Развитие речи знакомство с жанром поздравления 2 класс

            
             
Урок развития речи по русскому языку

по
теме «Знакомство с жанром поздравления».

Адживиляева Гулшен
Юсуповна
, учитель начальных классов

Класс: 2

Дата 19.12.2023 г.

Тип
урока:
 урок введения нового знания.

Цель: формировать навык
написания грамотного поздравления,
развитие творческих
способностей и языковых возможностей младших школьников.

Задачи:

  • познакомить
    с понятием поздравление, его видами и структурой;
  • совершенствовать
    умения в редактировании текста;
  • закрепить
    умения в написании слов с изученными орфограммами;
  • воспитывать
    доброе отношение к окружающим;

Планируемые результаты: умение
писать поздравление к Новому году; владеть нормами русского речевого этикета в
ситуациях повседневного общения.

УУД:

Регулятивные:

  • принимать
    учебную задачу,
  • действовать
    по алгоритму,
  • оценивать
    свои достижения.

Познавательные:

  • анализировать
    слова, выбирать написание,
  • отвечать
    на вопросы, аргументировать ответы.

Коммуникативные:

  • выражать
    свои мысли и чувства,
  • вступать
    в учебное сотрудничество с одноклассниками.

Образовательные
ресурсы: 
компьютерная презентация, карточки со
словами, модель ёлки, снежинки  для самооценки.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.-Прозвенел уже звонок

Д.-Начинается урок.

У.-Ребята, меня зовут Г.Ю., и
я сегодня с радостью проведу у вас урок русского языка. Давайте мы пожелаем
друг другу что-нибудь хорошее. По цепочке передавайте друг другу эту волшебную
палочку, не забывая об улыбке и хорошем настроении.

II. Актуализация знаний.

-Когда произносят добрые  слова,
пожелания? ( На праздник)

— Для чего?( Чтобы поднять
настроение, сделать близкому приятное, осчастливить человека, люди поздравляют
друг друга)

— Вы любите больше
поздравлять или получать поздравления?

А умеете ли вы поздравлять?

Как вы думаете, что мы
сегодня будем делать на уроке?

III. Постановка учебной
задачи.

— Какова же тема нашего
урока?

«Знакомство с жанром
поздравления» слайд 2

(Составление новогодних
поздравлений)

Мы будем учиться составлять
правильно поздравление
.

Обратимся к словарю  Поздравить
– выразить адресату чувство радости по поводу успеха, праздника. Слайд 3

IV. Открытие “нового знания”.

— Ребята, а какой сегодня
праздник? (День Святого Николая)
слайд 4

 Сегодня
христианский праздник – День Святого Николая или День Николая Чудотворца.

Николай Чудотворец – это христианский
священник.  Болезнь забрала жизнь его мамы и папы, а он все свое огромное
наследство раздал людям. Он никогда не ждал, что его попросят о помощи, он
всегда помогал сам. Настоящее предназначение Святого Николая – оберегать и
заботиться о детях. А подарки – это  поощрения за добрые поступки.

Он так спешит к детям. Но не
может попасть. Ну что, поможем ему?!

Помочь вы сможете своей
активностью.

Отгадайте загадку: Без
крыльев, а летит. Без языка, а говорит.
(  угадают
– повесить звезду на елку)

-Поздравления бывают в устной
и письменной форме. В устной мы желаем словами или по телефону. В письменной –
отправляем смс. А раньше, когда не было Интернета люди отправляли письма,
открытки.

 ( Демонстрация) Не только
сделать приятное близким, но и оставить что-то на память о себе.

Видеопоздравление от ребят 2
класса МБОУ «Чернышевская школа» слайд

— Какое поздравление вы
услышали: в письменной форме или устной?

А некоторые ребята захотели
вам подписать открытку.

— Давайте прочитаем. Слайд.
5 Читает один из учеников

 Дорогие
ребята!

От всей души поздравляем вас
с днём Святого Николая!

Желаем вам здоровья, счастья,
много друзей, хорошо учиться и любить родителей.

С уважением ученики 2 класса.

1. Игра
«Собери пословицу» слайд 6-7

Выборочно раздать 6 ученикам
части от пословиц, наклеенных на елочные шары. Шары на елку.

