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, человек создаст свой уникальный имидж. А он позволит каждому добиваться поставленных целей.

Самохарактеристика – это характеристика на себя.

1. Напишите в самохарактеристике свои анкетные данные: фамилию, имя, отчество, дату и место рождения. Укажите также свой домашний адрес.

2. Сообщите о своем образовании. Важно записать не только название школы, но и уточнить также год окончания учебного заведения.

3. Обязательно напишите о себе, какой иностранный язык вы изучаете.

4. Укажите также сведения о том, какой у вас уровень владения компьютером.

Если вы обучаетесь в какой-то еще школе (например, музыкальной), то укажите обязательно.

5. Сообщите, как можно полнее, информацию о своем желании учиться новому.

Подчеркните свое умение находить общий язык с коллективом, а также аккуратность в работе, умение ладить с людьми, положительно решать спорные или иные конфликтные ситуации.

8. Укажите в характеристике также информацию о своем семейном положении: наличии родителей, братьев и сестер, дедушек и бабушек.

Напишите и о своих увлечениях: занятии спортом, танцами, музыкой и т.д. Сообщите о своем умении писать стихи или музыку, рисовать или петь, чтобы подчеркнуть творческое начало в своем характере.

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ характеризуется следующими признаками:

1) используется: в научных статьях, учебниках, докладах;

2) задачи речи – точная передача и доказательное изложение научной информации.

3) основные черты: точность, логичность, отвлеченность, объективность изложения, неэмоциональность;

4) термины, общенаучные слова, общеупотребительные слова, простые распространенные и сложные предложения с союзами что, который, так как, если, предложения без подлежащего, сказуемое выражено существительным или прилагательным.

В зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как:

1) собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;

2) научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;

3) научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.

Цель любого научного сообщения – изложение определённых научных сведений и их доказательство. Чувства и переживания автора выносятся за скобки, не участвуют в речи. Вряд ли возможны в современной научной статье фразы типа:

Я бился над решением этой проблемы пять лет; Я горд, что первым сумел решить эту сложную научную проблему.

Личные эмоции здесь недопустимы. Именно поэтому в научной речи используются только нейтральные средства и недопустимы экспрессивные.

Лексики научного стиля состоит из трёх пластов:

общеупотребительные слова; общенаучные слова; термины.

К общеупотребительной лексике относятся слова общего языка, которые наиболее часто встречаются в научных текстах.

Например: Прибор работает как при высоких, так и при низких температурах. Здесь нет ни одного специального слова, между тем это научная речь. В любом научном тексте эти слова преобладают, составляют основу изложения.

Благодаря общеупотребительной лексике язык науки сохраняет связь с общеупотребительным языком и не превращается в язык мудрецов, понятный только посвященным, учёным.

Общенаучная лексика — второй значительный пласт лексики научной речи. При помощи научных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники. Эти слова закреплены за определёнными понятиями, но не являются терминами: операция, вопрос, задача, явление, процесс, базироваться, поглощать, ускорять и другие.

Так, слово вопрос, как общенаучное, имеет значение «то или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения, задача, требующая решения, проблема». Оно используется в разных отраслях науки в таких контекстах: к вопросу о валентности, изучить вопрос, узловые вопросы, национальный вопрос, крестьянский вопрос, поднять вопрос, оставить вопрос открытым, вопрос требует незамедлительного решения.

Терминология — это ядро научного стиля. Термин — это слово или сочетание слов, обозначающее строго определённое научное, техническое, искусствоведческое или общественно-политическое понятие. Каждая наука и отрасль производства имеет свою систему терминов, которая называется терминологией.

Цель занятия: ознакомить учащихся с основами самопрезентации.

Задачи:

  • Дать понятие: «самопрезентация»; «резюме»;
  • Познакомить с правилами составления резюме;
  • Познакомить с основами самопрезентации;
  • Рассмотреть понятие имиджа и определить из каких составляющих складывается это понятие.

Оборудование: интерактивная доска, маркеры, бумага.

Ход урока.

1. Введение в тему урока и определение задач урока.

Упражнение «Самопрезентация, или кто я?»

За 5 минут необходимо составить 10 слов или предложений, которые бы ответили на вопрос «Кто я?». Учитель показывает пример на интерактивной доске. Учащиеся делают работу на заготовленных карточках. В конце упражнения учащимся предлагается выбрать 3 самые лучшие самопрезентации.

Учитель: Вы сейчас выполнили упражнение «Кто я?» или по- другому представили свою самопрезентацию.
«Навыки самопрезентации»- это тема нашего урока. На данном уроке мы должны познакомиться с понятием самопрезентации, с основами самопрезентации, определить понятие имиджа. (План на доске) Приложение 1.

1.1. Работа над понятием самопрезентация.

1.2 Упражнение «Моя визитная карточка»

 За 3 минут предлагается изготовить свою визитную карточку. Что вы укажете в ней и каким образом оформите — это ваше дело. Помните: деловому человеку визитная карточка необходима для продолжения контакта, и это возможность заявить о себе как об индивидуальности. (Пример показывается на доске). Рисунок 1.
 Выберите три лучших визитных карточки. Вы сейчас представили еще одну из форм самопрезентации.

2.Изучение новой темы.

За эту часть урока вы дважды имели возможность самопрезентовать себя.

— Что такое самопрезентация?

