Размер открыток до революции

Иллюстрированные открытые письма, безусловно, — одни из наиболее любимых миниатюрных объектов коллекционирования. Именно коллекционеры, обладая многолетним опытом работы с этим источником, могут сравнительно легко определить дату выпуска открытки, подсказать имя издателя и художника. В отличие от их зарубежныхх коллег, в чьем распоряжении уже достаточно справочных изданий и других современных информационных ресурсов, многие отечественные исследователи и новички в сфере филокартии, не имеющие ни печатного подспорья, ни этого особого знания «на кончиках пальцев», оказываются, прямо скажем, безоружными.

За время своей сравнительно краткой истории открытка постоянно развивалась. Неизменной до наших дней осталась только рамка для почтовой марки в верхнем правом углу на адресной стороне открытки. Те видоизменения, которые претерпело открытое письмо на протяжении всего XX столетия, в свою очередь, помогают проводить атрибуцию открыток. Сосредоточив свое внимание на сравнительно небольшом, но очень емком дореволюционном периоде, мы познакомим читателей нашего журнала с основополагающими принципами, которые могут быть применены и в изучении раритетов последующих эпох — это особенности оформления сторон почтового бланка, почтовые штемпеля и знаки почтовой оплаты, анализ изображений, помещенных на лицевой стороне открытого письма и др.

Выделить дореволюционные открытки из общего ряда не трудно: размер 9×14 см, принятый еще в 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже, прямо указывает на это. Открытки первых лет Советской власти, имевшие такой же формат, отличаются прежде всего орфографией и, как правило, более полными выходными данными. Переход на новый больший формат — 10,5 х 14,8 см состоялся в 1925 году.

Из различных аспектов атрибуции данного вида почтовой корреспонденции и печатного произведения главное внимание в этой публикации мы обратим на датировку. Определение даты издания, безусловно, относится к числу самых трудоемких, но очень важных этапов в работе пытливого исследователя. На практике далеко не всегда удается «попасть в десятку», чаще можно только сузить предполагаемые хронологические рамки. Выделим наиболее важные даты для каждой открытки: время создания изображения, время издания и дату ее использования. При этом первая и последняя могут быть определены как «пограничные» по отношению к дате издания, так как устанавливают верхнюю и нижнюю границы ее выпуска из печати.

Не будем особо останавливаться на тех редких случаях, когда дата издания указана самим издателем. Отметим только, что подробные выходные данные являются своеобразной нормой для большинства советских открыток и крайне редко встречаются на дореволюционных образцах. Хотя нужно отдать должное таким издателям и печатникам, как «Шерер, Набгольц и К°», А.А. Горожанкин, М. Кампель и другим, которые часто указывали дату на почтовых бланках. В ряде случаев даты ставились на издательских знаках.

Наиболее точным указанием на дату выпуска изданий является дата цензурного разрешения к печати, но она встречается далеко не на всех почтовых открытках. Даты ставились на многих ранних открытках, например, на карточках с видами Москвы издания Торгового Дома Закс и Яррес 1895 года, почти на всех изданиях Общины Св. Евгении. Отсутствие даты цензурного разрешения на многих открытых письмах отчасти объясняется изменением механизма контроля за печатью в начале XX века. Манифест о свободах наряду с другими гражданскими правами провозгласил и свободу печати. В этот период изменилась работа цензурных комитетов: так, согласно указу от 20 апреля 1906 года Московский цензурный комитет был переименован в Московский комитет по делам печати, при этом он утратил свои цензурные функции. С этого момента контроль за печатными изданиями и преследование за нарушение правил печатания осуществлялись уже после их выхода в свет. Подъем общественного движения тоже способствовал бурному развитию издательского дела. Именно после 1907 года, когда уже были позади и Русско-японская война, и революционные волнения 1905—1907 годов, в стране начался расцвет открытых писем. Ссылки на разрешение, но уже военной цензуры, возобновились с началом Первой мировой войны.

Для начала рассмотрим вариант, когда открытка прошла почту и на ней уже проставлены специальные почтовые отметки (датирующий штемпель отправки, получения). Цифры, указанные в штемпелях или тексте почтового сообщения, могут существенно помочь в датировке издания. Нужно отметить, что, как правило, на использованных почтовых карточках и на открытках, прошедших почту, в начале или конце сообщения такая дата есть. Это неслучайно, так как проставление числа, наряду с указанием адреса, титула адресата и некоторых прочих элементов, составляло эпистолярный этикет, установленный в обществе. Но важно помнить, что между временем выпуска открытки, ее продажей и датой отправки письма существует какой-то временной разрыв. Тем не менее эти данные являются надежным ориентиром в определении верхней хронологической границы, раньше которой карточка не могла была выпущена. Как правило, этот временной разрыв не очень велик.

К сожалению, очень часто цифры на штемпелях пропечатывались недостаточно четко, почерк иной раз крайне неразборчив, встречаются открытки, которыми корреспонденты воспользовались лишь спустя целые десятилетия. Крайне мало могут сказать нам марки. Стоимость марки никак не подсказывает точную дату, так как размер ее оплаты оставался неизменным на протяжении всех лет до 1917 года. Таким образом, эти стороны почтового дела оказываются лишь вспомогательными в арсенале историка и коллекционера. Если к тому же учесть, что в собраниях, как правило, преобладают образцы и вовсе не прошедшие почту, то, не сбрасывая со счетов элементы прохождения почты, надо искать другие ориентиры для атрибуции.

При работе с открытками нужно помнить, что они прежде всего были разновидностью почтовой корреспонденции. С этой социальной функцией связан ряд их особенностей, одна из которых — своеобразный почтовый формуляр, включающий две стороны (адресную и иллюстративную), «рамки» для почтовой марки и специальные строчки «подсказов» для написания адреса, далее — разделительная вертикальная линейка, отметки цензора, издательский знак и т.д. Разобраться во всем этом нам помогают знания по истории почты и развитию почтовой службы в России. Способ датировки, который в определенной степени зависит от особенностей оформления адресной стороны открытки (наличия вертикальной разделительной линейки, различных названий, определяющих вид корреспонденции, размера), — один из самых надежных. Исходя из эволюции почтового бланка, основными «рубежными» датами у дореволюционных открыток стали 1894,1904,1909 и 1914 годы. Заметим, что датировку в пределах пятилетий осуществить сравнительно легко, но дальнейшая атрибуция с точностью до года представляется крайне трудной, а порой и вовсе невозможной.

В ноябре 1894 года Министерство внутренних дел разрешило выпускать бланки открытых писем частным издателям. Естественно, ранние открытки существенно отличаются от тех, что появились позже, и тем более от современных образцов: когда-то одна сторона целиком отводилась для написания адреса, а на другой помещалась художественная репродукция. О строгих правилах того времени напоминает соответствующая надпись на первых открытках: «На этой стороне пишется только адрес». Места для текста оставалось совсем мало. Еще надо заметить, что до 1898 года иллюстрированных открыток в России было издано сравнительно немного, массовый их выпуск начался позже.

Циркуляром начальника Главного управления почт и телеграфов от 16 февраля 1904 года в России был снят строгий запрет писать что-либо кроме адреса на лицевой стороне бланка. К этому моменту в стране уже имели хождение открытки с разделительной полосой. В декабре 1903 года в России вышел почтовый циркуляр «О получаемых из-за границы иллюстрированных открытых письмах с письменными сообщениями на лицевой стороне». В нем говорилось, что в ответ на ходатайства некоторых иностранных почтовых управлений в России разрешается пересылка открыток с необычной адресной стороной (разделенной на две части), отправленных из-за границы. Таким образом, февральский циркуляр 1904 года вводил новое оформление адресной стороны: левая часть предназначалась для письма, а правая — для адреса, марки и почтовых штемпелей. Как правило, в левой части адресной стороны печатался и издательский знак.