Доброму слову – всегда рады.

Хорошее слово – половина
счастья.

Без доброго слова – праздник
не праздник.

У. –О чем эти пословицы?

С этим заданием мы
справились.

2.Орфографические опасности.
Словарная работа. Вставить букву на снежинках. Слайд 8-9

Праздник, поздравлять,
поздравление, пожелать, пож
елание,
дорогая, уважаемая, здоровье, счастье.

Взаимопроверка.

Физкультминутка «Ёлочка»

V. Практическая работа.

1. Знакомство со структурой
поздравления

Вернёмся к поздравлению. Оно
разными цветами. Каждой части поздравления соответствует свой цвет. Давайте
расставим карточки по порядку, а также вспомним правила орфографии и
пунктуации.

На доске вывешивается
структура поздравления.
— Выведите алгоритм
поздравления:

ОБРАЩЕНИЕ!

                       ПОЗДРАВЛЕНИЕ.!       Слайд 10

ПОЖЕЛАНИЯ.

ПОДПИСЬ.

Вспомним правила.

 А) Обращение. С какой буквы?
Какое слово-признак можно добавить? Слайд 11

Если мама-любимая, учителю
–уважаемая, дорогая.

Б) поздравление. Назвать праздник,
с большой буквы. Можно добавить слова : от души. Искренне. Слайд 12

3) пожелание . Теплые слова.
Сделать приятное. Слайд 13-14

4) подпись. От кого. Слайд
15

1.Устное поздравление. Метод
«Микрофон»

В парах «Поздравление по
телефону»

2. Письменное поздравление.
На открытках.

 -Какой праздник
приближается?

— Помните, вы должны оформить
открытку орфографически правильно и эстетически красиво. Памятка Слайд 16

Самостоятельное задание.
Закрепление. Подписать самому открытку. Какой праздник приближается?

Говорят
под Новый год
Что не пожелается
Всё всегда произойдёт
Всё всегда сбывается.

Проверка.

Зачитывают.

VIРефлексия.

— Давайте подведём итог.

— Чему мы научились?

Если вам было сложно,
прикрепите снежинку на первую половину пути, если же все понятно и все
понравилось  – на вторую половину доски.

Святой Николай благодарен
вам, что помогли ему добраться. Вас ждут подарочки.

VII. Домашнее задание. Приготовить
новогодние поздравления своим родным и близким.

Конспект урока русского языка в 2 классе

по программе «Перспективная начальная школа»

Тема: «Азбука вежливости. Как написать поздравление»

Тип урока: «Открытие» нового знания. 
Цель деятельности педагога: создать условия для развития навыков сотрудничества при знакомстве со структурой написания текста поздравления.

Задачи: показать учащимся значение переписки в жизни людей; объяснить, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности; учить правильному обращению в письмах; познакомить учащихся с правилами и вежливыми формами переписки; развивать воображение, логично развивать мысли.

Планируемые результаты (метапредметные универсальные учебные действия):

уметь видеть структуру поздравительного текста и уметь применять ее при написании поздравления.

Регулятивные: формирование умения определять и формулировать тему, цель деятельности на уроке, умение высказывать своё предположение.

Познавательные: владеть структурой написания текста поздравления; умение делать выводы.

Коммуникативные: развитие умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме, умение слушать и понимать речь других, умение работать в паре.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и с учителем; формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

                                             Сценарий урока

1.Этап урока (3 мин) Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

Организационный (Формирование личностных УУД) Включение учеников в учебную деятельность. Прием: доброе пожелания.

Глазки удивленные (моргают глазками)

Ушки навостренные (массаж ушей)

Прочь обиду, скуку, лень (потирают ладони и встряхивают)

Мы друзья на целый день (берутся за руки в парах)

 — Вы талантливые дети. И когда-нибудь вы приятно поразитесь, какие вы умные, как много и как хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению. Я желаю вам всем хорошего настроения и успешной работы на уроке.

 — А что нужно для того, чтобы урок был успешным?  

2.Совместное нацеливание на выполнение задач урока. Выделение содержательной области. (2мин)

(Формирование коммуникативных, личностных УУД)

— Хочу проверить, кто уже настроился на урок, кто самый внимательный и догадливый. Отгадайте загадку: «Если б не было его, не сказал бы ничего» (Язык)

 — Как вы думаете, для чего человеку язык? Может быть для того, чтобы высовываться и дразниться?