— В каких жизненных ситуациях мы чаще всего прибегаем к самопрезентации?

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ- это преподнесение себя, это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранять его. (надпись на доске). Приложение 1.

Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих, хотим мы этого или нет. Но этими впечатлениями можно управлять сознательно

Недостаточно, однажды войдя в комнату, доброжелательно улыбнуться и подумать, что вам обеспечен имидж обаятельного человека. Самопрезентация — величина нестатичная, она поддается корректировке и подвержена изменениям, как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Чем же располагает человек при общении с людьми, от чего зависит впечатление, которое он производит? (Опрос учащихся) (Заполняется таблица на слайде)

Это — взгляд, жест, мимика, улыбка, движения тела (атрибуты невербального поведения); интонация, темп речи (атрибуты вербального поведения); одежда.

Основой позитивной самопрезентации является гармония этих трех величин в контексте уверенности и доброжелательности. Психологами установлено, что именно у людей с положительной самопрезентацией окружающие предполагают наличие разнообразных достоинств; они более привлекательны как в профессиональной карьере, так и в личной жизни.

Важность самопрезентации понимали еще наши предки.

2.1 Вспомните пословицы и поговорки на эту тему:

«Встречают по одежке – провожают по уму».
«По одежке протягивай ножки».
«По Сеньке шапка».
«Не в свои сани не садись» и т. д.

Как вы понимаете эти пословицы?

2.2. Коллективное составление резюме.

Игра – деление на группы. Для этого нам необходимо поделиться на группы. Поднимите руки те из вас, кто считает себя лидером (ведущий оставляет 4 лидеров, остальные занимают свои места). Сейчас каждый лидер по очереди будет выбирать себе в группу по одному человеку, пока все участники игры не распределятся по группам.

— Вы уже не однажды слышали такое понятие резюме, кто- то пробовал его составить.

Сейчас мы должны познакомиться с понятием резюме.

Коллективная работа. Класс разбивается на 4 группы. Необходимо за 10 минут изучить теоретический материал и представить его в интересной форме.

1 группа: Понятие резюме. Цель резюме. Формы резюме.
2 группа. Основные блоки резюме.
3 группа. Требования к резюме.
4 группа. О чем не надо писать в резюме?

2.3 Представление теоретического материала группами.

2.4 Составление резюме воображаемого человека. Сейчас вашему вниманию будет предложена схема- шаблон резюме. Вы должны работая в группе заполнить схему на вымышленного человека. Приложение 2

2.5. Игра «Напиши свое имя»

Пожалуйста, встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Одну минуту постойте, полностью выпрямившись, ощутите свое тело. Топните каждой ногой по полу. Теперь вы готовы.

Возьмите себя за локоть и напишите в воздухе свою фамилию. Те, кто это сделал, подайте мне знак: поднимите руку высоко над головой и покажите пальцами букву V- знак победы.

Следующая задача труднее — сконцентрируйтесь на правом бедре и напишите и по воздуху имя вашего лучшего друга. Теперь переключитесь на левое бедро и напишите им имя человека, которым вы восхищаетесь. Тот, кто выполнит это задание, должен снова подать мне знак. В заключении вы должны попробовать писать головой. Напишите в воздухе дату своего рождения. Тот, кто справился должны подать знак двумя руками.

Вам сейчас была дана возможность отдохнуть и самопрезентовать себя. Жесты играют немалую в этом роль.

2.6. Знакомство с понятием имидж.

В беседе с учащимися обсуждается, что такое имидж, из каких составляющих складывается это понятие.

Ведущий. Считается, что люди судят о нас по внешнему впечатлению, которое мы производим в первые минуты знакомства и разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос и умение вести диалог, могут сыграть решающую роль и в вашей карьере, и во всей жизни.

Если ваш внешний вид не внушает доверия и ваша манера держаться оставляет желать лучшего, то окружающие просто отключаются от вас. Чтобы создать свой имидж, не обязательно быть от природы привлекательным человеком, необходимо умело использовать то, что у вас есть.

Учащиеся знакомятся с советами психологов относительно таких составляющих имиджа, как одежда и оптимальный выбор ее цвета. Приложение 3

Учитель. Женщинам в деловой одежде можно придерживаться классического сочетания «черный низ — белый верх», т.е. надеть белую блузку, длинную (или чуть ниже колена) черную юбку или брюки и черные туфли на низком каблуке. Но возможно, это совершенно не ваш стиль делового костюма. В таком случае стоит отойти от классического сочетания, и добавить немного оригинальных деталей и цветов. Мужчинам в деловой одежде стоит остановить выбор на элегантном пуловере или свитере поверх белой рубашки с воротником и классических брюках. Если для вас этот вариант деловой одежды неприемлем, обратите внимание на традиционную рубашку в тонкую полоску в сочетании с однотонным галстуком и брюками черного цвета или цвета хаки. Из обуви хорошо подойдут кожаные или лакированные туфли. Несомненно, деловая одежда очень важна, однако при этом не забывайте о деталях.

Давайте определим: от чего зависит выбор цвета нашей одежды?

Во-первых, ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА: темное можно носить круглый год, светлое — только в теплое время года. Во-вторых, УЧИТЫВАЙТЕ ИМИДЖЕВУЮ ЦЕЛЬ: какое мнение о себе вы хотите создать у окружающих, на какое впечатление вы рассчитываете (то ли бросаться в глаза, то ли казаться нейтральной, «как все», то ли эпатировать и т.д.)

