Размер советской открытки почтовой

Размеры открыток

Международный стандартный размер открытки

105х148 мм — открытка формата А6.

114х162 мм – размер конверта формата С6.

Размер еврооткрытки

100х200 мм – еврооткрытка.

110х220 мм – размер евроконверта.

Максимальные и минимальные размеры открыток

Всемирный почтовый союз (ВПС) определил максимальные и минимальные размеры открыток.

Максимальная длина

Максимальная ширина

Минимальная длина

Минимальная ширина

– 235 мм.

– 120 мм.

– 140 мм.

– 90 мм.

Россия – член ВПС. Всего в почтовом союзе – 192 государства.

Всемирный почтовый союз основан в 1874 году. Его цель — оптимизация международной почтовой службы.

Правильный размер открыток

Наиболее правильными считаются открытки, у которых соотношение сторон соответствует международному стандарту ISO.

У открыток, не нарушающих стандарт ISO, отношение длины к ширине должно быть равно корню квадратному из двух. С округлением до двух знаков после запятой это соотношение равно – 1,41.

По стандарту ISO нарезают листы бумаги формата «А» и изготавливают почтовые конверты формата «С».

210х297 мм – размер бумаги А4.

229х324 мм – размер конверта С4.

Размеры квадратных открыток

150х150 мм – самый популярный размер квадратных открыток.

Открытки размером более 120х120мм не соответствуют правилам Всемирного почтового союза. Поэтому для квадратных открыток нет стандартных конвертов.

Конверт формата С6 (114х162) – мал.

Конверт С5 (162х229) – велик.

Размеры маленьких открыток

60х60, 70х70, 80х80, 70х90, 52х80, 55х78 мм и это далеко не все.

Стандарта на формат мини-открыток нет.

Минимальный размер открытки, утвержденный Всемирным почтовым союзом – 90х140 мм.

Размер открыток Почты России

105х148 мм.

Такого размера Почта России выпускает: открытки с литерой В, открытки с оригинальной маркой, художественные немаркированные карточки.

103х195 мм.

Такой размер имеют художественные маркированные открытки и двойные поздравительные в сложенном виде.

120х180 мм.

Художественные телеграфные бланки.

Размеры поздравительных открыток

С Днем рождения, Знаний, 8-го Марта и другие поздравительные открытки распространяются в основном внутри страны.

Поэтому издательства не сковывают себя международными стандартами и выпускают эту продукцию в широком диапазоне размеров и декоративного оформления.

Поздравительные открытки могут быть объемными, квадратными, круглыми, фигурными, в два и более сложения.

В их оформлении используют рельефное тиснение, фольгу, блестки, стразы, перья.

Поздравительные открытки пересылают в почтовых конвертах.

Совет от 800800.рф

Прежде чем купить нестандартную открытку, убедитесь, что у вас есть возможность приобрести или изготовить подходящий по размеру конверт.

И, чтобы исключить незапланированное посещение почты, запомните размер щели почтового ящика – 171х6 мм.

Размеры открыток в магазинах для посткроссинга

Нет размера.

В большинстве интернет-магазинов товаров для посткроссинга размер открыток не указан.

10х15 см.

Во многих магазинах под открытками стоит размер – 10х15 см.

Размер — 10х15 см подразумевает три варианта:

1. Размер в сантиметрах говорит о нестабильности работы обрезного оборудования, о невозможности выдержать размер открытки с точностью до миллиметра.

2. 10х15 см — это — 100х150 мм.

3. 10х15 см – это условное обозначение международного формата А6, т.е. — 105х148 мм.

10,3х14,6 см, 10,2х14,2 см и другие.

Размеры, указанные с точностью до миллиметра, встречаются редко.

10,5х14,8 см, 105х148 мм

Открытки, соответствующие международному стандарту, встречаются очень редко.

Совет от 800800.рф

Нестандартный размер открыток создает неудобства не только с подбором почтовых конвертов, но и с местом хранения.

Особенно большое значение размер открыток имеет для коллекционеров и посткроссеров.

Разноформатную коллекцию открыток трудно систематизировать.

Сложно коллекции придать и эстетичный вид, т.к. для ее размещения приходится приспосабливать канцелярские папки и файлы.

Нельзя сложить разнокалиберные открытки и в аккуратную стопку. Выступающие углы сминаются и открытки теряют коллекционную привлекательность.

Неформатная открытка, даже соответствующая заявленной теме коллекционирования, вряд ли вызовет восторг у получившего ее посткроссера.

По этой же причине многие посткроссеры не любят и открытки-самоделки, о чем указывают в своем профиле.

Из выше сказанного вытекает формулировка совета – Отдавайте предпочтение открыткам, размер которых соответствует или близок к международному стандарту.

Для открыток международного стандарта промышленность выпускает изящные, долговечные и удобные для хранения альбомы, папки и холдеры.