 — Итак, все что мы говорим называется …(речью)

 — Какая бывает речь? (устная и письменная)

 — У нас урок русского языка, урок развитие речи. Чему мы учимся на таких уроках? (Развиваем речь, учимся правильно и грамотно говорить,)

-Верно, чем и займемся. (Слайд 1)

II. Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий. Постановка учебной задачи. (10 мин)

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания. 

-Вы все знаете произведение «Винни-пух»

-А кто герои?

-Сегодня, гостем на уроке у нас будет Винни-пух.

-Винни –пух просит нас помочь составить слово из букв. (Текст) (слайд 2)

— Назовите основные части текста.

— А что можно определить у текста?

                                               

-Какие жанры текстов вы знаете? (Сказка, стихотворение, рассказ)

 С каким жанром текста вы познакомитесь сегодня на уроке, вы догадаетесь сами(мультфильм)

-И так, скажите зачем Винни пух пришел к сове?

— Значит, с каким жанром текста мы сегодня познакомимся?

-Какова будет тема нашего урока? (Как написать поздравление)

 Мы с вами знаем, что в нашей жизни есть много поводов для поздравлений. Например, поздравление с Днем рождения, с Новым годом и т.д. Умеете ли вы красиво и правильно их поздравить?

-Какие поставим цели на урок?

-На какие вопросы вы бы хотели ответить? (Что такое поздравление? По каким правилам писать? И зачем?) (Слайд 3)

-Сейчас в продаже имеются открытки с готовыми текстами поздравлений. Как вы думаете, какое поздравление порадует адресата: с готовым поздравлением, написанное кем–то, или написанное вами? Почему?

3. «Открытие» нового знания. (10 мин) Обсуждение решения проблемы, ее решение.  Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог.

(Формирование познавательных, личностных, коммуникативных УУД)

-Ребята, а что такое поздравление?

(Поздравление–это предложения, связанные по смыслу. Это группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу.)

-Итак, поздравление-это тоже текст. А если это текст, значит состоит из частей и из каких частей состоит нам надо выяснить. (Слайд 4)

— Ребята, давайте с вами выясним, как построено поздравление. Из каких частей оно состоит?

(Работа в парах)

— Ребята у вас на парте лежит текст-поздравление Иа с днем рождения. Но предложения в тексте стоят не на своих местах. Перед каждым предложением поставь его порядковый номер. Превратите эту запись в поздравление. Предлагаю, поработать в парах, будьте внимательнее.

  • Твой друг, Винни- пух.
  • Я пришел поздравить тебя с этим замечательным днем – Днем твоего рождения.
  • Дорогой, Иа!
  • Желаю тебе здоровья, долгих лет жизни. Пусть сбудутся твои мечты!

И так, давайте послушаем, что у вас получилось.

На слайде верный вариант. (Слайд 5)

-Прочитайте первое предложение.

1.  С чего начинается поздравление?

— Как вы думаете, каким должно быть обращение? Почему?

— Какие чувства выражают все слова – обращения?

Какими словами можно обратиться?

На слайде появляется следующая запись (Слайд 6):

Части поздравления:

1.  ОБРАЩЕНИЕ: любимая, дорогая, родная, добрый друг мой, душенька моя, уважаемый и т.д.)

2. Что представляет собой основная часть?

 — С чем люди могут поздравлять друг друга?

2. ПОЗДРАВЛЕНИЕ: с Днем рождения; с новосельем; с Днем свадьбы;с окончанием учебного года; с женским днем 8 Марта; с Днем защитников Отечества

-Что еще в основной части есть?

 — Пожелания являются самой важной частью поздравления. Как вы думаете, от какого слово оно образуется? (как правило, образуется от слова «желать»).             Что можно пожелать?

 На слайде появляется запись (Слайд 7): ПОЖЕЛАНИЯ: здоровья, радости, счастья, успехов, удачи

— Ребята, пожелания не должно быть коротким и сухим.

3. Чем заканчивается поздравления?

 — Ребята, оно должно тоже выражать чувства уважения, благодарности.