Но цвет не будет работать на ваш имидж, если вы не учтете своих ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, и, выбранный вами, он не поможет подчеркнуть вашу собственную цветовую гамму.

Нельзя в официальной обстановке деловых встреч с партнерами быть в брючном костюме.
Это не только неписаное правило делового мира. Исследования психологов показывают, что такой костюм не способствует деловому успеху.

Нельзя «мини».

Деловой женский наряд должен быть длиннее, чем требует смелая мода. «Мини» все еще ассоциируется с самой древней профессией, и когда серьезные люди говорят о «мини», то подразумевают исключительно «итальянский вариант» — юбка до колен!

Платье или костюм? Платье — это внутрифирменная одежда, оно уместно, если вы находитесь в окружении только своих сотрудников.

Поэтому для работы я предлагаю как основную одежду костюм… Очень подходит для деловой одежды платье с жакетом в тон. Тембр голоса и интонация, позы и жесты. Обсуждаются и другие аспекты проблемы создания собственного неповторимого имиджа.

3. Практическая работа.

(Раздаются буклеты с рекомендациями по деловой одежде). Приложение 4

Используя полученные знания, члены группы создают «имидж-картинку» — цветной рисунок, коллаж и т.д., отражающий их представление о своем образе, который они считают оптимальным для важной деловой встречи (собеседования при приеме на работу).

4. Подведение итогов.

Назовите главный вывод, который вы сделали на нашем уроке.

Урок «Навыки самопрезентации»

Автор: Вострикова Татьяна Александровна

Организация: МОАУ Гимназия №7 (полного дня)

Населенный пункт: Оренбургская область, г. Оренбург

Цель урока:

  • Обучающая: знакомство обучающихся с навыками самопрезентации, с требованиями к оформлению резюме, его ролью при поиске работы;
  • Развивающая: развитие познавательных способностей, способностей к анализу, синтезу; обогащение словарного запаса;
  • Воспитательная: формирование у обучающихся устойчивого интереса к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения.

Задачи урока:

  • Знакомство с основными понятиями урока – «самопрезентация», «резюме»;
  • Формирование умений и навыков установления контактов;
  • Обучить навыкам самопрезентации;
  • Развитие навыков аргументации, невербальных методов общения.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные:

  • научаться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

  • научаться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Познавательные:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

План урока:

  1. Приветствие. Организационная часть урока. Постановка цели урока (просмотр видеоролика).
  2. Изучение нового материала: обсуждение основных понятий (самопрезентация, стратегия самопрезентации, резюме); проведение ролевой игры «сказочная самопрезентация»; обсуждение понятия резюме. Требование к оформлению.
  3. Закрепление нового материала: проведение практической работы – упражнение «Резюме».
  4. Подведение итогов занятия.

Ход урока

  1. Организационная часть урока:

— приветствие обучающихся;

— проверка готовности к уроку у обучающихся;

— постановка цели урока

При общении с людьми мы видим, только то, что хотел бы нам показать человек. А теперь давайте пофантазируем и представим, что у вас есть специальные очки и мы можем посмотреть не только внешнее поведение человека, но и его внутреннее состояние. Для этого я вам предлагаю посмотреть небольшой мультфильм (просмотр мультфильма «Самопрезентация» https://www.youtube.com/watch?v=NfcMXVeWZTo).

— Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (прослушивание вариантов ответов обучающихся). Конечно, речь пойдет о самопрезентации. Самопрезентация происходит независимо от наших желаний. В любом случае мы производим какое-то впечатление на окружающих. Но этим впечатлением можно управлять сознательно.

Важность самопрезентации понимали еще наши предки. Вспомним пословицы и поговорки на эту тему ( Встречают по одежке, а провожают по уму», «По одежке протягивай ножки» и т.д.)

На наших первых занятиях, мы с вами изучили типы темперамента (холерик, сангвинник, флегматик, меланхолик). Как вы думаете, будет ли в некоторой степени зависеть успешность самопрезентации от типа темперамента? Почему?

  1. Изучение нового материала.

Самопрезентация – чрезвычайно интересный психологический феномен, старый как мир, и всегда актуальный. Каждая культура хранит традиции того, как следует себя вести и как научиться себя вести, любой социум озабочен проблемой, как произвести нужное впечатление. Навыки самопрезентации стали неотъемлемой частью таких профессий, как руководитель, учитель, актер, секретарь, многочисленные разновидности менеджеров, продавцов и агентов. Появилась профессия, задачи которой – обучение полезным поведенческим умениям, прежде всего именно навыкам самопрезентации, так называемый бизнес-тренер. Возникли консультационные компании, предоставляющие широкий спектр услуг по обучению персонала всех уровней – от самого нижнего до наиболее высокого.

Тем не менее, самопрезентация мало изучена, особенно в нашей стране. Основная часть практических и теоретических разработок принадлежит зарубежным ученым. Итак, самопрезентация (или управление впечатлением) — это многочисленные стратегии и техники, применяемые индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим. Для человека является характерным демонстрировать различные социальные лица различным партнерам, чтобы представить себя наиболее выгодным образом и произвести наилучшее впечатление, а затем сформировать собственное представление о себе, рефлексируя мнение и поведение окружающих. Учёные считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. Они выделяют пять стратегий самопрезентации, каждая из которых направлена на получение определенного вида власти.