Холдеры — это листы с карманами из прозрачной пленки, которые вставляют в специальные папки.

Есть холдеры для почтовых марок, монет, банкнот, открыток. Отличаются они размером карманов.

У холдеров для открыток размер кармана — 148х210 мм.

Международный стандарт открытки – 105х148 мм.

Размер еврооткрытки – 100х200 мм.

Some exposure formats are known as postcard format. These are the following:

Format Aspect ratio   Centimetres
Common postcard formats
10×15 cm 3:2 10×15
3¼×5½ inch (122 rollfilm) 22:13 8¼×14
Special postcard formats
2½×3½ inch
(tintype postcard, see Mandel-ette)
7:5 6 1/3×9

These exposure formats are all resembling the common size of postcards or postal cards or were actually used for making postcard photo prints. Postcards became popular since 1875 when the postal card was accepted as international standard for lower rate message sending on un-enveloped rectangular pieces of cardboard, with postal cards mainly w/o picture as kind of prepaid letter, and postcards with image side and writing side. In the early 20th century the format was quite popular as photographic exposure format. Postcards could be made easily from the negatives as contact prints. Special photo paper in thin cardboard quality could be used, with the field for address and stamp on the back.

The Japanese format name Hagaki (Japanese for «postcard») means the 3¼×5½ inch format. In the U.S. the typical postcard format cameras gave the same exposure format and most had the type name extension 3A or No. 3A, regardless of being a plate or a rollfilm camera. The German camera makers preferred the 10×15 centimetres format as postcard format.

Links[]

  • Postcard on Wikipedia

Помните, как перед Новым годом наши родители, бабушки и дедушки садились подписать пару открыток с поздравлениями? И как приятно потом было получать такие же весточки от родственников и друзей? Сегодня они них уже мало кто помнит.

А ведь всего 150 лет назад открытка претендовала на звание последнего слова техники.  Начиналось всё в Германии, где Генрих фон Стефан в 1865 году предложил использовать для почтовых отправлений не письма, а карточки. Это простое предложение не на шутку возмутило общественность: как же так, частная жизнь на виду у всех! В результате текст для карточек был стандартизирован до тридцати фраз вроде «Сердечно поздравляю с днём рождения» или «Подтверждаю получение письма».  

Первые иллюстрации на почтовых открытках появились благодаря Франко-прусской войне 1870–1871 годов. Идея принадлежит солдатам, которые иногда сопровождали описание быта самодельными рисунками. Задумка настолько вошла в оборот, что вскоре её подхватили коммерсанты и развили до промышленных масштабов.

В России почтовые карточки существуют с 1872 года. Назывались они тогда по-особенному — «открытое письмо». Несмотря на пышное название, это был просто отрез плотной бумаги произвольного формата без иллюстраций. Зато на каждом приписка: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает».  Стандартный размер — 90 на 140 мм — открытка приобретает в 1874 году на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Там же в 1925 году установили ещё один стандарт — 105 на 148 мм. С тех пор используются оба варианта. В России к открыткам тоже применяли правила. Так в 1904 году почтовые власти установили специальным циркуляром новый порядок их оформления. С этих пор адресная сторона открытки делится вертикальной полосой на две части. Левая часть — для текста, правая — для адреса и почтовой марки. Спустя два года заменили и название — «открытое письмо» стало «почтовой карточкой».

Почтовые карточки всегда пользовались народной любовью. Стоили они немного, зато всегда вносили приятное разнообразие в жизнь, где ещё не было телевидения и интернета.

Продолжаем изучать, какими удивительными картонными вещицами можно радовать мир! И одна из важных и полезных вещиц — это открытка! В предыдущей статье, посвященной почтовому искусству, мы вспомнили, что марки — это «визитные карточки страны». С развитием международного посткроссинга мы можем то же сказать и о почтовых открытках. Они — «визитные карточки»: страны, но чаще — города или учреждения культуры, художника или фотографа, автора или произведения.

Доступность цифровой полиграфии сделала создание открыток не только прерогативой издающих организаций, но и увлечением частых лиц. Пожалуй, это один из самых «доходных видов печатных изданий»  — при себестоимости производства от 3 рублей (в цифровой полиграфии — от 10) стоимость открытки в продаже вполне может быть в десять и даже тридцать раз выше! Но главное, открытка — бесценна как артефакт. Как объект художественной культуры. Если, конечно, мы будем уметь ее делать.

О чем важно знать — редакторам в издательствах, дизайнерам и художникам, — при подготовке современных почтовых открыток к печати, о том, что такое ОСМЫСЛЕННЫЙ ДИЗАЙН ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТОК и как будут выглядеть почтовые карточки будущего, мы и поговорим в этой статье.