Какие слова можно использовать для этого? (Дети зачитывают свои варианты ответов)                  

 3. ПОДПИСЬ: твой друг…, любящий тебя…, с уважением….

   -Итак, ребята, мы с вами теперь узнали, как можно поздравить, как выразить пожелания, как порадовать того, кого мы поздравляем.

  -Вы, наверное, поняли, что это очень важное умение, но главное – надо всегда помнить о своих родных, друзьях, обо всех, кто вам дорог, не пропустить момент, когда вы сможете в поздравлении сказать им добрые и ласковые слова.

-А теперь давайте досмотрим, как же сова поздравила Иа.

Возвращаемся к просмотру фрагмента из мультфильма.

— Ребята, скажите, о какой части поздравления забыла сова?

IV. Физкультминутка (2 мин)

Мы устали все чуть-чуть

Предлагаю отдохнуть

Отдыхайте наши уши

Тишину мы будем слушать

И глаза мы закрываем

И они пусть отдыхают

В тишине представьте море

Свежий ветер на просторе

За волной плывет волна

А в округе тишина.

V. Первичное закрепление во внешней речи. Индивидуальная работа с текстом «С новым годом!» (10мин) (Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

-Теперь мы знаем, как писать поздравление?

— Скажите, а мы Винни-пуха с каким праздником можем поздравить? Какой праздник приближается?

-У вас на столе у каждого лежит чистый лист. Возьмите его.

А сейчас я предлагаю тем ребятам, кто хорошо понял, как написать поздравление, самим написать поздравление с Новым годом! Винни-пуха, а те ребята, которые затрудняются, могут воспользоваться структурой написания текста поздравления. Надеюсь, вы не забудете, приветливо обратится, Пожелайте всего того, что он хотел бы иметь. И не забудьте подписать свое поздравление

— А чье поздравление понравилось вам больше?

-Ребята, давайте подведем итог урока. Вспомним какую цель ставили в начале урока? На какие вопросы должны были ответить?

-На все ли вопросы мы ответили?

-Кто считает, что он сегодня поработал на отлично? Встаньте.

VI. Рефлексия деятельности. (2 мин) (Слайд 8)

— Продолжите

— Я хочу похвалить вас за работу на уроке!

7.Домашнее задание (1 мин)

— Раскрасить поздравление.

Любите ли вы получать поздравления? А поздравлять?

Любите ли вы получать поздравления?

А поздравлять?

  Где же используется письменная поздравительная речь?   В поздравительной открытке В поздравительном письме В поздравительной телеграмме

  Где же используется письменная поздравительная речь?

В поздравительной открытке

В поздравительном письме

В поздравительной телеграмме

С чем можно поздравлять человека?

С чем можно поздравлять человека?

Что можно пожелать собеседнику? Какие слова можно использовать в пожеланиях?

Что можно пожелать собеседнику?

Какие слова можно использовать

в пожеланиях?

Объясни написание орфограмм праз…ник поздр…влять, поздр…вление пож…лать, пож…лание д…рогая, ув…жаемая, зд…ровье, с … стье д а а е е а о ча о

Объясни написание орфограмм

праз…ник

поздр…влять, поздр…вление пож…лать, пож…лание

д…рогая, ув…жаемая,

зд…ровье, с … стье

д

а

а

е

е

а

о

ча

о

Прочитайте поздравления. Обратите внимание, как по-разному вводятся в них пожелания. С Новым годом поздравляем и от всей души желаем...  С Новым годом поздравляем и хотим, чтоб Дед Мороз...

Прочитайте поздравления. Обратите внимание, как по-разному вводятся в них пожелания.

С Новым годом поздравляем и от всей души желаем…

С Новым годом поздравляем и хотим, чтоб Дед Мороз…

Дорогие одноклассники!  Примите наши поздравления с Новым годом! Пусть у вас друзей будет столько, сколько снежинок зимой! Братья Клочковы 15 декабря 2020 г.

Дорогие одноклассники!

Примите наши поздравления

с Новым годом!

Пусть у вас друзей будет столько, сколько снежинок зимой!

Братья Клочковы

15 декабря 2020 г.

Из каких частей состоит поздравление? Части текста поздравления 1. Обращение 2. Поздравление 3. Пожелание 4. Подпись 5. Дата

Из каких частей состоит поздравление?