  1. Стараться понравиться. Такая стратегия обязывает окружающих быть любезными, доброжелательными к субъекту, таким образом, достигается власть обаяния.
  2. Самореклама, или самопродвижение человеком своей компетентности дает власть эксперта.
  3. Запугивание – демонстрация силы обязывает окружающих подчиниться, таким образом, достигается власть страха.
  4. Пояснение примером — демонстрация духовного превосходства, достигается власть наставника.
  5. Мольба – демонстрация слабости, дает власть сострадания.

Стратегии навязывают окружающим определенный способ поведения по отношению к субъекту. Но самое главное в эффективной самопрезентации – добиться того, чтобы у объекта самопрезентации на момент расставания с субъектом возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись, возникла своего рода зависимость. Чтобы владеть ситуацией общения в полной мере – субъект должен владеть широким спектром знаний, умений и навыков.

Важные моменты самопрезентации:

Элегантная походка, правильная осанка, изящные жесты не просто доставляют эстетическое наслаждение, но и вызывают чувство доверия и симпатии. Очень редко человек наделен грациозностью от природы. Чаще всего эти качества приобретаются ценой немалых усилий. Конечно, большую помощь в совершенствовании движений могут оказать занятия спортом, танцами. Но многое зависит и от внутреннего состояния человека: по осанке и походке всегда можно понять настроение человека. Психологи считают, что между внутренним состоянием человека и его внешними проявлениями существует двусторонняя связь. Тело сигнализирует об эмоциональном состоянии человека. Но и телесные проявления могут влиять на эмоции. Улучшить настроение можно, вспомнив, какие ощущения вы испытывали в момент радости, эмоционального подъема.

Все сказанное относится и к мимике. С помощью мимики можно не только выражать свои чувства, но и управлять ими. На лице, пластичном и подвижном в молодости, с годами появляются следы характерных эмоций — так называемые мимические морщины. Лоб гневливого человека прорезает вертикальная складка, рот унылого становится похожим на висячий замок, и только лицо веселого, доброго человека с годами не теряет своей привлекательности.

Французский ученый Дюшен еще в XIX веке пришел к выводу, что в появлении улыбки могут участвовать две группы лицевых мышц: большая скуловая мышца, поднимающая губы, и круговые мышцы глаза, подтягивающие кожу к глазам. Если задействованы обе группы мышц, значит, радость человека неподдельна, а улыбка — искренна. Ее так и называют — «улыбка Дюшена». Если улыбка искусственная, то круговые мышцы глаз не работают: человек улыбается одним ртом. Такую улыбку называют социальной, или маскировочной.

Большинство деловых людей считают необходимым начинать общение с улыбки. Однако нередко маскировочная улыбка вызывает обратный эффект.

У каждого народа улыбка несет разную информационную нагрузку. Если для американца постоянная улыбка привычна, а громкий смех допустим, поскольку «работает» на создание имиджа здорового и преуспевающего человека, то в русской традиции постоянная улыбка на лице собеседника, тем более смех без причины — «признак дурачины».

Также специфична и дистанция общения, которую необходимо соблюдать для успешного взаимодействия. Ее диапазон — от 30 см у южных народов до 80 см у северных. Нарушение дистанции может рассматриваться как вторжение в личное пространство, осложняя переговоры, а увеличение дистанции — как проявление высокомерия.

Упражнение «Личное пространство».

Работа в парах. Два человека выходят к доске и становятся лицом друг к другу на расстоянии 3–4 метров. Затем один начинает медленно приближаться к другому. Стоящий неподвижно должен сказать «стоп», когда почувствует, что другой вторгается в его личное пространство. Ученые установили: чем агрессивней человек, тем больше его личное пространство.

«Вторая кожа» — так модельеры называют одежду. К одежде делового человека предъявляются довольно жесткие требования. Платья, свитера, трикотажные кофты — все это прекрасно дома или на прогулке, но для деловой одежды неприемлемо. Покрой и цвет костюма выбирают с учетом фигуры, комплекции, цвета волос, возраста, рода занятий. Для делового костюма наиболее подходящими цветами являются оттенки темно-синего, темно-зеленого, серого, бордо. Блузку или рубашку подбирают в тон костюму или по контрасту. Ювелирные украшения и бижутерию принято носить после 19 часов. Они будут очень хороши с вечерним платьем, а в деловой одежде неуместны. Исключение — обручальное кольцо.

Туфли и сумка непременно должны сочетаться друг с другом и с костюмом. Деловая женщина не должна надевать туфли на босую ногу. В деловой одежде недопустимы просвечивающие ткани, глубокие вырезы и короткие рукава. Длина юбки подбирается индивидуально с учетом пропорций фигуры, однако не должна быть ни слишком длинной, ни слишком короткой. Деловой стиль диктует требования и к верхней одежде: длинное пальто уместнее, чем куртка.

Все сказанное не относится к одежде представителей «свободных» профессий: художников, музыкантов, писателей, артистов, спортсменов. И вообще, главное — одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу. Нередко человеку отказывают в приеме на работу только из-за того, что на нем вызывающе дорогой костюм или часы. А он взял их напрокат.