Текст: Аня Амасова
Изображения: из коллекции Музея

О названии и предназначении

У «открытки» много имен. Та, что отправляется почтой, так и называлась: «Почтовая открытка», или «Почтовая карточка», или даже — «Открытое письмо». Carte Postale, реже можно встретить Postkarte или Postcard. С функциональной точки зрения это вид почтового отправления с письменным сообщением, не запечатанный в конверт, а выполненный на специальном «бланке» из плотной бумаги или картона.

Международный почтовый язык
Кстати, если вы в оформлении используете название и планируете, что открытка предназначена для отправлена за рубеж, то официальным международным «почтовым языком» принят вовсе не английский, а французский. И почтовая карточка будет иметь название CARTE POSTALE.

Если посмотреть историю, не удивительно, что многие открытки советского периода выпущены издательствоа «Искусство»: это были репродукции картин художников, прекраснейшие архитектурные здания — например, театров; или фотопортреты — писателей, актеров и балерин… Эти великолепные открытки распространялись по всей стране через систему РосПечать, через почтовые отделения, были в каждой сувенирной лавочке многих музеев, гостиниц, других мест посещения гостями города…

Таким образом, открытка — это не только функционал (написать что-то), но, в первую очередь, возможность соприкосновения с миром культуры. Вот почему в национальных библиотеках «открытые письма» составляют коллекцию Фонда изоизданий наравне с коллекциями плакатов, гравюр, репродукций и фотографий, в мире так много посткроссеров и частных коллекционеров, а в странах, заботящихся о своей репутации «культурной страны», — издателей открыток и даже специализированных магазинов.

Связанные статьи
Игры, в которые играют дети: Международные отношения. Postcrossing
Игры, которые нравятся взрослым: Международные отношения. Англия

Отправить из другого города почтовую карточку родственникам и друзьям — традиция для людей многих культур. В России эта традиция сейчас ненадолго «ушла в подполье», — систематического и профессионального издания открыток «владельцами авторских прав» для широкого распространения не было. Но для многих европейских и восточных стран является цветущей, но мы потихоньку возвращаемся в мир…

О редакционной подготовке открыток

Итак, мы разобрались с предназначением открыток и выбором тем. Теперь вспоминаем, что у открытки есть и другая, оборотная, сторона… И если открытки — дело издателей, то значит, есть, как и в книгах, необходимый минимум «выходных сведений», «сведений об авторе» и «сведений об ответственности». Тут интересно обратиться к историческим референсам. Если приглядеться — они очень похожи на то, что мы обычно пишем в книгах.

   
   

Исторические референсы

В оформлении открытки всегда есть:
— название и автор (художник, архитектор, кто изображен и т.д.) — сведения о том, что именно изображено и о создателе-правообладателе;
— имя редактора; (возможно: другие имена создателей из редакционной группы, например, дизайнера);
— название издательства (издающей организации);
— выпускающая типография;
— место издания;
— год издания;
— тираж.

Последнее — самое ценное для коллекционеров — филателистов, собирающих открытки! Одно дело — иметь в коллекции «массовую открытку», изданную большим тиражом (не слишком ценная по меркам коллекционера вещь), и совсем другое — быть обладателем Редкой — практически уникальной — Вещицы…

Из интересных дополнительных информационных блоков, появляющихся в оформлении современных открыток, мне встречались:

— уазания сайт или на галерею (инстаграмм) художника / фотографа [например, в таком начертании: @risovulkina]
— стали появляться прямо значки ВК, Инстаграмма или ФБ [тех мест, где можно художника найти]
— если речь о художественном произведении, также укзываются год создания (а если в основе — картина, то материалы и формат, например, так: «Бум., акв., цв. кар. 25х18 см»
— все больше открытки становятся ориентированными на международные отправления, а потому содержат дублирующие сведения на английском.

  
  

Современные открытки

О практической и технической стороне

Итак, мы постепенно добрались до функционала. Кроме того, что открытка является объектом культуры, крохотным, но важным «носителем информации», и кроме того, что к этому объекту культуры и носителю информации необходимо грамотно составить описание, как мы уже много говорили, у этой вещицы есть не только информационная и творческая стороны, но и третья — практическая. То есть при создании объекта необходимо соблюдать определенные условия, продиктованные некими внешними причинами.

Размер

Традиционные форматы открыток — почтовых карточек:
минимальный размер — 10,5 × 7,4 см
минимальный, утвержденный почтовым союзом, — 14 х 9 см
максимальный (он же «стандарт») — 14,8 × 10,5 см

Еврооткрытки
10 х 20 см

Что на самом деле надо учесть?

Во-первых, почтовые условия. Например, размер щели почтовых ящиков Почты РФ. Они небольшие. 17,1 см (а в высоту, кстати, 0,6). То есть все, что больше (не лезет в ящик) можно отправить в конверте, но для этого надо отстоять очередь в отделении. А еще — размеры домашних почтовых ящиков в Европе. Они длинные и узкие. Вполне допускаю, что размеры кармашков сумки почтальона, где лежат открытки, тоже могут играть свою роль. 