Части текста поздравления

1. Обращение

2. Поздравление

3. Пожелание

4. Подпись

5. Дата

Напиши поздравление с Новым годом Кого будешь поздравлять? Как обратишься к адресату? 1. Обращение Дорогая … Уважаемая … Любимая …

Напиши поздравление с Новым годом

Кого будешь поздравлять?

Как обратишься к адресату?

1. Обращение

Дорогая …

Уважаемая …

Любимая …

2. Причина поздравления Поздравляю с наступающим Новым Годом!

2. Причина поздравления

Поздравляю с наступающим Новым Годом!

 3. Пожелания   Желаю тебе… От всей души желаю… Искренне желаю… От всего сердца желаю… Хочу пожелать…

3. Пожелания

Желаю тебе…

От всей души желаю…

Искренне желаю…

От всего сердца желаю…

Хочу пожелать…

 3. Пожелания   крепкого здоровья, долголетия веселья, радости, улыбок, хорошего настроения надежных, верных друзей успехов в труде (учебе, музыке, спорте) душевного тепла, внимания родных

3. Пожелания

крепкого здоровья, долголетия

веселья, радости, улыбок, хорошего настроения

надежных, верных друзей

успехов в труде (учебе, музыке, спорте)

душевного тепла, внимания родных

 4. Подпись   Твой внук Саша Твоя внучка Даша Твоя сестра Алина Твой брат Сеня Ваша дочь Юля Ваш сын Егор Твой друг Костя Твоя подруга Варя

4. Подпись

Твой внук Саша

Твоя внучка Даша

Твоя сестра Алина

Твой брат Сеня

Ваша дочь Юля

Ваш сын Егор

Твой друг Костя

Твоя подруга Варя

 5. Дата   17 декабря 2020 года 17.12.2020 г.

5. Дата

17 декабря 2020 года

17.12.2020 г.

Ф.И.О. учителя: учитель начальных классов МОУ «СОШ №3 г. Ершова , Саратовской области» Романова Л.В.

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала

УМК «Гармония»

Технологическая карта

Обучение написанию поздравлений.

Цель урока: познакомить учащихся с правилами написания поздравительной открытки.

Задачи урока:

Образовательные: уточнить представления о написании поздравительной открытки, о ее частях.

Развивающие: развивать мышление, коммуникативные качества, способствовать обогащению

словарного запаса, развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению родного языка, аккуратность, формировать

представления об открытке как о способе выражения добрых чувств по отношению друг к другу.

Предметные: осознать правильность создания поздравления, запомнить последовательность написания

поздравительной открытки, правильно записывать слова

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности,

осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать

последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать

правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные

УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Обращение, поздравление, пожелания, орфограмма.

Русский язык, литературное чтение, история

Ресурсы:

основные

дополнительные

Учебник «К тайнам нашего языка», 2 класс, М.С. Соловейчик, тетрадьзадачник к учебнику «К тайнам

нашего языка»

Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки

Фронтальная работа, самостоятельная работа, тестирование.

Задания для

учащихся,

выполнение которых

приведёт к

достижению

запланированных

результатов

Планируемые результаты

УУД

1. Мотивация к учебной

деятельности

Цели:

актуализировать

требования к ученику со

стороны учебной

деятельности;

создание условий для

возникновения у учеников

внутренней потребности

включения в учебную

деятельность.

Организует

эмоциональный

настрой на урок.

Проверяет готовность

к уроку.

Нука, проверь,

дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и

тетрадки?

Уметь совместно

договариваться о правилах

поведения и общения в школе и

следовать им

(Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать

речь других (Коммуникативные

УУД).

Чувствовать необходимость

учения

(Личностные УУД)

II Актуализация знаний

учащихся

Цели: Повторение

изученного материала

Повторяют ранее

изученный

материал

Организует

повторение

изученного

материала

Уточним , как решать

орфографические

задачи в корне слова

Что мы называем

Знать признаки

родственных

слов, понятия

«корень слова»,

Уметь проговаривать

последовательность действий

на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в

Дают определения

проверки

орфограмм корня

слова.