Открытки без разделительной полосы оставались в обращении до тех пор, пока не были распроданы все ранее отпечатанные открытки, которыми люди продолжали пользоваться. Какое-то время, с определенной точностью можно сказать, что до середины лета 1904 года, большинство издателей продолжали использовать неразделенные адресные стороны. В этом плане показательны адресные стороны открыток периода Русско-японской войны, среди которых встречаются адресные стороны как с вертикальной чертой, так и без нее. Изданные П.П. Павловым и К.А. Фишером серии, посвященные урагану, пронесшемуся над Москвой 16 июня 1904 года, не имеют разделительной стороны. Поразительно, но даже такая известная в России фирма, как Товарищество Р. Голике и А. Вильборг (Санкт-Петербург), не смогла перестроиться быстро: оборот художественной открытки с пасхальным сюжетом, цензурное разрешение к выпуску которой было получено 23 марта 1905 года, — тоже без разделительной вертикальной черты. Таким образом, из документов видно, что рубежным временем официально стал февраль 1904 года, в действительности же изменения произошли немного позже. Заметим кстати, что дата введения разделительной черты на почтовых бланках, выпущенных в других странах, может быть иной: нововведение не было принято всеми членами Всемирного Почтового союза одномоментно, что послужило еще одним сдерживающим фактором в распространении нового типа открыток. Фактически своеобразное «двоевластие сторон» в мире продолжалось до 1907 года, когда разделенные оборотные стороны были признаны во всех странах. Раньше всех, в 1902 году, нововведение приняла Великобритания, в 1904 году — Россия и Франция, в 1905 году — Германия, позже всех, в 1907 году, — США. Сохранились интересные свидетельства, относящиеся ко времени «междуцарствия»: это открытки, разделительную черту на которых проводили чернилами сами корреспонденты.

В последующие годы в оформлении бланка принципиальных изменений не произошло, но были внесены некоторые уточнения, знать которые тоже полезно в работе с открытками. Так, циркуляр почтового ведомства от 7 сентября 1908 года признал за частными издателями право не воспроизводить надпись «Открытое письмо» при печати открыток. Обязательными элементами признавались разделительная полоса и несколько линий для написания адреса. Год спустя, в 1909-м, согласно новым «Постановлениям по почтовой части», надпись «Открытое письмо» была, заменена другой — «Почтовая карточка», что больше соответствовало зарубежным аналогам (carte postale, postkarte, post card и др.). Интересно, что именно это название утвердилось и сохранилось до наших дней. Надпись «Почтовая карточка» помогает выделить из общей массы открытки, выпущенные начиная с 1909 года. Интересно, что впоследствии постепенно стали исчезать уточняющие слова «для письма», «для адреса».

Почтовым циркулярам не удалось полностью упорядочить оформление открыток; похоже, определенная толерантность почтовых властей к частным издателям начала XX века внесла дополнительные сложности для атрибуции изданий сегодня. Необходимо заметить, что датировка через надписи «Открытое письмо» и «Почтовая карточка» не всегда успешна по отношению к открыткам середины 1910-х годов, когда на бланках сосуществовали оба варианта, а нередко и оба отсутствовали. Например, на открытках работ русских художников-футуристов, отпечатанных в типолитографии В. Рихтера в 1912 году, есть надпись «Открытое письмо». И на другой открытке, 1914 года, «На привале», созданной на основе снимка известного фотографа, участника Первой мировой войны С.А.Корсакова, есть та же надпись — «Открытое письмо». Принципиально важно уметь отличать открытые письма 1900-х и 1910-х годов, в этом случае помогают напечатанное на них изображение и некоторые детали. Так, отсутствие указаний «для письма», «для адреса», несколько большее поле для текста, чем для адреса. Такое сравнение явно говорит в пользу открыток 1910-х годов. Несмотря на многие «но», внимание к особенностям оформления почтового бланка помогает в определении даты выпуска открытки.

Еще один способ датировки заключается в работе с владельческими штемпелями и другими отметками о регистрации, свидетельствующими о времени поступления открытого письма в то или иное собрание. Известна подобная практика у некоторых частных коллекционеров (Н.С. Тагрин, НА. Прытков) и в ряде государственных собраний. Правда, этот способ имеет ряд ограничений: такая практика распространена не очень широко, к тому же разрыв между временем издания и временем поступления в собрание иногда может быть очень большим и тд. Тем не менее датированный штемпель позволяет определить верхнюю границу времени издания открытки. Например, серия, изданная фототипией КА. Фишера и посвященная городским попечительствам о бедных, не имеет указания на время издания. В свою очередь штамп поступления в Московский и публичный Румянцевский музеи позволяет определить, что открытки были изданы не позднее начала 1914 года. Это предположение подкрепляет история фототипии известного немецкого фотографа, деятельность которой почти приостановилась в связи с началом Первой мировой войны и вызванными ею антинемецкими настроениями, неоднократно коснувшимися фотографа К.А. Фишера.

Так сложилось исторически, что 1914 год стал по-настоящему рубежной датой. Когда началась Первая мировая война, многое изменилось не только в странах, но и в издании открытых писем. Во-первых, снова была введена цензура; во-вторых, возможности издателей и фотографов были существенно ограничены как нехваткой специальной бумаги, поставлявшейся прежде из Германии, так и в плане свободы фотографирования. Деятельность множества частных издателей в мирное время, рассчитанная на путешествующих, отдыхающих и туристов, прекратилась по понятным причинам сама собой. В этот период особым спросом стала пользоваться благотворительная открытка, открытка-плакат; видовые и художественные сюжеты существенно сокращаются. О времени издания открыток — мы имеем в виду 1915—1917 годы — говорят качество использованного картона, бумаги, четкость изображения. Почти все они отпечатаны на рыхлом картоне сероватого оттенка. Другая особенность, точно определяющая это время, — узкая белая рамка вокруг репродукции. Во многих зарубежных странах такой прием стал столь популярным, что даже дал название этапу 1915 — 1930-х годов в периодизации иностранных открыток.

Следующим аспектом, дающим определенные подсказки для атрибуции, может быть само изображение, помещенное на открытке. Исследование рисованных и фотографических сюжетов помогает точнее датировать издания открытых писем. Карточки, увидевшие свет до 1904 года, легко угадываются по характеру и месторасположению изображения. Как правило, чем раньше выпущена открытка, тем меньше иллюстрация: приблизительно до 1900 года репродукция занимала не более двух третей стороны, в последующие годы она постепенно увеличивалась, оставив к 1903 — 1904 годам лишь небольшое поле под изображением для краткого письма. Нехватка места для сообщения или порой его полное отсутствие вынуждало писать по «небу», «облакам» и даже по изображению. Самые ранние открытки, как правило, имели художественное оформление в стиле «gruss aus…» с добавлением к основному рисунку (тяготевшему часто к левому верхнему углу) различных виньеток, картушей, цветов и т.п. Ярким примером могут служить открытые письма, изданные в 1899 году к 100-летнему юбилею А.С. Пушкина. После введения в 1904 году разделительной полосы процент открыток с белым полем под иллюстрацией резко сократился.