Во-вторых, размеры конвертов. Иногда отправитель все-таки предпочитает положить открытку в конверт, а стандартный формат C4 у нас 16,2 х 11,4 см. (У «евроконверта» — 10 х 22 см.) Учитывая, что картон имеет плотность, мы должны учесть появление некоторой «ширины», и что еще должно остаться место, чтобы получателю было удобно вскрыть конверт.

В-третьих, необходимость хранения. У многих для этих целей специальные ящички… Правда, чаще встречаются коробки для обуви… А кто-то предпочитает использовать Альбомы для хранения открыток… И вот у этих альбомов пластиковые кармашки тоже имеют свои размеры. По слухам, довольно часто они именно 148 х 210 мм — то есть как раз на две открытки максимальным размером 148 х 105 мм. (Хотя иногда встречаются и с другими, увеличенными, значениями — например, 180 х 120 или 195 x 130.) Это «знание» также помогает нам — и в определении размеров, и в создании удобных, подходящих и поддерживающих «сопутствующих товаров».

Кстати. Для работы с организациями с большим потоком исходящей корреспонденции в почтовый обиход введены франкировальные машины. Эти машины накладывают на корреспонденцию оттиск клише — вместо марки. Это и ускоряет процесс обработки, и позволяет организациям сотрудничать с почтой, расчитываясь по безналу (так как марки можно купить исключительно за наличные): за каждый оттиск машина списывает с личного счета сколько-то средств. Технически, эти же франкировальные машины могут использваться и для франкирования открыток, что также требует вписанных в стандарт размеров и плотности. Правда, по признанию сотрудников Почты, они боятся класть современные открытки во франкировальные машины, опасаясь, что карточку «зажмет». Так что мы просто ждем нового «отраслевого стандарта», согласованного с Почтой России, так как за этим, определенно, будущее.

Плотность картона

Конечно, современные авторские открытки можно печатать и на разных видах бумаги, а сейчас они есть просто удивительные! Но для почтовых открыток, где нам важна практическая применимость, где мы учитываем наличие воздуха, атмосферных осадков, сбор, обработку, комплектакцию, доставку и т.д., применяется, разумеется, картон.

Картоны тоже бывают разные, и в том числе — под открытки. У них бывают разные покрытия: например, глянцевые или матовые, гладкие или бархатистые, и даже разные с разных сторон! Картон бывает цветным (в том числе с одной стороны) или имеет какие-то оттенки, что даст вашему изображению немного другую цветопередачу. Не говоря о том, что они бывают разных фактур… Просто надо прийти и познакомиться с многообразием! 

Обычно для открыток используется:
картон плотностью от 230 до 300 граммов. (Предлагаемый многими цифровыми компаниями 350 — часто для элитных сортов картона — тоже хорошо.)

Странным образом мне встречались «открытки» — да не где-нибудь, а в сувенирных лавочках ТАКИХ организаций! — выполненные на глянцевой бумаге. Разумеется, эта «псевдооткрытка», отпечатанная идиотом, не сможет выполнять своих функций. Кроме того, что это подделка мнется, рвется, мокнет, не может быть засунута в ящик, на ней еще и писать невозможно!

О функционале

Вот мы и добрались до, пожалуй, самой интересной темы! С точки зрения функционала, открытка — это (часто — незапечатываемое в конверт) письмо. Таким образом, на этой крохотной карточке должно быть место (помимо редакционных сведений):

— под текст письма, 
— под адрес получателя, включая индекс,
— хм, нужен ли обратный адрес?
— под марку или даже несколько марок,
— под отметки почтовых машин разных стран.

 
 
Примеры современных писем из Фонда Музея
коллекция Garbaretta

И вот тут у нас просто масса интересных нюансов, способных подвигнуть нас к разработке Открыток Нового Века! Особенно, если мы говорим о международном формате. Понять, что мы живем в мире других задач и других возможностей.

Например, осознать, что время бедных и безграмотных людей позади (поле для текста, в случае наличия полей «Получатель» и «Отправитель», позволяет написать буквально несколько строк, в то время как поле «Отправитель» необходимо, если вы хотите получить открытку обратно в случае, если ее не доставили адресату). 

Понять, что марки бывают разных форм и размеров, а для международных отправлений их требуется временами целая уйма, а еще существует такое понятие как мейл-арт…

Связанные статьи
The Art of Magic: коллекция МАРОК со всего света
Мейл-арт: МАРКИ для писем. Коллекция Музея
Как создаются марки — «визитные карточки страны»

И уж точно — попытаться выяснить, что по-настоящему ценно для любителей обмениваться открытками…

Умение подмечать, как меняется мир, обращать внимание на крохотные детали, на желания и потребности людей, находиться в историческом процессе, связывая настоящим лучшие традиции прошлого и созидая модели лучшего будущего — вот что такое «осмысленный дизайн».

Знаете ли вы, что..