«Орфографические

задачи корня слова»

корнем слова? Какие

слова называем

родственными? Как

еще мы их называем?

Как решить

орфографическую

задачу в корне? Что

такое орфограмма?

Что такое

орфографическая

задача?

Какие главные

орфографические

задачи решаем в корне

слова?

Какие орфограммы

корня слова вы знаете?

Как правильно

написать слово с

безударным гласным?

С парным согласным?

С непроизносимым

согласным?

Тест

«Орфографические

задачи корня слова»

(смотри Приложение1)

«орфограмма»,

«орфографичес

кая задача»,

правописание

словарных слов

Уметь работать

самостоятельно,

применять

изученные

правила.

устной и письменной форме

(Коммуникативные УУД).

III.Постановка учебной

задачи

организовать

Участвуют в

диалоге.

С помощью

учителя

Организует работу

учащихся. В форме

подводящего диалога

подводит учащихся к

Какие праздники

прошли? Кого

поздравляют в эти

праздники? Кого

Уметь проговаривать

последовательность действий

на уроке

(Регулятивные УУД)

формулирование темы

урока учащимися;

организовать постановку

цели урока учащимися.

определяют тему

урока и его цели.

формулированию

темы урока.

поздравляли вы? А как

вы поздравляли?

Говорят: «Без доброго

слова праздник не

праздник».

Итак, в праздничные

дни мы поздравляем

друг друга и

произносим добрые

слова или записываем

эти слова в

поздравительной

открытке.

Что мы будем учиться

делать на уроке?

Уметь выдвигать гипотезы и их

обосновывать

(Познавательные УУД

Постановка учебной задачи на

основе соотношения того, что

уже известно и усвоено

учащимися и того, что ещё не

известно

(Регулятивные УУД)

Определять последовательность

промежуточных целей с учётом

конечного результата

(Регулятивные УУД)

Умение устанавливать связи

между учением и жизненными

ситуациями

(Личностные УУД)

IV. Составление плана

для достижения учебной

задачи

Цель:познакомить с

историей создания

открыток;

знакомить с правилами

составления открытки;

Участвуют в

диалоге, приводят

примеры из

жизни.

Знакомит с историей

создания открыток,

порядком написания.

Сегодня мы

попробуем написать

поздравительную

открытку.

Слово «открытка» в

русском языке

произошло от

словосочетания

«открытое письмо», то

Составлять план и

последовательность действий.

(Регулятивные УУД)

Сформированность

познавательных мотивов

интерес к новому.

(Личностные УУД)

работать со словарем,

обогащать словарный запас.

есть этим словом

обозначается вид

корреспонденции,

которая может

отправляться по почте

без конверта.

Открытка – это яркая,

живописная картинка,

призванная улучшить

настроение того

человека, которому она

предназначена.(Слайд1

)

Учащиеся

выполняют

движения

физминутки

Притворяшки

Дружно встаньте,

детвора.

Отдохнуть пришла

пора!

(Дети встают, ноги на

ширине плеч, руки на

поясе.)

Притворитеська

совой —

Повертите головой.

(Дети поворачивают

голову влевовправо)

Притворитесь тучками

Уметь выполнять физические

упражнения по команде ,

вместе.

(Коммуникативные УУД)

Помашите ручками.

(Дети встают на

цыпочки, трясут

вытянутыми вверх

кистями рук,

показывая, как из

тучки льется дождик.)

Притворитесь

свинками

И потритесь

спинками.

(Дети в парах встают

друг к другу спиной и

изображают, будто

трутся — энергично

двигают корпусом.)

Притворитесь кошками

Постучите ножками.

Притворитесь

сказками –

Поморгайте глазками

VI. Реализация плана.

Цель:

развивать

орфографическую зоркость;

составление

поздравительной открытки

Самостоятельная

работа с

самопроверкой.

Работают в ТПО

Организует

самостоятельную

работу со

словарными словами.

Формирует

представление о

правильном порядке

составления

поздравления.

Давайте вспомним,

как правильно писать

слова, которые

потребуются для

написания открытки.

Запишите правильно

слова. Поставьте

ударение, подчеркните

безударную гласную.

(Слайд 2)

Вспомни, с чего мы

начинаем писать

поздравительную

открытку.

Дорогая мама.