Один индийский астроном отправился на международную конференцию. Ученый сделал доклад о своем открытии и был удивлен недоверием коллег. Через три года астроном прочитал с большим успехом тот же самый доклад перед той же аудиторией. Вся разница была в том, что первый раз индус выступал в своей национальной одежде, а второй раз — во фраке.

Безупречный внешний вид — это только половина успеха. Некоторые известные люди производят хорошее впечатление только до тех пор, пока не раскроют рот. Речь человека — это визитная карточка, которая всегда с собой.

Грамотная речь — один из компонентов профессиональной компетенции руководителей всех уровней, политиков, преподавателей, юристов, работников радио и телевидения, менеджеров, дипломатов, определяющий их конкурентоспособность на рынке труда. Для общения в целом, в том числе и для делового общения, важно соблюдение норм литературного языка. Незнание и непонимание языковых норм деловой речи может отрицательно сказаться на продвижении по службе. Поэтому так высоко ценятся специалисты, способные грамотно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Упражнение «Сказочная самопрезентация»

Обучающие объединяются в группу по 4 человека. Каждой группе выдается бумажка с персонажем. Обучающиеся должны устроить самопрезентацию от имени этого персонажа, выбрав при этом должность, на которую персонаж претендует. Время подготовки – 5 минут. Остальные участники из хода самопрезентации должны угадать, что же это за персонаж (золушка, буратино, кощей бессмертный, крокодил гена, шапокляк, шрек, красная шапочка, незнайка, кот в сапогах, айболит, баба яга).

Вопросы для обсуждения после завершения: Легко ли было выбирать должности и службы для персонажей? Легко ли было их представлять?

По окончанию профессиональных учебных заведений вы придете устраиваться на работу. Вам необходимо будет заявить о себе как о потенциальном работнике, т.е. сделать собственную презентацию.

Перед приёмом сотрудника на работу руководство предприятия изучает его квалификационные характеристики. В настоящее время, особенно в коммерческих предприятиях, распространена первичная форма знакомства с претендентом на должность в виде резюме.

Резюме — один из важных документов, необходимых при поиске работы.

Резюме — это не детальная история жизни, а внимательно составленный документ, построенный так, чтобы произвести положительное впечатление на потенциального работодателя. Это не постоянный документ. Содержание и форма должны постоянно обновляться. Резюме можно использовать как приложение к заявлению о приёме на работу, как источник информации для заполнения анкет, для справки при общении с работодателем по телефону и, наконец, как список своих достижений для самоодобрения.

Требования к оформлению: Резюме должно быть составлено так, чтобы дать человеку лучший шанс из всех возможных получить приглашение на собеседование. Не существует строгих нормативных правил, как составлять резюме. Но, работодатели должны увидеть Ваши сильные стороны и разнообразие Ваших талантов. Резюме должно удовлетворять следующим требованиям

  • Краткость. Объём текста равен 1 странице Уместность Пишите только о том, что имеет отношение к данной работе, избегайте ненужных деталей и подробностей
  • Правдивость. Представляйте только ту информацию, которую Вы можете полностью подтвердить. Сведения, сообщаемые в резюме, могут в последующем проверяться
  • Уникальность. Пишите о том, что характеризует именно Вас, отличает Вас от большинства других кандидатов
  • Хороший стиль изложения. Пользуйтесь точными формулировками, избегайте непонятных сокращений и жаргона
  • Грамотность. Грамматические ошибки недопустимы
  • Приятное оформление. Используйте только белую бумагу хорошего качества формата А4, чёткий шрифт, текст печатайте на качественном принтере.

Резюме содержит несколько разделов.

Структура резюме:

  • ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ Фамилия, имя, отчество Дата рождения Гражданство Домашний адрес: индекс, город, улица, дом, квартира Телефон
  • ЦЕЛЬ на получение какой должности и почему Вы претендуете
  • ОБРАЗОВАНИЕ (в обратном хронологическом порядке) Год окончания последнего учебного заведения, его название, специальность, квалификация. Год окончания предпоследнего учебного заведения, его название, специальность, квалификация и т.д.
  • ОПЫТ РАБОТЫ (в обратном хронологическом порядке) Годы работы на последнем месте работы, занимаемая должность и краткая характеристика содержания работы. Годы работы на предпоследнем месте работы, занимаемая должность и краткая характеристика содержания работы и т.д. Помимо этих основных разделов можно указать круг интересов, дипломы и сертификаты.
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Знание иностранного языка. Компьютерная грамотность. Ваши уникальные способности (это самый сложный раздел). Размер предполагаемой заработной платы (но, не забывайте о чувстве меры — завышенная или чересчур скромная цифра произведёт о вас неблагоприятное впечатление).

Храните подготовленное резюме в электронном варианте как один из важных документов. Когда в Вашей жизни происходят те или иные события, подлежащие отражению в резюме, введите сведения о них в хранящийся документ и снова сохраните его.

  1. Закрепление нового материала: Практическая работа:

Упражнение «Резюме» (осуществляется индивидуальная работа) — знакомство с образцами резюме; оформление современного резюме; составление резюме. В течение 10-15 минут, пользуясь памяткой (прил.1), составьте свое резюме. Не забудьте указать следующую информацию:

Фамилия, имя, отчество.

Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).

Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с … по …. специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).

Дополнительные навыки: дополнительное образование (курсы 2-3-месячные); знание языков (родной, иностранный); компьютерная грамотность (какие программы знает); водительские права (на какую категорию машин); участие в конференциях и семинарах и т. п.