— …индексы разных стран содержат разное количество цифр?
— …почтовые адреса за рубежом часто длиннее почтовых адресов в России?
— …в некоторых странах существует возможность доставки писем и открыток, когда вместо адреса указывается ИНН?
— …открытки, отправленные по системе Postcrossing, содержат обязательное поле ID?
— …индексы не обязательно писать «по шаблону» из точек?
— у посткроссеров существуют печати с обратным адресом?
— для международных адресов на незнакомом языке иногда удобнее просто распечатать адрес на принтере, чем пытаться писать непонятные иероглифы?

 

Открытка Нового Века от Garbaretta
«Открытка для Посткроссинга»

Другие виды открыток

Существуют и другие виды открыток — предназначенные для бесплатной раздачи на мероприятиях, для автограф-сессий, для букетов, для подарков (включая денежные), для того, чтобы писать на них маленькие заметочки.. И под каждую из целей будет совершенно разный дизайн и формат.

А еще существуют целые наборы — тематические, исторические, по автору, по художнику (в разрезе периода, направления, произведения). 

Ах да, и конечно, книги-открытки — такие наборы, где с одной стороны — графические изображения, а с другой — тексты (в основном, это либо небольшие детские произведения, либо образовательные карточки, либо текстовое произведение является вспомогательным, созданым на основе существующих изображений).

Для детских произведений это еще и функционально при семейном чтении (и в издании): в то время как родитель читает текст с оборота карточки, ребенок видит изображение (и не обязательно делать гигантские буквы или портить прямоугольную иллюстрацию плашками, как если бы предполагалось, что двухлетка станет читать это сам).

Кстати, по правилам стандартный международный номер ISBN ставится только на наборы открыток, содержащие текст. То есть приравнены к книгам.

Наборы почтовых открыток

Наборы интересны тем, что могут сочетать в себе и «сразу много почтовых открыток», и информацию. Таким набором, его графикой, можно рассказать историю, или сделать из него учебное пособие, а обложка позволяет не только защитить открытки, но и добавить рассказ об истории создания или авторе — мы все еще продолжаем говорить об открытках как объекте культуры, национальном достоянии, предмете коллекционирования и хранения, в том числе в библиотеках, — для этого существует внутренняя сторона.

Традиционное для России оформление наборов открыток — в обложке.

  
Пример обложки к открыткам (внешняя сторона)

Кстати, еще один из интересных вариантов «набора» встретился мне в виде Календаря — 12 открыток. Обычный перекидной календарь-домик с иллюстрациями Екатерины Бровки после использования «по назначению», по задумке, превращается в открытки (нижняя часть отрезается просто). Я обожаю вещи с двойным практическим назначением! А всего-то — грамотно спроектировать дизайн, напечатать календарь на тонком картоне и выбрать цветность не 4+0, а 4+1!

Конечно, запад впереди нас: открытки могут быть собраны в подарочную коробочку, да сразу вместе с конвертами, да с прозрачной крышкой, чтобы видеть, что там внутри… Если приложить голову, можно многое придумать, чтобы радовать людей одним из самых простых и в то же время удивительно функциональных сувениров…

Никто не придумает БУДУЩЕГО за вас!
Что ещё опаснее: вы позволите создать ваше будущее тем,
у кого нет ни вашей души, ни способностей, ни таланта.
Любое неудобное, некрасивое «настоящее» — ничто иное, как пример «будущего»,
о котором никто не позаботился «в прошлом».
Есть предложение начать заботиться о будущем настоящем прямо сейчас.
Присоединяйтесь!

[октябрь, 2021]

Материал из РУВИКИ — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 ноября 2017 года; проверки требует 31 правка.

Почтовая карточка
Собрание работ Всемирный музей[1] и Netherlands Photo Museum[d][1]
Изображение
Отрасль почта
Логотип РУВИКИ.Медиа Медиафайлы на РУВИКИ.Медиа

Почто́вая ка́рточка, или постка́рта (от нем. Postkarte), — вид почтового отправления с письменным сообщением, не запечатанное в конверт, а выполненное на специальном стандартном бланке из плотной бумаги или картона. Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года[2].

Тариф на пересылку почтовой карточки меньше, чем простого письма; по состоянию на апрель 2018 года он составляет в России 17 рублей[3][4] , 2020 год 18 рублей, 50 рублей за рубеж.

Описание и классификация[править | править код]

В Государственном стандарте Российской Федерации «ГОСТ Р 51507-99. Карточки почтовые. Технические требования. Методы контроля» (2000)[6] дано следующее определение:

Карточка — стандартный прямоугольный бланк из бумаги для открытых почтовых отправлений.

Согласно тому же ГОСТу, почтовые карточки классифицируют по типу и виду.

В зависимости от наличия или отсутствия на карточке типографского изображения почтовой марки карточки подразделяют на два типа:

  • маркированные;
  • немаркированные.