В случае с видовыми открытками важно знать историю архитектуры и региональную историю. Например, первоначально, исходя из особенностей оформления открытки издания «Хромов и Бахрах», ее можно датировать «после 1904 года» (на оборотной стороне бланка отпечатана надпись «Открытое письмо» и разделительная черта). Анализ сюжетов с изображением памятников императору Александру III и генералу МД.Скобелеву, помещенных на лицевой стороне карточки, позволяет говорить о времени их выпуска не ранее 1912 года, так как упомянутые памятники были открыты в Москве только летом указанного года. В какой-то степени легче датировать открытки, на которых запечатлены определенные события, например, коронация или наводнение. Думается, что репортажные сюжеты сохраняли актуальность и интерес покупателей прежде всего сразу после события и какое-то время после него.

Значительная часть изображений на видовых открытках — здания и памятники, сооруженные задолго до выпуска иллюстрированных открытых писем, поэтому они не способствуют проведению датировки. Таковы, например, собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, Царь-пушка и Царь-колокол в Кремле. И есть небольшое число сооружений, возведенных на рубеже XIX—XX веков, наличие которых на открытках может помочь датировать изобразительный источник. Многие новые здания сразу же вписались в сложившийся архитектурный ансамбль города и уже поэтому стали его своеобразными «визитными карточками», без репродуцирования которых уже не могли обойтись, издавая новые образцы. В Москве это прежде всего памятники императору Александру II в Кремле (1898), первопечатнику И. Федорову, писателю Н.В. Гоголю и доктору Гаазу, открытые в 1909 году.

Вехи биографий деятелей политики, литературы и искусства помогают датировать открытки с портретами. Несколько труднее это сделать по отношению к художественным открыткам и репродукциям картин, созданных задолго до «золотого века открытки». Тем не менее доскональное знание творчества художника (артиста, писателя и т.д.) тоже помогает в датировке.

К сожалению, здесь снова надо сделать несколько оговорок. Знания о создании фотографического клише или рисунка, послуживших оригиналом для публикуемого изображения, дают надежную нижнюю границу. Иногда дата издания самой открытки может существенно отличаться от времени появления фотографии или сюжета. При печати издатели могли использовать «старые» негативы 10 — 20-летней давности. Исследователя могут подстерегать и другие «подводные камни» — нередко случались опечатки в названиях запечатленных объектов, публиковались перевернутые изображения и т.д. Здесь поможет эрудиция.

Определенную информацию для размышления может дать и использованная при печати техника. На раннем этапе чаще применялась техника хромолитографии, с годами стала набирать силу фототипия. Безусловно, ранние открытки, созданные на основе фотографий, не были цветными, чаще всего они были тонированными или раскрашенными вручную. Цветные открытки начали выпускать позднее. Известно, что крупная фирма «Шерер, Набгольц и К°», применявшая в своем производстве самые передовые достижения, наладила выпуск цветных открыток примерно с 1904 года.

Труднее работать с оригинальными фотооткрытками. С одной стороны, они получили широкое распространение в начале XX века, поэтому встречаются довольно часто.

Но в то же время они редко проходили почту, чаще сохранялись в первозданном виде в семейных фотоальбомах и архивах. К тому же оборотная сторона, как правило, имеет минимум элементов традиционного почтового формуляра. Это связано с процессом изготовления фотооткрыток. Известно, что выпуск фотокамер № ЗА Folding Pocket фирма Кодак начала в 1903 году. Негативы, полученные с помощью этой камеры, соответствовали формату открытки и позволяли печатать фотографии непосредственно на специально заготовленные «обороты» открытых писем. Со временем появилось еще несколько видов камер, которые обеспечили успех и массовое производство фотооткрыток: эти образцы, как правило, отличаются особой четкостью, так как благодаря новым камерам, фотографу не приходилось подгонять изображение под размер открытки, теряя при этом на качестве.

С началом Первой мировой войны активная фотографическая жизнь в Москве, так же, как и в других городах, затихает. Постановление от 20 июля 1914 года запрещало производить фотосъемки в Москве и ее пригородах. Все выданные ранее разрешения на фотоработы считались недействительными. А спустя сутки вышло распоряжение Московского губернатора, запрещавшее все фото- и киносъемки вне ателье в пределах Московской губернии. Безусловно, это не означает, что в 1914 — 1917-е годы не было издано ни одной фотооткрытки. Мастерам удавалось получить разрешение на фотографирование, но это было сопряжено с большими трудностями. Как правило, издатели использовали изображения, сделанные в более ранние годы. Напомним, что карточки 1916 — 1917 годов можно узнать по более рыхлому сероватому картону. Запрет на фотографирование в Москве был снят 25 марта 1917 года Комиссариатом Московского градоначальства. Но, как оказалось, совсем ненадолго. 3 июля 1917 года в Москве было введено военное положение, и фотографирование вновь оказалось под запретом.

При датировке открытых писем существенную роль может играть текст письма, анализ упоминаемых в нем событий, особенно в тех случаях, когда открытку пересылали в конверте и на ней не проставлены почтовые штемпеля. Изучение вопросов, связанных с авторством, тоже имеет большое значение при проведении атрибуции издания. Это направление представляется особенно перспективным в дальнейших исследованиях. Сведения об издательстве, месте печати, заказчике, фотографе, художнике и т.д. помогают не только в датировке, но и в определении ценности источника. Особенно важно изучение археографических особенностей источников — истории публикации фотосюжета, фотоизображения, подписей, номеров в изданной серии, тиража и его объемов, выбранной издателями техники.

Разумеется, открытку необходимо рассматривать буквально со всех сторон. Только в совокупности элементы почтового и художественного оформления бланка, анализ изображения и авторства могут дать основания для более верной атрибуции. Но основной вывод, который напрашивается сам собой, — знаний и эрудиции порой недостаточно для работы с открытками, тогда выручают интуиция и то самое «чутье на кончиках пальцев».

Парадоксально, но в начале XXI века мы снова сталкиваемся с тем, что издатели перестали указывать выходные данные на открытках, готовя колоссальное поле для исследователей в будущем. «По горячим следам» намного легче установить сведения о художнике, дизайнере, выпускающей организации. В случае отсутствия даты издания на современных открытках целесообразно указывать дату поступления карточки в ваше собрание, определяя тем самым верхнюю границу издания. Интересно, что даты, поставленные чернилами или карандашом, довольно часто встречаются на старых открытках. Возможно, коллекционеры начала прошлого века тоже пытались упорядочить открытки своего времени.

Анна ЛАРИНА

Открытки из собрания Российской Государственной библиотеки.

Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 50 (сентябрь 2007), стр.106

1 октября 1870 года в Австро-Венгрии была выпущена первая почтовая открытка. Вскоре они появились и в России. Наибольшей популярностью «открытые письма» пользовались в столице империи – в Петербурге. Правда, долгое время их отправление было роскошью, доступной только для состоятельных людей. SPB.AIF.RU выяснил, как в конце XIX – начале XX столетия выглядели почтовые открытки, что было принято на них писать и кому отправлять. 

Открытки без картинок

Первые открытки, появившиеся в России, сильно отличались от современных. Они были сероватого цвета, без каких-либо иллюстраций. На лицевой стороне отправитель клеил марку и писал адрес. Здесь же крупным шрифтом было напечатано: «На этой стороне, кроме адреса, не дозволяется ничего другого писать». Другая сторона предназначалась для сообщения.

«Первое время открытки использовались в качестве телеграмм, — объясняет историк Алексей Доронин. – С их помощью люди приветствовали друг друга, поздравляли со значимыми событиями в жизни. Как правило, вся информация вмещалась в одно предложение без знаков препинания, приветствий и прощаний».