Опыт работы (начиная с последнего места работы: укажите срок работы, название и адрес организации, в качестве кого работал(а), временно или постоянно, сколько человек было в подчинении и т. п.). Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы.

Основные черты характера, которые вы цените в себе.

Награды, грамоты, степени, звания.

Для связи: домашний адрес и телефон.

Дата и подпись.

  1. Подведение итогов занятия:

— Что нового вы узнали на занятии?

— Что понравилось?

— Что нет?

— Что вызвало затруднения?

Список использованной литературы:

1. Резапкина Г.В. учебно-методическое пособие «Психология и выбор профессии», издательство «Генезис», 2005;

2. Семечкин Н.И. учебник для вузов «Социальная психология», СПб.: Питер, 2004;

3. Интернет ресурс https://lektsia.com/4×6683.html

Приложение №1

Структура резюме:

Фамилия, имя, отчество.

Дата и место рождения (указать число, месяц, год рождения).

Образование (последнее место учебы: название учебного заведения, время обучения с … по …. специальность и квалификация, номер диплома; курсы повышения квалификации).

Дополнительные навыки: дополнительное образование (курсы 2-3-месячные); знание языков (родной, иностранный); компьютерная грамотность (какие программы знает); водительские права (на какую категорию машин); участие в конференциях и семинарах и т. п.

Опыт работы (начиная с последнего места работы: укажите срок работы, название и адрес организации, в качестве кого работал(а), временно или постоянно, сколько человек было в подчинении и т. п.). Навыки и умения, которые приобретены в процессе работы.

Основные черты характера, которые вы цените в себе.

Награды, грамоты, степени, звания.

Для связи: домашний адрес и телефон.

Дата и подпись.

Приложение №2

Золушка

Буратино

Кощей Бессмертный

Крокодил Гена

Шапокляк

Шрек

Красная шапочка

Незнайка

Кот в сапогах

Айболит

Баба Яга

Винни Пух

Приложения:

  1. file0.docx.. 34,3 КБ

Опубликовано: 26.11.2019

Урок русского языка в 8-9 классах

«Приветствуем друг друга, улыбаясь»

Речевой этикет и стилистическое богатство языка

Цель урокасистематизировать и расширить знания учащихся о речевом этикете.

Задачи:

Образовательная:

вспомнить определение этикета, стилистики как раздела лингвистики, учиться различать стилевые разновидности речи и устанавливать закономерности употребления слов, чтобы не допускать стилистических ошибок;

Развивающая:

развивать навыки общения в различных ситуациях, строить высказывания в зависимости от стиля речи ;

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, культуру речи.

Тип урокаизучение нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

Методы организации деятельности: репродуктивный, аналитический, групповой.

Оборудование:

• на доске — таблица с классификацией речевых ошибок, рисунки детей, на которых изображены ситуации общения, иллюстрации к фразеологизмам, пословицам.

• раздаточный материал: карточки и дидактический материал к уроку.

Ход урока

Эпиграфы:

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

Гёте

Русский язык в умелых руках и опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, точен, послушен и вместителен.

А . Куприн

І. Организационный момент.

В классе сдвинуты парты, накрыты скатерти. На столах — чай, торт и сладости.

После краткого вступительного слова о том, что основной задачей курса стилистики является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства людей речи, сообщаю, что сегодня мы отправляемся в небольшое путешествие — в гости, в магазин, в дискотеку. Наш маршрут-это наша жизнь и жизнь окружающих людей. Наш автомобиль- мы сами. Давайте посмотрим на себя со стороны, будем учиться правилам общения, чтобы стать тактичными, вежливыми, уметь выбирать слова для общения в различных ситуациях.

ІІ. Формулирование темы и цели урока. Приветствуем друг друга, улыбаясь.

Пятеро учеников, заранее подготовленных, рассказывают о роли приветствия в нашем языке. Звучат стихи В.Солоухина, А. Барто о том, какой значимостью обладает слово «здравствуйте».

Далее ребята рассказывают о том ,что раньше в русском языке было много приветствий, употреблявшихся в зависимости от того, чем был занят человек, говорят об официальных приветствиях и их шуточных формах, об улыбке, сопровождающей знаки этикета.

Вспоминаем, что такое этикет, стилистика.

Этикет-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Стилистика- раздел лингвистики, изучающий стилевые разновидности речи, помогающий установить закономерности употребления слов.

Все ребята работают на листочках, которые приготовлены для них перед уроком.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности и восприятие материала.

Один из учеников читает стихотворение В.Шефнера «Есть слова»

Вспоминаем, что действительно язык – это важнейшее средство человеческого общения.

Нам уже знакомо имя древнегреческого баснописца Эзопа, который был рабом философа Ксанфа.

Рассказываю небольшое предание о том ,как однажды Ксанф пригласил гостей и приказал подать самое лучшее к обеду. Эзоп приготовил три блюда из языков, купленных на рынке.

Все были изумлены, но Эзоп объяснил, что хозяин приказал купить лучшее, а что может быть лучше языка. При помощи языка люди развивают науку получают знания, общаются, выражают радость, любовь. Такое рассуждение гостям пришлось по сердцу. В следующий раз Ксанф распорядился, чтоб раб подал к обеду худшее. Эзоп вновь купил языки, а объяснил это тем, что нет ничего хуже языка. При помощи языка люди ссорятся друг с другом, развязывают войны, хитрят, лгут. Не всем гостям было приятно слушать Эзопа.