В зависимости от наличия или отсутствия на карточке иллюстрации карточки подразделяют на два вида:

  • иллюстрированные;
  • простые, то есть неиллюстрированные.

Карточки в зависимости от расположения иллюстрации подразделяют на:

  • карточки при расположении иллюстрации на лицевой стороне;
  • то же, на оборотной стороне.

В зависимости от территории хождения карточки подразделяют на:

  • карточки для пересылки в пределах Российской Федерации (внутренние почтовые отправления);
  • карточки для пересылки за пределы Российской Федерации (международные почтовые отправления).

История[править | править код]

Изобретение почтовой карточки[править | править код]

Приоритет идеи почтовой карточки оспаривается Германией и Австрией (в то время Австро-Венгрия). Впервые эта идея была публично озвучена генеральным директором почты Северогерманского союза Генрихом фон Стефаном 30 ноября 1865 года на 5-й конференции Германского почтового союза. Однако этот проект был отклонён из-за «неприличной формы пересылки сообщений на открытом почтовом листе»[7].

Спустя три года Прусскому почтовому управлению был представлен ещё один подобный проект бланков «универсальной корреспонденцкарты», авторами которого были книготорговцы Фридляйн и Пардубиц. Они предлагали на одной стороне почтовой карточки оставлять место для адреса, а на другой печатать около 30 готовых фраз, в том числе, например, такие:

  • «Удостоверяется получение последнего письма»
  • «Отправитель благополучно прибыл»
  • «Поздравляем с наступившим радостным событием»
  • «Свидетельствуем сердечное участие по поводу печального случая» и др.

Отправителю, по их замыслу, достаточно было отметить нужную фразу из их готового набора. При всей кажущейся нелепости, предложение Фридляйна и Пардубица содержало рациональное зерно: превращение почтовой карточки в печатное произведение позволило бы отправлять её по более низкому (по сравнению со стандартным почтовым) бандерольному тарифу.

Предложение фон Стефана и проект Фридляйна и Пардубица были, однако, отвергнуты. Успешной оказалась аналогичная попытка в соседней Австрии: 26 января 1869 года венская газета «Нойе Фрайе Прессе» (ныне «Die Presse») опубликовала предложение профессора экономики Высшей технической школы Вены Эммануила Германа[8] «О новом роде корреспонденции». Главным преимуществом почтовой карточки (именовавшейся им «почтовой телеграммой») он видел дешевизну по сравнению с обычным письмом и краткость. Герман ограничил максимальную длину послания 20 словами[9][10].

Австрийское почтовое ведомство приняло смелую идею, но подсчитало, что наём специальных чиновников для проверки количества слов нецелесообразен, вполне достаточно естественного ограничения — площади поверхности карточки, предназначенной для сообщения. В итоге первая в мире почтовая карточка была выпущена в Австро-Венгрии и уже с 1 октября того же года[2] поступила в продажу на городском почтамте Вены под названием «корреспондентская карточка». Эта идея была оперативно подхвачена в других странах, в частности, в России уже в 1872 году[11]. Позднее, на праздновании 30-летия почтовой карточки в 1899 году, Эммануил Герман объяснял успешность своего предложения так[9]:

Я должен был бы гордиться таким великим противником как Стефан, но не могу не заметить, что если бы он действительно был изобретателем, то его изобретение значило бы не более мертворождённого ребёнка, потому что именно то, что я считаю самым важным в открытом письме, — это не письмо само по себе, а стоимость его. Эти два крейцера составляют всю экономическую стоимость моего изобретения… Этого Стефан не понял.

Эволюция внешнего вида[править | править код]

В 1878 году на II Всемирный почтовый конгресс в Париже был принят международный стандарт почтовой карточки: 9 × 14 см. В 1925 году стандарт был изменён — 10,5 × 14,8 см (А6). Ныне стандартный формат карточки в России — от 90 × 140 мм до 120 × 235 мм; напечатанные на ней реквизиты также должны соответствовать стандартам. Для международной пересылки в соответствии с правилами Всемирного почтового союза допускаются почтовые карточки только формата 105 × 148 мм.

В России пересылка по почте открытых писем на бланках частного изготовления была разрешена распоряжением министра внутренних дел от 19 октября 1894 года[12].

Первоначально оборотная сторона почтовой карточки предназначалась только для адреса (специального места для письма не предусматривалось). Циркуляром и.д. начальника главного управления почт и телеграфов № 21 от 16 февраля 1904 года был установлен новый порядок. Адресную сторону открытого письма предписывалось разделить вертикальной линией на две части. Левая предназначалась для письменного сообщения, правая — для адреса, марки и почтовых отметок. Наиболее популярной по сей день остаётся иллюстрированная почтовая карточка — открытка («открытое письмо»). Часто марка (в том числе литерная, в современной России — литера «В») печатается непосредственно на карточке, а почтовый сбор включается в цену последней при продаже.