Уважаемая Мария

Ивановна.

Эта часть открытки

имеет свое название –

обращение. Здесь

нужно помнить о том,

что обращение должно

быть приятным. В

поздравление входят

части: поздравление с

праздником,

пожелания , подпись

Что обычно

желают? Здоровья.

Счастья.

Прочитайте

пожелания ребят.

Упр.483 ТПО

Как ты думаешь, в

каком порядке должны

располагаться эти

части: что сначала, что

потом?

Знать порядок

составления

поздравления.

Уметь добывать новые знания:

находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой

жизненный опыт и

информацию, полученную на

уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в

устной форме; слушать и

понимать речь других

(Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно

составленному плану

(Регулятивные УУД).

Интерес к способу решения и

общему способу действия.

(Личностные УУД)

VII. Первичное

закрепление

Цель: организовать

усвоение учениками новых

знаний.

Называют порядок

написания

открытки и

проверяют себя по

образцу на слайде.

Расставьте карточки в

нужном порядке.

(Слайд 3)

Уметь оформлять свои мыс в

данной ситуации

(Коммуникативные УУД)

Интерес к способу решения и

общему способу действия.

(Личностные УУД)

Уметь планировать своё

действие в соответствии с

поставленной задачей.

(Регулятивные УУД)

Контролировать свои действия

с заданным эталоном.

(Регулятивные УУД)

VIII. Самостоятельная

работа с взаимопроверкой

по эталону.

Цель: организовать

выполнение учащимися

самостоятельной работы на

новое знание;

Организовать самопроверку

по эталону, самооценку;

Организовать выявление

места и причины

затруднений, работу над

ошибками.

Учатся составлять

поздравление по

образцу.

Проверяют себя

по эталону.

Организует

индивидуальную

работу.

А теперь поздравь

маму с днем 8

марта. На парте лежат

два образца

поздравления, можешь

выбрать одно из двух.

(Приложение 2)

Уметь работать

по образцу,

добавлять свое.

Выполнять

самопроверку,

самооценку.

Уметь проговаривать

последовательность действий

на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь планировать своё

действие в соответствии с

поставленной задачей

(Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые

коррективы в действие после

его завершения на основе его

оценки и учёта характера

сделанных ошибок

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на

основе критерия успешности

учебной деятельности

(Личностные УУД).

IX. Объяснение

домашнего задания.

Цель: организовать пути

выполнения домашней

работы на основе

полученных знаний.

Записывают

домашнее задание.

Организует запись

домашнего задания.

Закреплять

полученные

знания

Соотносить то , что известно и

то, что предстоит выполнить

самостоятельно

(Регулятивные УУД)

X. Итог урока.

Цель : организовать

итоговый контроль

полученных знаний.

Что нового ты узнал

сегодня на уроке?

Чему учились?

Как ты думаешь,

будет ли рада мама,

Уметь соотносить цель и

результат .

(Регулятивные УУД)

XI. Рефлексия учебной

деятельности на уроке.

Цель: организовать

рефлексию и самооценку

учениками собственной

учебной деятельности.

Организует

фиксирование

содержания.

Организует

самооценку учебной

деятельности.

Оцените свою работу

на уроке.

Способность к самооценке на

основе критерия успешности

учебной деятельности.

(Личностные УУД)

Приложение 1.

Тест «Орфографические задачи в корне слова»

1.Укажите слово, в котором безударная гласная требует проверки.

1) цепкий

2) перья

3) скрипка

4) земляк

2.Укажите проверочное слово к слову крикливый.

1) кричит

2) вскрикивать

3)крикун

4) крик

3. Вставь пропущенную букву.

Рдной, дброта, к_лосится

4. Укажите слово, в котором пропущена буква т.

Ужас_ный, ярс_ный, опас_ный, прекрас_ный.

Приложение 2.

Дорогая мамочка!

От всего сердца поздравляю тебя с Международным женским днем!

Желаю счастья, здоровья.

Твой сын Женя.

Мамочка!

Поздравляю тебя с Международным женским днем 8 марта!

Желаю счастья, здоровья.

Твоя дочь Оля.

29.12.2022

Урок развития речи

Дурнева Анна Васильевна

Учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы.