Двумя годами позже почтовое ведомство выпустило три вида открыток. Первые — коричневого цвета — были предназначены для отправки по городу. Зеленые открытки посылали в другие города. Черные же открытки были универсальными – их можно было отправлять куда угодно в зависимости от стоимости марки.

На стороне, где разрешалось писать сообщения для адресата, почтовое ведомство предупреждало, что оно «не несет ответственности за содержание открытого письма».

На оборотной стороне открытки было разрешено писать только адрес получателя. Фото: Музей печати и издательского дела

«На открытках не нужно было указывать адрес отправителя, — рассказывает Алексей Доронин. – Многие воспользовались этим и начали активно посылать чиновникам из правительства и даже первым лицам государства оскорбительные открытки. Когда министр внутренних дел, граф Дмитрий Толстой, получил от неизвестного открытку с обзывательствами и неприличным рисунком, он издал указ об обязательной проверке содержания всех открыток».

«Поздравишки» для богатых

В 1895 году в Петербурге, а потом и во всей стране стали выпускаться иллюстрированные открытки. Первой стала серия с видами Москвы. Главной целью иллюстраций было не украшение почтовых сообщений, а просвещение населения: каждый, кто участвовал в процессе отправки, мог увидеть изображение города, в котором никогда не был. Для открыток обычно брали картины русских пейзажистов – Саврасова, Шишкина, Поленова, Куинджи и других. На них размещали надписи: «Привет из Петербурга», «Поклон из Москвы» и другие. Обратная же сторона по-прежнему предназначалась для наклеивания марки и написания адреса. Таким образом, с появлением иллюстраций места для сообщений на открытках не осталось.

В XIX веке людям приходилось писать сообщения на лицевой стороне открытки с картинкой. Фото: Музей печати и издательского дела

Люди писали сообщения прямо на картинке и тем самым, к неудовольствию почтальонов, «портили произведения искусства». Делать надписи на обратной стороне открытки разрешили лишь девятью годами позже – в 1904 году. С каждым годом открытки становились все более популярными. На них изображали натюрморты, городские здания, памятники и портреты известных людей.

«В Петербурге было 2-3 компании, которым разрешили фотографировать артистов театров специально для открыток, — говорит Алексей Доронин. – Открытки выпускались уже не Управлением почты, а только частными компаниями и стоили довольно дорого по тем временам – около 10 копеек. Их отправку могли себе позволить только богатые люди». Почтовыми сообщениями стали использоваться для поздравлений с праздниками. Обычно на них уже была напечатана надпись: «Поздравляю!», «С праздником!» или «От всего сердца» . Такие «произведения» население называло «поздравишками».

В начале XX столетия в моду вошли поздравительные открытки. Фото: Музей печати и издательского дела

От «плюшевой» до «золотой» 

Во всех странах, входивших во Всемирный почтовый союз, размер открытки должен был строго соответствовать 9×14 см. Этих правил не придерживались лишь в России. Чтобы не ограничивать творчество художников и фотографов, открытки можно было делать какими угодно – хоть метр на метр. Главное – чтобы не пострадала художественная составляющая.

Приобрести самые разные открытки можно было в городских издательствах. В конце XIX столетия в Петербурге продавалось несколько видов открыток – «глянцевые», «гравюрные с золотым обрезом», «блестящая эмаль», «эмаль с золотом», «рельефные изящной работы», «аристократические на полотняном картоне в стиле модерн», «плюшевые», «позолоченные», «бромосеребряные» и другие. Открытки стали настоящим произведением искусства: ими было модно украшать интерьер, как картинами. Открытки стали предметом коллекций – их вставляли в специальные альбомы и уже редко отправляли их своим друзьям или родственникам.

Открытки, украшенные окантовкой, коллекционировали в альбомах. Фото: Музей печати и издательского дела

Лишь после революции на открытках вновь начали писать сообщения и целые письма. Открытки либо поздравляли с праздником – Новым Годом, Рождеством, Пасхой. Днем Рождения, либо были приурочены к какому-либо большому событию – Дню Победы, полету человека в космос и другим.

«Несмотря на развитие технологий и интернета, приятно, что открытка востребована людьми и в настоящее время, — отмечает Доронин. – Население активно отправляло друг другу открытки на тему Олимпиады в Сочи. Это уже не письмо, а маленький подарок из другого города. Мелочь, а приятно».

Смотрите также:

  • Явление Ксении Блаженной. Петербург отмечает день своей покровительницы →
  • Неизвестный Эрмитаж. 7 интересных фактов о главном музее Петербурга →
  • 20 км экспозиций. Крупнейшему музею России Эрмитажу — 250 лет →

21:32 06.01.2010
Из истории открыток: забытые карточки и методы их изготовления

Что такое открытка? Известное определение филокартии, данное М.С.Забоченем в Большой Советской энциклопедии, трактует открытки только как почтовые карточки, или открытые письма, предназначенные для посылки по почте в открытом виде1. Таким образом, общеизвестная история открытки как почтовой карточки насчитывает уже более 140 лет. За столь долгий срок существования открытки, ее внешний вид, предназначение неоднократно менялись. Так, в Японии, например, первые открытки были двойными, то есть такими, которые, строго говоря, не считаются открытками в современном смысле слова. В США первые открытки, выпущенные в 1893 году, и вовсе не предназначались для посылки по почте — их продавали в качестве сувениров2.

В СССР карточки, которые не отвечали понятию «открытка», выпускались миллионными тиражами, но отечественные филокартисты собирали и собирают их, считая открытками. В самом деле, кто не знает известной надписи на некоторых открытках советского времени: «отправлять по почте только в конверте»? Причем это были не двойные открытки, а одинарные — обычно с текстом, объясняющим изображение. Стало быть, такие карточки не подпадают под понятие «открытка», так как их не разрешается посылать по почте в открытом виде?

Конечно, в любой стране найдутся коллекционеры, которые решат, что карточки, на которых отсутствует место для марки, много текста, комментирующего изображенный вид или же произведение искусства, вовсе не являются открытками, поскольку не отвечают хрестоматийному определению. Но, с другой стороны, коллекционировать можно всё, что угодно. И даже современные поздравительные карточки различных форматов, именуемые издателями «открытками», равно как и музейные открытки большого размера, выпущенные, например, Русским музеем могут быть предметом коллекционирования. Между тем, современные издатели забывают, что открытка имеет определенный размер — 10,5х14,8 или 9х14 см. И, пожалуй, это единственное на сегодняшний день, что отличает открытку от подобных изделий.

Поскольку все чаще и чаще современные издатели используют для изображений и оборотную часть открытки, предназначенную для письма и адреса, и открытки все реже и реже пересылаются по обычной почте в век телефонов и электронной почты, то, быть может, настала пора ввести понятие «коллекционная открытка»? Действительно, открытки могут пересылаться по почте в конверте, либо служить предметом подарка или же обмена. Во всех подобных случаях гашения марки на открытках не происходит. Но от этого они не теряют своей познавательной функции. Они также могут использоваться в качестве письма. В конце концов, открытку можно просто подарить.