С 1 мая 1909 года во всех почтовых книгах, документах, бланках наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Переходным случаем между обычной почтовой карточкой и открыткой можно считать появившиеся в Германии в 1925 году (сначала в экспериментальных целях) так называемые «иллюстрированные почтовые карточки». Они содержали иллюстрацию (обычно виды того или иного города или пейзаж под цвет знака почтовой оплаты) в левой верхней части своей адресной стороны, так что их не следует путать с открытками. «Иллюстрированные карточки» изготавливались в целях социальной рекламы по поручению городского или курортного управления и не продавались в населённых пунктах, которые должны были популяризовать. Подобные «полуоткрытки» издавались ещё раньше в Швейцарии. Из-за экономии бумаги в период Второй мировой войны издание «иллюстрированных карточек» было прекращено. К идее смогли вернуться лишь в 1952 году, наладив выпуск полноценных, более красочных курортных открыток.

  • Почтовая карточка типа открытки (США, 1911) со стандартной маркой выпуска 1908—1911 годов с портретом Франклина (наклеена вверх ногами)

    Почтовая карточка типа открытки (США, 1911) со стандартной маркой выпуска 1908—1911 годов с портретом Франклина (наклеена вверх ногами)

  • Почтовая карточка, посланная с фронта (СССР, 1943)

    Почтовая карточка, посланная с фронта (СССР, 1943)

  • Лицевая и оборотная стороны почтовой карточки Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы с франкотипом (СССР, 1986)

    Лицевая и оборотная стороны почтовой карточки Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы с франкотипом (СССР, 1986)

См. также[править | править код]

  • Маркированная почтовая карточка
  • Односторонняя почтовая карточка с оригинальной маркой
  • Открытка
  • Рекламная почтовая карточка
  • Секретка
  • Филокартия
  • Целая вещь
  • Цельная вещь
  • QSL-карточка

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 online image library Nederlands Fotomuseum
  2. 1 2 3 В почтовом музее Австрии Архивировано 10 ноября 2015 года. // Филателия СССР. — 1975. — № 12. — С. 46—47. — (Рубрика: Глобус: проблемы, информация). [По материалам публикации в «Philatelic Magazine», London, August 1975.] (Дата обращения: 10 ноября 2015) {title}. Дата обращения: 10 ноября 2015. Архивировано 10 ноября 2015 года.
  3. Внутренняя письменная корреспонденция Архивная копия от 15 июня 2012 на Wayback Machine на сайте Почты России.
  4. См. также сравнительные данные в статье Список почтовых тарифов России и СССР.
  5. Портрет из книги: Das Buch von der Weltpost. — Berlin: Verlag von Herm. J. Meidinger, 1885. (нем.) [Книга о всемирной почте.]
  6. ГОСТ Р 51507-99. Карточки почтовые. Технические требования. Методы контроля. Архивная копия от 17 февраля 2016 на Wayback Machine — Введ. 2000—07—01. — М.: Издательство стандартов, 2000. — II, 13 с. (Дата обращения: 23 июня 2009)
  7. Кисин Б. М. Страна Филателия / Ред. В. Нездвецкий. — М.: Просвещение, 1969. — С. 191. — 240 с. — 100 000 экз. (Дата обращения: 1 апреля 2010)
  8. Давыдов П. Г. Германн, Эммануил. Знаменитые люди: Персоналии почты и филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (25 октября 2009). Дата обращения: 15 февраля 2011. Архивировано 24 августа 2011 года.
  9. 1 2 Арлазоров М. Вам письмо! Из истории мировой почты. — М.: Советская Россия, 1966. — С. 91—94.
  10. По данным [www.philately.h14.ru/BS/G.html «Большого филателистического словаря»] (1988). (Дата обращения: 2 декабря 2008)
  11. В 1972 году в Москве в залах Политехнического музея проходила выставка, посвящённая 100-летию со дня выпуска первой русской почтовой карточки; см.: Якобс В. А. [www.philately.h14.ru/celnie.html Цельные вещи в филателии.] — М.: Связь, 1980. — 80 с. — (Библиотека юного филателиста; Вып. 7). (Дата обращения: 2 декабря 2008)
  12. Правительственный вестник. № 257. 23 ноября 1894 г.