Давайте стремиться к тому, чтобы наш язык был направлен на созидание нового, лучшего, а не на разрушение созданного людьми.

  1. Вежливые слова, которые мы употребляем.

Ребята называют.

-Какой смысл мы в них вкладываем?

Разговорные «поглаживания»: будь, бывай, всего тебе, покеда, пока.

Спасибо, пожалуйста, будьте добры, всего хорошего, счастливо оставаться.

-Разберёмся, в каких ситуациях уместны те или иные выражения, какова их стилистическая окраска, посмотрим, почему у одного слова, употреблённого в разных ситуациях, возникают всё новые и новые значения.

-Давайте возьмём слово «пожалуйста».

Американский учёный Уилсон так описывает своё восприятие этого нашего этикетного знака: « В большинстве англо-русских словарей это слово приравнивается к английскому «Please». На самом деле «пожалуйста» так же похожа на «please», как фраза «Я люблю Вас ,дорогая» на фразу «Давайте поженимся».

  1. Ситуации, в которых звучит слово «пожалуйста»

Ребята проводят групповую работу и выясняют, какое значение вкладывает говорящий в это слово в том или ином случае.

Телеграф. Очередь в кассу. Человек спешит, подбегает к окошку и умоляюще произносит: «Пожалуйста». Люди отвечают этим же словом.

  1. Звучит просьба, мольба.

  2. Ответ- «не стесняйтесь, проходите первым».

Спешащий человек протягивает руку к бланку, телеграфистка подвигает его ближе и говорит:

« Пожалуйста».

3)«Вот то, что вам нужно».

Человек берет бланк и ощупывает карманы: ему нечем писать. Сосед по очереди протягивает ему ручку и -о ужас- говорит : «Пожалуйста».

  1. « Охотно готов помочь вам».

Мужчина торопливо пишет текст, телеграфистка считает слова. Он улыбается и говорит: «Можно ещё три слова?» Женщина в ответ: «Пожалуйста».

5) «Я не тороплю вас».

В этот момент у дверей телеграфа останавливается такси, шофер открывает женщине двери, произнося : «Пожалуйста».

6) «С удовольствием вам помогу».

Женщина подбегает к человеку, который только что записал текст телеграммы, хватает его за рукав, говорит, что всегда его ненавидела и будет ненавидеть до конца своих дней. Он пожимает плечами и отвечает: «Пожалуйста».

7) «Мне безразлично, как ты решишь так и будет».

Делаем выводы. Каждый язык — неповторимая национальная система знаков.

На национальную специфику языка накладывается специфика

обычаев народа, его привычек. Поэтому в формулах речевого

этикета складывается своеобразная фразеология.

ІV. Практическая работа.

Звучит стихотворение Ю. Благова: «Тонкость выражения».

-Выясним, почему автор так назвал его?

-Уместны ли те или иные обороты разговорной речи и всегда ли мы следим за своими словами в различных ситуациях?

Предлагаю ребятам карточкам с ситуациями нашего общения.

Ребята анализируют реплики и выясняют стилистическую окраску каждого выражения и уместность употребления в той или иной ситуации.

«Знакомство», «Приглашение» , «Поздравление», «Просьба», «Отказ».

Взгляните на себя со стороны.

Ребята на листочках выбирают вариант ответа.

І) Вы вошли в автобус в час пик. Он переполнен. Кто-то наступил вам на ногу. Этот человек успел извиниться или вовсе не заметил того, как это произошло. Ваша реакция:

а) Ничего, я сам виноват, растяпа;

б)Смотри куда прёшь, рожа;

в)Полегче, дядя;

г)…другой вариант;

ІІ)Молодой человек звонит девушке:

-Извини, я не могу пойти с тобой в дискотеку. Я иду с Ирой в кино.

Ваша реакция:

а) Очень жаль, я так ждала нашей встречи;

б)Слёзы в трубку : «Ты что решил меня бросить?»

в)Что-о? Ира — дура и образина. А ты — ищи , нахал и мерзавец.

Г) ….другой вариант ответа;

ІІІ) Вы пригласили девушку на танец. Она ответила, что сейчас с вами танцевать не может.

Ваша реакция:

а)Оскорбляетесь;

б) А что ты тут тогда вообще делаешь?;

в)-Могу ли я пригласить вас на следующий танец?;

г) Взрываетесь, хватает её за рукава: «Повыступай ещё»;

д)…другой вариант;

ІV)Вы уходите вечером из дома. Родители предупреждают, чтобы вы в 22-00 были дома. Что вы ответите?

а) Бу сделано;

б) Нашли шпингалетов! Когда захочу тогда и явлюсь;

в)Постараюсь, но если задержусь, то прошу полицию и скорую не беспокоить;

г)….другой вариант.

Сделаем выводы. В любой ситуации человек должен уметь владеть собой, подчинять свои действия моральным нормам, подавлять противоречащие этим нормам побуждения, не разбрасываться резкими выражениями. Это нас вовсе не красит. Обратите ещё раз внимание на эпиграф, записанный на доске. Гёте был прав.

V. « Жалкие слова»

Писатель А. Куприн водной из своих заметок назвал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами жалкими. Заметка так и называлась «Жалкие слова».