Таким образом, открытками, пусть коллекционными, могут быть признаны и некоторые другие карточки, размеры которых не превышают международный стандарт открыток. Единственное, на что следует обратить внимание при введении понятия «коллекционная открытка», заключается в богатстве русского языка. Действительно, слово «открытка» произошло от словосочетания «открытое письмо». Заметим, что в термине «открытое письмо» нет никакого упоминания почты. Открытое письмо могло передаваться с посыльным, например. Зато слово «открытка» в переводе на ряд европейских языков, обозначает именно «почтовую карточку» (postcard (англ.), carte postale (фран.)). Однако если не зацикливаться на дате подписания Всеобщей почтовой конвенции в 1878 году и более пристально вглядеться в историю зарождения открытки, то окажется, что обычай поздравлять близких людей при помощи карточек, похожих на открытки, возник в Европе еще задолго до Всеобщей почтовой конвенции. Такие карточки в Европе часто именуются как «greeting cards» (поздравительные карточки) или «валентинки».

Более того, следует отметить, что «предпочтовые» годы в истории открытки в немалой степени предопределили «официальное» ее рождение в 1878 году. Если под открытками понимать не только почтовые карточки, но и карточки для открытых писем, или же «greeting cards», то окажется, что возраст открытки более преклонный, чем принято считать. Так, в известной всем книге Тагрина приводится следующая цитата, датированная 1777 годом: «По почте пересылаются, как приветствия и поздравления на самые различные случаи, гравированные карточки, часто с текстом, открытые для всякого. Много спорили об этом нововведении, изобретенном гравером Демезоном. Находят, что при этом поощряется беззастенчивость прислуги, которая таким образом входит в ваши секреты»3.

Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком, то есть временем начала книгопечатания в Европе. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене.

В начале XIX века в Англии стали пользоваться поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. Не все онипересылались по почте, но все-таки это были уже открытки, если под ними понимать именно «открытые письма». В 1795 году была выпущена серия рождественских открыток, исполненная по рисункам английского художника Добсона. А через пять лет их уже открыто продавали в магазинах вместе с почтовой бумагой.

В 1840 году один английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, обратился к уже известному (!) ему способу поздравления — он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек с незатейливым рисунком4. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Ясно, что о многих подобных историях «предпочтовой» эры мы ничего не знаем только потому, что они не затрагивали известных людей. Но это не значит, что в то время открытки или поздравительные карточки были чем-то невиданным. Скорее всего, в начале XIX века люди еще не знали, что они, по сути, открыли новый тип отправлений, который был официально узаконен лишь в 1878 году.

С другой стороны, поздравительные карточки, так называемые «валентинки», могли использоваться в пределах, например, одного дома, дворца или же королевского двора. Немыслимо было пересылать открытки от какого-нибудь фаворита принца к фрейлине ее Величества, используя для этого услуги почтового учреждения. Поэтому такие открытки уже на момент их изготовления не предполагали почтового предназначения, но это нисколько не умаляет их достоинств как открытых писем.

Итак, поскольку открытые письма как односторонние карточки существовали задолго до почтовой эры в истории открытки, то естественно предположить, что обычай дарить своим знакомым нарядные, искусно оформленные карточки не прекратился с началом почтовой эры. Другое дело, что поздравительные карточки часто не удовлетворяющие общепризнанному размеру открыток, — несомненно, большая редкость в собраниях филокартистов.

Поздравительные карточки обычно исполнялись со всей возможной нарядностью — ведь поздравить даму сердца значило подарить ей не просто открытку, а красивую вещицу, которую она, несомненно, хранила бы долго и вспоминала дарителя с подобающим благоговением. Для выпуска карточек в свет затрачивалось немало усилий, поскольку до 1860-х годов открытки изготовлялись, как правило, вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. Столь кропотливая, почти «каторжная» работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой — придавала открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства.

В самом деле, для изготовления первых открыток использовались как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие. Иногда, конечно, использование таких оригинальных материалов не придавало открытке ожидаемого изящества, но тогда, когда использовались ныне совершенно забытые способы, такие как использование шелка, высечка и др. поздравительные карточки приобретали необычайно красивый в художественном смысле вид. Конечно, применение необычных способов предполагало, что такая открытка будет вручена адресату из рук в руки, поскольку пересылка ее по почте, особенно в открытом виде без конверта, непременно испортила бы тонкие прорези по бокам, испачкало бы необычайно яркий цвет шелка.

Так уж повелось, что Россия во многом отставала от развитых стран запада. Поэтому поздравительные карточки, известные в Европе еще до учреждения открыток как почтовых отправлений, вошли в моду в России уже в открыточную эру. Часто предназначение таких карточек отличалось от привычного западного. Поздравительные карточки чаще всего закупались за границей, а в России на них делали надписи на русском языке и иногда дорисовывали российскую символику.

Вопрос о том, в какой стране обычно изготовлялись, например, карточки с шелком, или, хотя бы, где они впервые были выпущены и откуда пошла мода на них — остается открытым. В России принято считать, что они изготовлялись в Европе, возможно, в Германии. В Европе же считают, что мода на них пришла, чуть ли не из Японии или Китая, при этом упоминая, что все то, что доподлинно неизвестно, обычно относят к этим странам Азии. Подобные карточки, особенно непочтовые, обычно не имеют знаков издателей. Возможно, что очень высокое качество их изготовления служило визитной карточкой издателя и не требовало дополнительных знаков. Недаром же, что некоторые забытые технологии, такие как высечка, и по сей день относят к секретам гильдии, подразумевая, что не всем дано постичь тайну их высокого качества.

В зарубежных странах подобные карточки использовались повсеместно потому, что столь своеобразный способ поздравления был знаком и популярен в обществе задолго до почтовой эры. Россия же во многом обязана появлению подобной культуры поздравления частным фабрикантам и купцам. Сувенирно-рекламные карточки, прославляющие изготовителя, вкладывались в упаковочные коробки, стеклянные банки с продукцией. Покупатель, использовав продукт по назначению, потом долго хранил такие карточки — можно ли было выбросить такую красоту? А хранить оригинальную рекламу фабрики — значило всегда помнить об изделии и покупать новые — может быть там будет новый подобный сувенир?

Особенно преуспело в таком методе рекламы московское «Товарищество А.А.Абрикосова сыновей»5. Так, свой успех на Всероссийских художественно-промышленных выставках в Москве — Товарищество получило высшие награды — Абрикосовы решили отметить исключительно нарядной карточкой, прославляющей эти даты.

Нарядный мальчик символизирует 1882 — год первой награды, полученной фабрикой на выставке.  Словно «эстафету» от него продолжает не менее нарядная девочка, которая символизирует 1896 — год получения второй награды. Вряд ли подобная карточка была специально заказана Абрикосовыми — скорее они просто удачно использовали типичный сюжет поздравления. В самом деле, детские образы и сегодня являются часто востребованными в рекламе. Ведь кто как не дети — традиционные потребители всяких сладостей? А радость, с которой эти дети, одетые во взрослые наряды, прославляют две даты в истории фабрики, должна была настраивать покупателей помнить о них, об их счастливом детстве и вместе с ними о фабрике Абрикосовых.

 Трудно себе представить более оригинальную и действенную рекламу! На карточке нет изображений конфет, то есть, продукция фабрики не навязывается покупателю, но в то же время реклама обращена к его душе — она подчеркивает его лучшие родительские чувства.

По этой карточке можно судить о российских традициях, связанных с такими непочтовыми карточками. Они изготовлялись не в России, поскольку исконно русские сюжеты в них обычно не встречаются. В России на них наносились надписи и некоторые другие изображения, не нарушающие исходной картинки. Так, после 1896 года на упаковке продукции Абрикосовых стали появляться два изображения герба Российской империи в знак высоких наград, что и показано на карточке. Сюжет, чаще всего типично западноевропейский, поздравительный использовался как праздничная картинка, обычно никак не связанная со случаем ее использования в России. 