Литература[править | править код]

  • Ассоциация художников революции: каталог почтовых карточек, 1922—1932 / Общ. ред. В. Б. Загорского. — СПб.: Стандарт-Коллекция, 2006. — 104 с. — ISBN 5-902275-20-2.
  • [www.philately.h14.ru/BS/K.html Большой филателистический словарь] / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Карточки почтовые и другие статьи, начинающиеся на Карточки.) (Дата обращения: 2 декабря 2008)
  • Забочень М. Из истории введения открытого письма в России Архивная копия от 17 марта 2014 на Wayback Machine / Филателия СССР, 1972, № 4, C. 42—43
  • Лебедев В. Б. Почтовые карточки. Русские серии. Выпуск 3. — М.: Красная Звезда, 2009. — 95 с. — ISBN 978-5-902275-29-9.
  • Лебедев В. Б., Лебедев В. В. Русские праздничные почтовые карточки конца XIX — начала XX века: [иллюстрированный каталог]. — М.: Серии б/и, буква Б, 2009—2010. — (Библиотечка филокартиста).
  • Лебедева Е., Эндаурова Л., Зворыкин Б. Каталог почтовых карточек / Общ. ред. Загорский Валерий Борисович. — СПб.: Стандарт-Коллекция, 2007. — 49 с. — ISBN 978-5-902275-24-4. (Содержит почтовые карточки, изданные по рисункам Е. Лебедевой, Л. Эндауровой, Б. Зворыкина.)
  • Каталог рекламно-агитационных почтовых карточек и конвертов. СССР. 1924—1980 (недоступная ссылка) / Под ред. В. Б. Загорского. — 2-е изд. — СПб.: Стандарт-Коллекция, 2008. — 96 с. — ISBN 978-5-902275-32-9. (Дата обращения: 20 апреля 2011)
  • Почтовые карточки. Русские серии: [каталог] / Общ. ред. В. Б. Загорского. — СПб.: Стандарт-Коллекция.
    • 2008. — Вып. 2. — 56 с. — ISBN 978-5-902275-34-3.
    • 2010. — Вып. 1. — 56 с. — ISBN 978-5-902275-29-9.
  • Почтовые карточки односторонние с маркой стандартного выпуска (литера В). Односторонние и двусторонние немаркированные карточки региональных подразделений ФГУП Почта России: каталог. — 2009. — 72 с.
  • Почтовые карточки СССР 1938—1953. Справочник цен: Вып. I Архивная копия от 8 ноября 2011 на Wayback Machine / Под общ. ред. В. Б. Загорского. — СПб.: Стандарт-Коллекция, 2006. — 128 с. — ISBN 5-902275-18-0. (Дата обращения: 19 апреля 2011)
  • Почтовые карточки СССР 1938—1953. Справочник цен: Вып. II / Под общ. ред. В. Б. Загорского. — СПб.: Стандарт-Коллекция, 2006. — 120 с. — ISBN 5-902275-22-9.
  • Стальбаум Б. К. [www.philately.h14.ru/Stal.html Что надо знать филателисту.] — М.: ЦФА «Союзпечать», 1968 — С. 50.
  • [www.philately.h14.ru/FS/P.html Филателистический словарь] / Составитель О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Почтовая карточка и Почтовая открытка.) (Дата обращения: 2 декабря 2008)
  • Якобс В. Цельные вещи в отечественной филателии. Почтовые карточки СССР 1923—1992 гг.: справочник. Архивная копия от 21 апреля 2013 на Wayback Machine — М.: ИТЦ «Марка», 2007. — 80 с. — (Прил. к журн. «Филателия», № 5, 2007). (Дата обращения: 20 апреля 2011)
  • Макаревич А. П. Морской город Пиллау: почтовые открытки и фотографии с видами города конца XIX — первой половины XX века. [Текст]: [альбом] / А. П. Макаревич. — Калининград: [б. и.], 2018. — 144 с.: ил. — 1500 экз. — Б. ц. — ISBN 978-609-8180-39-8
  • Макаревич А. П. Раушен. Курорт на Балтийском море: виды города и побережья конца XIX — первой половины XX века [Текст] : альбом / А. П. Макаревич. — Калининград : [б. и.], 2019. —160 с. : ил. — ISBN 978-609-8180-47-3.

Ссылки[править | править код]

  • Новосёлов В. А. Глава 13. Цельные и целые вещи. Почтовая карточка. Знакомство с филателией: Мир филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (30 декабря 2008). — Электронная книга. Дата обращения: 23 июня 2009.
  • Почтовая карточка. Русско-английский толковый словарь филателистических терминов — П. Юный филателист. Белпочта. Дата обращения: 21 октября 2009.
  • Holder J., Holder S. Pictures in the Post — a brief history of the picture postcard (англ.). Handouts from Meetings 2006. The Royal Philatelic Society London (23 марта 2006). — Иллюстрации в почтовом обращении: краткая история художественной почтовой карточки. Дата обращения: 23 июня 2009. Архивировано из оригинала 21 августа 2007 года.
  • Postcard Collecting Resources (англ.). Country and Topical Resources. Worldwide postal history website — Postalhistory.org. Дата обращения: 2 февраля 2010. Архивировано 16 февраля 2012 года.
  • Почтовая карточка — зеркало времени: https://www.facebook.com/postcardostpr/?modal=admin_todo_tour

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Рувики. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

  • www.philately.h14.ru

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Размер пригласительной открытки в пикселях
  • Размер открытки формата а6
  • Размер поздравительной открытки для рассылки
  • Размер открыток до революции
  • Размер открытки стандарт в пикселях