Купите колбасочку, вкусненькую, свеженькую.

Предлагаю ребятам придумать ситуацию ( в магазине, на рынке, в транспорте),употребив слова с уменьшительно–ласкательными суффиксами.

-Почему можно согласиться с Куприным и назвать эти слова жалкими? Ребята делают выводы, что они неуместны в данных ситуациях и звучат как лицемерие, намеренное заискивание. Здесь должна быть употреблена нейтральная лексика.

.

VІ. Различие функциональных стилей языка , где они используются, какая лексика им соответствует.

Попытаемся рассмотреть, к чему приводит неоправданное употребление средств одного стиля за его пределами.

М.Шолохов «Поднятая целина».

Секретарь сказал:

-Ступай в райполеводсоюз, затем в столовку, если там обедов не захватишь, или ко мне, жена тебя накормит. Я ей записку напишу .Иди!

Давыдов вышел и прочитал записку: «Лиза! Категорически и незамедлительно предлагаю безоговорочно предоставить обед предъявителю записки».

-Назовите слова официально-делового стиля.

-Уместны ли они в такой записке?

Сделаем вывод. Наша речь меняется в зависимости от ситуации, а через эти изменения мы с точностью воспринимаем отражённые речью человеческие отношения.

Пригласите друг друга в кино, в гости, на свидание, используя вместо нейтральной лексики лексику официально-делового стиля.

-Что из этого получится?

«Наташа уведомляю тебя о том, что ты обязана явиться в гости к Ирине в 17-00».

Мы видим «весёлые картинки». Ребята продолжают работу на листочках, затем мы анализируем записки, которые они написали друг другу.

-Что же получается, если неоправданно смешиваем единицы разных стилей?

Бессмыслица, во-первых. Во-вторых, тем самым засоряем нашу речь.

Не следует забывать, что единицы разговорной речи мы встречаем в текстах художественного стиля. А иначе невозможно представить себе героев.

Один ученик анализирует отрывок из рассказа. В . Шукшина «Сельские жители» и делает выводы об уместности единиц разговорного стиля в лексике жителя деревни.

VІІ. Лексическая и стилистическая сочетаемость единиц языка.

Часто в письменных работах встречаются ошибки в употреблении паронимов – глаголов и паронимов – прилагательных.

Вспоминаем, что паронимы — слова близкие по звучанию, но с различными значениями…

Каждой группе ребят предлагаю паронимы, с которыми они составляют словосочетания и выясняют разницу в значении этих слов.

Рыбий- рыбный, обидный- обидчивый, пушной–пушистый, развивается-развевается, эффективный- эффектный, и т.д.

Ребятам даны карточки. Укажите случаи неверного сочетания слов по смыслу.

Воздух посвежел, с моря дул маленький ветер. Ребята строят снеговика. Мой отец во время всей жизни работал на одном предприятии.

Сделайте контекст более точным, выразительным, заменяя выделенные слова стилистически окрашенными синонимами.

Крепка и верна наша память о тех, кто погиб за свободу родины (отчизны). Из-за глинистых холмов шли (надвигались) тучи. Суровое наказание ( кара) ждёт тех, кто предал материнскую любовь.

-Почему во всех этих предложениях уместнее употребить стилистически окрашенные слова?

Потому что они призваны воздействовать на ум, на души читателей, слушателей, на их чувства.

Меткие слова. Именно так назвали эпитеты составители словаря Горбачевич и Хабло. «Словарь эпитетов русского литературного языка» содержит образные определения более 600 поэтов и писателей. Так, к слову музыка дано 280 эпитетов, море-138, лицо- 591, глаза -480,жизнь-334,язык -324. Подумайте дома, сколько эпитетов к данным словам сможете подобрать вы.

VІІІ. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы убедились в том что , речь наша богата выразительными средствами, лексика обладает различной стилистической и экспрессивной окраской. Множество стилистических оттенков: разговорный и письменный, официальный и фамильярный, научный и публицистический, торжественный и просторечный, деловой, интимный .Все они определяются функциями и условиями создания художественных произведений, употреблениями в той или иной ситуации, обстановке, в том или ином стиле языка. Человек тогда будет обладать культурой речи, когда научимся грамотно ,красиво и ясно выражать свои мысли.

Рассказываю краткую легенду о римском историке Светонии и великом ораторе Цезаре, применившем неправильное выражение ,выступая перед гражданами государства. Большой льстец произнёс: «О, Цезарь, после того, как это слово произнёс ты, оно перестало быть ошибочным».

Но Аттей Капито был поражён мужеством Маркелия, сказавшего: «Нет, Цезарь, ты можешь давать право гражданства людям, но отнюдь не словам».

Помните, что культура общения – эта та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами в беседе. Обратитесь к эпиграфу. Сделайте выводы.

Домашнее задание: найти отрывки из художественных произведений в которых разговорный стиль смешивался бы с официально-деловым, записать их в тетради и прокомментировать.

Одна ученица читает стихотворение С. Маршака « Добрые слова» и приглашает всех пить чай.

Спасибо за урок! Урок окончен.

6

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Развитие речи поздравительная открытка
  • Развертка открытки с днем рождения
  • Развертка открытки на день рождения
  • Развертка конверта для открытки
  • Развалинами рейхстага удовлетворен открытка