Эти и подобные им рекламные карточки выполнялись чаще всего с применением тиснения, сложных виньеточных узоров, высечки и использованием небумажных материалов, особенно шелка. Зарубежные исследователи открыток объясняют особый интерес к шелку у дореволюционных издателей некоторым кризисом в текстильной промышленности, сложившемся к концу XIX века6. Следует отметить, что применение шелка в открытках не имело ничего общего с шелкографией7, хотя она также использовалась дореволюционными издателями. Шелкография позволяла выпускать открытки, отличающиеся повышенной яркостью и красочностью. Однако ни в Золотой век открытки8, ни сегодня шелкография не считается диковинной технологией.

Гораздо интереснее изучать открытки, выполненные с применением забытых способов. Шелк помещался в открытки либо вручную, либо машинным способом. Очень часто шелком подчеркивали тканевую основу национальных флагов, либо платьев на старинных черно-белых фотографиях или же литографических открытках. 

Особенно интересными представляются двухслойные открытки или же непочтовые карточки. Шелк впрессовывался на открыточную бумагу машинным способом, потом выполнялось тиснение поверхности, покрытой тканью. И, наконец, поверх столь интересной «подкладки» вклеивался еще один слой, украшенный высечками. Иногда шелк заменялся раскрашенной бумагой, но оригинальная высечка компенсировала «грубый» бумажный фон.

Думается, нет нужды объяснять в рамках этой статьи, что такое тиснение9. Тиснение применяется сегодня особенно часто и является, чуть ли не единственным «художественным» методом известным дореволюционным издателям открыток и сохранившимся до наших дней.

Высечка — особая технология, используемая обычно при изготовлении открыток, визиток и тому подобной продукции. Современные дизайнеры подчас даже не знают, что это такое. Этого слова, например, нет в БСЭ. Технология настолько оригинальна, что секреты высечки передаются из поколения в поколение, а найти какое-нибудь руководство по этой технологии весьма затруднительно.  Высечка выполняется при помощи оригинальных высекальных штампов, которые используются для пробивания различных отверстий в бумаге, что придает изделию необычность и привлекательность. Причем ручной метод изготовления штампов, известный в XIX веке, даже совершенней и, естественно, дешевле современного лазерного. Но, не следует думать, что изготовление высекального штампа — относительно простое дело. Существовали даже мастера, которые специализировались только на изготовлении таких штампов. Причем как тогда, так и сегодня мастерам приходится сгибать стальную линейку на глаз, хотя они и следует готовому дизайнерскому рисунку. Порой для изготовления такого штампа требовалось несколько дней непрерывной работы. Но трудоемкость операции окупалась исключительной красотой готовой карточки.

Часто поздравительные карточки, обрамленные виньетками с высечкой, были настоящими произведениями искусства.  Длинный поздравительный текст обычно не предполагался. Красота карточки передавала все ненаписанные, подобающие случаю слова. Мы ничего не знаем ни о дарителях подобных карточек, ни об адресатах. Но те чувства, которые первые испытывали к последним донесли до нас прекрасные поздравительные карточки. Впрессованный шелк, простенький «сюжет» с голубем и изящная высечка передают необычайное очарование старых поздравительных карточек .  Изготовители и дарители карточек наверняка не думали, что они сохранятся до XXI века. Но бережное отношение к ним нескольких владельцев, аккуратное хранение позволяют нам и сегодня любоваться подобными атрибутами дореволюционной жизни.

Мы ничего не знаем и о Дмитрии Яковлевиче Коткове, но его визитная карточка также сохранилась до наших дней благодаря исключительному изяществу ее исполнения.  Изображенный на ней натюрморт с грибами и горшком искусно подчеркивает интерес владельца визитки к изящным вещицам, а может быть, в какой-то мере, и род его деятельности. Много ли современных визиток, выполненных обычно слишком однообразно, сохранится такое долгое время?

Надо сказать, что если старые поздравительные карточки родственны почтовым, то визитки родственны, главным образом, поздравительным карточкам. И то и другое передавалось из рук в руки, и то и другое изготавливалось на высоком художественном уровне. Другое дело, что изучение дореволюционных визитных карточек не относится не только к филокартии, но и к делтиологии — зарубежной науке об открытках. Но, поскольку предназначение и визитных карточек и непочтовых коллекционных открыток было иногда примерно одинаковым, и те и другие заслуживают нашего внимания.

Привлекательна карточка Товарищества паровой фабрики Эйнем10 .  Известно, что в коробки с продукцией фабрики часто вкладывались открытки, рекламные карточки или даже ноты специально сочиненной мелодии, вроде «Вальс-монпансье».

Если фабрика Эйнем — довольно известное в прошлом предприятие, то сколько было до революции других предприятий, весточки о которых донесли до нас изящные карточки! Вот, например, карточка фабрики механических гильз неких Братьев Гаряиновых в Сергиевском Посаде.  Эта визитная карточка, по всей видимости, была изготовлена за границей, а в России ее оборотную сторону «украсила» реклама фабрики.

          Символика непочтовых карточек обычно была достаточно однообразна и узнаваема. Художники использовали несложные символы, понятные для обывателей. В противном случае, такие карточки рисковали бы остаться невостребованными покупателями, что не устраивало издателей. Так, на многих карточках присутствуют виньетки — орнаменты из цветов, стилизованные изображения сердца, голубь, несущий в клюве запечатанный конверт. Причем, надо отметить, что письмо от любимого изображалось именно в виде конверта, но не как открытка. Возможно, что это подчеркивало способ пересылки таких удивительных открыток по почте — именно в конверте.

Следует отметить, что подобные карточки обычно очень интересны, порой загадочны, если рассматривать их в натуре. Плоская страница не способна передать выпуклостей таких «эксклюзивных» открыток. Между тем, разобраться во всех тонкостях технологии, применяемой дореволюционными издателями, способен только хорошо подкованный специалист. Оригинальная, хорошо продуманная комбинация различных методов позволяла создавать настоящие шедевры издательского искусства.

Эра почтовых открыток и одновременный технический прогресс привели к тому, что открытки все меньше и меньше изготовлялись вручную с применением оригинальных технологий. Даже «валентинки» стали печататься на фабриках. Это делало издателей ленивыми, а открытки однообразными. Поэтому и сегодня такие поздравительные карточки воспринимаются как нечто необыкновенное.

  1. Интересно, что зарубежный термин «Делтиология» (от греческого слова, что означает маленький планшет письма) родственный отечественному «Филокартия», обозначает изучение и коллекционирование маленьких картинок и открыток, то есть не отрицает другие карточки, похожие на открытки. Слово «Филокартия», например, практически не встречается в зарубежном Интернете. 
  2. Шестимиров А.А. — статья «Улица открытки» — в журнале «Открытый мир», весна-лето 2002 — с. 2. 
  3. Тагрин Н.С. — Мир в открытке. М.: Изобразительное искусство, 1978. — с. 30. 
  4. На открытке было изображено большое семейство из одиннадцати детей и их родителей, которые поднимают тост за отсутствующих друзей. Трое самых маленьких членов семьи уничтожают рождественский пудинг. 
  5. Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904), бывший крепостной, основал Товарищество «А.И.Абрикосов и сыновья» (или «Товарищество А.А.Абрикосова сыновей»). Товарищество строило заводы и фабрики. На фабриках Товарищества изготовлялись шоколад, конфеты, карамель, пастилы, варенье, сиропы, джемы, торты и другие кондитерские изделия. Традицией Товарищества была широкая благотворительность — огромные пожертвования на госпитали, больницы, школы и др. В 1918 году фабрика Абрикосова была национализирована. Ныне — «Кондитерский концерн Бабаевский» (Петр Акимович Бабаев — рабочий (до 1920 — председатель Сокольнического райисполкома)). 
  6. Textiles magazine, 1996 (США) — статья Лиселотта Глозера «All dressed up and Nowhere to go. Novelty cards of people in Silk & Embroidery» («Все оделись и некуда идти. Новые открытки из шелка»). 
  7. Шелкография — вид трафаретной печати, в котором изображение наносится красками на сетку, чаще всего из шелка (БСЭ. М.: Советская энциклопедия, 1978. т.29 — с. 374). 
  8. Согласно мировой истории открытки, под Золотым веком открытки понимаются 1898-1918 годы. 
  9. Тиснение — техника художественной обработки различных материалов для получения на их поверхности рельефных изображений путем выдавливания. 
  10. Теодор Фердинанд Эйнем, немецкий подданный приехал в Москву в 1850 году, надеясь начать свое дело. Сначала он занимался производством пиленого сахара, после организовал мастерскую по производству шоколада и конфет. Вместе с компаньоном, соотечественником Юлиусом Хойсом в 1867 году они построили на берегу Москвы-реки фабрику шоколадных конфет и чайных изделий.

А.А.Шестимиров, источник

Все рубрики блога «Прекрасная эпоха модерна»    La_belle_epoque

read more at La_belle_epoque

Для современного человека почтовая открытка – это что-то из области самого простого и примитивного. Многие стали их уже забывать. Ещё 15 лет назад почтовые отделения были завалены этой архаикой накануне Нового года или 8 Марта. Теперь, с наличием мобильного телефона и компьютера, вся наша связь с любой точкой мира осуществляется через них, а старая добрая открытка надёжно обживается в музейных витринах.

Нарушение тайны переписки

А ведь всего 150 лет назад открытка претендовала на последнее слово техники. Начиналось всё в Германии, именно там немец Генрих фон Стефан в 1865 году предложил использовать в почтовых отправлениях почтовую открытку. Но это простое предложение не на шутку встревожило блюстителей нравственности: частная жизнь должна была оставаться в неприкосновенности.

Когда в России появилась первая почтовая открытка?

В 1867 году в Германии предложили выпускать «универсальные почтовые карточки». В них должно было быть тридцать стандартных фраз типа: «Сердечно поздравляю с днём рождения». «Подтверждаю получение письма» и т.д. Но и этот проект не нашёл понимания. Так Германия отказалась от лидерства в изобретении почтовой карточки. Но так было не везде. Впереди планеты всей стала Австро-Венгрия. Именно здесь в 1869 году появилась официальная «Карточка для корреспонденции». Появлению иллюстраций почтовые карточки обязаны Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Некоторые солдаты сопровождали карточки самодельными рисунками, а оборотистые коммерсанты оформили это в промышленные масштабы.

Так началось триумфальное шествие почтовой открытки в мире. В 1871 году почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Нидерландов начали их издавать, а через год к ним присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон. 

Когда в России появилась первая почтовая открытка?

Открытки из России

Россия тоже активно откликнулась на это новшество, и 26 марта 1872 года почтовая карточка под названием «Открытое письмо» вводится и в империи Романовых. Эта дата и является днём рождения российской почтовой открытки.

На лицевой стороне отправителю объясняли, как карточка должна использоваться. Главное условие, «открытое письмо» должно было быть оплачено государственными почтовыми марками. Новшество так понравилось населению, что почтовое ведомство России с 1 мая 1872 года выпустило в обращение уже маркированные «открытые письма». Письма для пересылки внутри города выпускались коричневого цвета и имели надпись «городское». До 1895 года в России иллюстраций не было, но зато была любопытная приписка: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает».

Когда в России появилась первая почтовая открытка?

1874 год стал годом международного признания открытки. Это произошло на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Конгресс установил и единый международный размер открытки – 90 на 140 мм. В 1925 году был введён новый стандарт – 105 на 148 мм. Почтовые ведомства до сих пор используют оба варианта.

В 1904 году почтовые власти России специальным циркуляром установили новый порядок оформления открыток. Адресная сторона делилась вертикальной полосой на две части. Слева отправитель мог оставить письменное сообщение, а справа – только адрес и почтовая марка. С 1909 года наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Когда в России появилась первая почтовая открытка?

Почтовые карточки всегда пользовались народной любовью, особенно после появления красочных иллюстраций. Дешёвое открытое письмо с оригинальной картинкой вносили приятное разнообразие в жизнь, в которой не было телевидения и интернета.

Источник иллюстраций: https://pinterest.com

  1. Что изображали на почтовых открытках в царской России?
  2. Художники, иллюстрировавшие дореволюционные открытки
  3. Сколько стоят дореволюционные открытки?

В Российской Империи пересылка по почте «открытых писем частного изготовления» (или привычнее — открыток) на бланках частного изготовления была разрешена распоряжением Министерства внутренних дел от 19 октября 1894 года. До этого монопольное право на выпуск открытых писем принадлежало почтовому ведомству. Изначально оборотная сторона на дореволюционных открытках была предназначена только для почтового адреса, места для письма предусмотрено не было. 16 февраля 1904 года Главным управлением почты и телеграфов был установлен новый порядок печати открыток: адресная сторона была разделена на две половины вертикальной линией. Левая предназначалась для сообщения, а правая – для адреса, марок и прочих почтовых отметок. 

Что изображали на почтовых открытках в царской России?

На сегодняшний день большую ценность представляет не только написанное на сохранившихся почтовых карточках, хотя, эта информация очень важна для историков и работников архивов. Лицевая часть почтовых старых открыток – вот, что привлекает коллекционеров-филократистов. На лицевой стороне размещались уникальные иллюстрации художников, архитектурные виды городов, дореволюционные фотографии интерьеров, людей и событий. Многие открытки печатались заранее в преддверии больших праздников   — Нового года, Рождества, Пасхи и многих других. Расцвет русской иллюстрированной открытки оказался очень коротким, и оборвался в 1917 году после Революции и Первой мировой войны, когда им на смену пришли многотысячные тиражи агитационных советских открыток, массово печатавшихся в начале XX века.

Открытки с городскими видами

Первыми художественными открытками в Российской Империи принято считать карточки, украшенные цветочными композициями и видами достопримечательностей Москвы. Они были выпущены в 1895 году в Москве по заказу московского Торгового дома З. Закса и Ф. Ярреса литографией Высочайше утвержденного Товарищества печатного дела и торговли «И.Н. Кушнерев и Ко».  

Открытка с видами Москвы. — М.: лит. И.Н. Кушнерев и Ко искл. прод. при торг. д. Закс и Яррес в Москве, 1895; 8,8х14,1 см. Картон, тоновая литография. Подписи на лицевой стороне.  

В 1896 году свой набор видовых почтовых открыток выпустила известная полиграфическая фирма «Фототипия Шерер, Набгольц и Ко». Сами карточки с видами Москвы были отпечатаны в московской типографии Ф.Ф. Эбе.

Подборка из четырех открыток с видами городов Харькова и Киева. М.: фототипия Шерер, Набгольц и Ко, 1900-е гг.; 140х90 мм. 

Рождественские открытки

Традиция отправлять поздравительные открытки родным и друзьям практически утеряна в наши дни, а в конце XIX – начале XX года покупка и рассылка поздравительных открыток была неотъемлемой частью подготовки к любому празднику. Первые известные рождественские открытки печатались за границей и специально привозились в Российскую Империю. Такие открытки были очень дорогими, и позволить их себе могли лишь обеспеченные горожане. Первые рождественские открытки отечественного производства были выпущены Общиной святой Евгении в 1898 к светлому празднику Рождества. На первых, самых старых открытках были напечатаны репродукции картин русского художника Николая Каразина. В дальнейшем с Общиной сотрудничали такие выдающиеся мастера как Репина и Маковский. В 1903 году открытки создавались при активном участии «кружка А.Н. Бенуа» и «мирискусников» —   мастеров объединения «Мир искусства, таких как Бенуа, Яремич, Курбатов, Рерих. 

Ряженые. Рождественская дореволюционная открытка по акварели Николая Каразина, 1898 г. 

Популярность рождественских открыток росла очень быстро, и многие издательства накануне Рождества привлекали к созданию иллюстраций известных художников, фотографов, печатников. Можно было найти рождественскую карточку на любой вкус. В 1916 году специально к предпраздничному сезону Киевское издательство «Рассвет» выпустило каталог поздравительных открыток, предлагающий «рельефные изящной работы, выполненные блестящей эмалью и эмалью с золотом, глянцевые автохромовые, аристократические, на лучшем полотняном картоне в стиле модерн, бромо-серебряные, плюшевые, настоящие гравюрные с золотым обрезом…».

Новогодние дореволюционные открытки

Новый Год, как и Рождество, был важным семейным праздником, который объединял родных и близких людей. Главными темами новогодних открыток в царской России были детские новогодние забавы: катки, санные прогулки, праздничные елки, а также изображения библейских персонажей, влюбленных пар, счастливых семей. Популярным сюжетом была также зимняя природа. В дореволюционной России считалось, что новогодняя открытка должна выражать пожелание счастья, поэтому на ней также часто изображали символы, приносящие удачу: например, подковы или клевер с четырьмя лепестками. Достижения техники подарили еще один сюжет для новогодних открыток. Когда в мире только появились поезда и железные дороги, они сразу же оказались на поздравительных карточках.

Новогодняя открытка, 1909 г.  

Дореволюционные пасхальные открытки

Открытками в царской России поздравляли и с религиозными праздниками. Одной из общепринятых пасхальных традиций были поздравительные открытки с добрыми иллюстрациями или рисунками на библейскую тематику. Очень большое количество открыток выпускалось в странах Европы, в первую очередь, в Германии. Многие примеры дореволюционных открыток содержали изображения католических символов, на них угадывались силуэты готических соборов. Гораздо большим спросом пользовались открытки с православными сюжетами, более близкими русскому человеку. Производством пасхальных открыток занимались многие московские, петербургские, киевские издательства: «Ришар», «Р. Р. Голике и А. И. Вильборг», «Отто Ренар», «Акционерное общество Гранберг», «Шерер, Набгольц и Ко», «Рассвет», а также уже упомянутая Община святой Евгении. 

В. Кадулин. Киев. «Рассвет» — Петроград. То-во Р. Голике и А. Вильборг. 1915-1916. Цв. автотипия. Источник изображения: http://www.raruss.ru/

В. Кадулин. Киев. «Рассвет» — Петроград. То-во Р. Голике и А. Вильборг. 1915-1916. Цв. автотипия.

Ю. Мадернек. С.-Петербург, в пользу Общины Св. Евгении, лит. А. Ильина, 1902. » 150. Хромолитография. Серебро.

Художники, иллюстрировавшие дореволюционные открытки

Елизавета Меркурьевна Бем

Одним из самых известных имен в тиражной графике малой графики считается имя художницы Елизаветы Меркурьевны Бем.  Она создала более трех сотен открыток, которые принесли ей широкую известность в России. Долгая деревенская жизнь оказала большое влияние на формирование стиля Елизаветы Бем. В качестве основы творчества она избрала детский образ в национальной русской одежде. Художница изображала детей самых разных возрастов и сословий, но главной отличительно чертой ее работ были добрые сюжеты. Очень красочно и разнообразно представлена на ее открытках русская зима и разные зимние забавы. Сегодня работы Бем представляют интерес для коллекционеров.

Открытка (открытое письмо) "Милые бранятся только тешутся!" худ. Елизавета Бём 1990-е года. 

 

Александр Алексеевич Лавров

Александр Алексеевич Лавров был художником дореволюционного Общества Красного креста. Он создал множество иллюстраций для дореволюционных рождественских и пасхальных открыток, а также открытки на темы русских народных песен. Еще одной очень важной темой, которую раскрывал Александр Лавров в своих работах была война. Так же как и Елизавета Бем, Лавров выбрал детей главными героями своих сюжетов, но помещал их в совсем недетские ситуации, а именно – на поле сражения. Большую коллекционную ценность сегодня представляют открытки Лаврова из так называемой «патриотической серии», выпущенных в период Первой Мировой войны 1914-1918 годов.  Эти открытки больше всего были уместны на фронте, так как поддерживали моральный дух военных и вселяли в них веру в победу.

Патриотические открытки А.А. Лаврова. 

Николай Николаевич Каразин

Первые почтовые карточки, выпущенные в России в 1898 году издательством Общиной святой Евгении Красного Креста., были проиллюстрированы известным художником Николаем Николаевичем Каразиным. Его акварели «Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом» пользовались большим успехом предопределили успех дальнейшей массовой печати иллюстрированных открыток в Российской Империи. Интересно, что работы Каразина, выполненные для почтовых карточек, в целом не отличались высокой художественностью. В конце XIX — начале XX века даже существовал термин «каразиновщина» как синоним непрофессионального рисунка.

Алексей Иванович Транковский

Известный художник-живописец Транковский знаменит не только своими масштабными полотнами, но и иллюстрациями для поздравительных открыток, которые сегодня являются гордостью многих коллекционеров-филокартистов. В начале XX века картины Транковского на народные и исторические темы пользовались большой популярностью, так как художник был внимателен не только к сюжету, но и к деталям.   Известно всего 15 картин Транковского, воспроизведенных на почтовых карточках, большая часть которых была напечатана издательством «Ришар». 

А. И. Транковский. Катание яиц

Сколько стоят дореволюционные открытки?

Открытки дореволюционной эпохи вызывают большой интерес на рынке антиквариата. Их ценность определяется состоянием, тиражом, художественной составляющей, годом выпуска. Открытки более известных авторов ценятся выше, так же, как и открытки, выпущенные малыми тиражами или наиболее старинные экземпляры. К примеру, открытки Елизаветы Бем или Александра Лаврова в хорошем состоянии сегодня можно продать по цене от 2 тыс. рублей. Дешевле стоят многотиражные открытки, выпущенные Общиной святой Евгении – средняя цена таких открыток – около 300-500 рублей.

Если вы хотите продать старинные дореволюционные открытки, вы можете сделать это, воспользовавшись услугами антикварного клуба «Raritetus». Наши специалисты помогут оценить их и предложить выгодную сумму выкупа. Вы можете заказать экспертную онлайн-оценку, прислав фото лицевой и оборотной сторон открытки, либо приехать в наш офис.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Размер открытки стандарт в пикселях
  • Размер открытки почтовой для печати
  • Размер открытки под конверт
  • Размер открытки конверта для денег
  • Размер открытки евро стандарт