Разработка урока развития речи во 2 классе «Как написать поздравление»

Оценить





923

Содержимое разработки

Открытый урок развития речи во 2 классе

«Как написать поздравление»

Цель: Формировать умения в составлении новогодних поздравлений и пожеланий.

Приготовить новогодние поздравления своим родным и близким.

Задачи:

Показать, что письменное поздравление имеет четыре составные части: обращение, поздравление, пожелание и подпись.

Убедить, что открытка остается на память, поэтому особенно важно ее подписать красиво.

Выработать умение составлять текст для конкретного адресата.

Воспитывать культуру речи, умение и желание общаться, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой

Учитель 1: — Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок. А вы хотите узнать, почему он будет необычным?

-У вас на уроке будет сразу 2 учителя: я и учитель русского языка ______________.

— Чего вы ждете от урока?

На фоне музыки «В гостях у сказки» читается стихотворение.

Учитель 2 :А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Учитель 1: — Давайте традиционно начнем урок с пожелания друг другу добра.

Дети: — Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу

добра.

II.Актуализация знаний.

Минутка чистописания

Учитель 1: — Открываем тетради и записываем число, классная работа. (на доске)

Учитель 2: — Вы обменялись добрыми пожеланиями.

— Ребята,с какими словами ассоциируется слово «добро»? Подумайте.

— Запишите ассоциативный ряд.

(Под музыку «Новогодняя мелодия» записывают слова)

(Мама, улыбка, дружба, солнце, мир, праздник, подарок и т.д.)

Учитель 2: — Какие слова вы записали?

— Все слова вы записали добрые, важные,красивые.Молодцы!

Учитель1:- А теперь посмотрите на экран. (видеоролик)

Учитель 2: — Вы сейчас посмотрели добрый,советский мультфильм.

Какое время года в мульфильме?

А какой самый любимый праздник в это время года?

А мы можем назвать его добрым?.. Почему? (все поздравляют друг друга). Вы любите получать поздравления?

Что является самым недорогим, но самым приятным подарком?…

Учитель 1: — Это доброе пожелание. Самый простой способ его выразить – это сказать на словах. А чтобы оно осталось надолго и радовало, пожелания можно оформить письменно на открытке. Открытка являлась одним из видов почтовой связи. В наше время поздравительные письма (открытки) посылают мало, так как появились более скоростные варианты передачи информации (сотовая связь, интернет). Сегодня мы воспринимаем открытку, как атрибут праздника и способ поздравления.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель 2: Догадались, чем мы будем заниматься?..(Ответы)

— Да,тема нашего урока «Как написать поздравление».(на доске открывается тема).

— Попытайтесь поставить цель к теме урока.( -Научиться писать правильно поздравления.)

IV. Открытие “нового знания”.

Учитель 1:— Сегодня утром я пришла в класс, и на столе обнаружила открытку. Красивая? Но не знаю, кому же она адресована…

— В ней написано поздравление. Прочитайте сначала про себя, а потом вслух.

Пусть Новый год здоровья Вам прибавит! 
Пусть Новый год Вам счастье принесет! 
И все хорошее оставит, 
И все плохое унесет!

— Скажите, полно ли оно составлено? ( Нет. Непонятно кому и от кого.)

— Ребята, а что такое поздравление? (Поздравление–это предложения, связанные по смыслу. Это группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу.)

Учитель 2: — Итак, поздравление-это тоже текст. А если это текст, значит, состоит из частей.

Ребята, на ваших партах лежат мини-карточки.

Возьмите их. Познакомьтесь. Прочитайте. И расставьте в нужном порядке, последовательно.

Вы должны составить алгоритм поздравлений. (Дети работают в парах)

ПОДПИСЬ ОБРАЩЕНИЕ

ПОЖЕЛАНИЯ ВИД ПОЗДРАВЛЕНИЯ

ОБРАЩЕНИЕ ПОЖЕЛАНИЯ

ВИД ПОЗДРАВЛЕНИЯ ПОДПИСЬ

А я хотела спросить, а второклассники знают знаки препинания? Назовите, какие вы знаете?

— Расставьте знаки препинания.

.

!

.

!

— Мы вывели алгоритм поздравления:

ОБРАЩЕНИЕ!

ПОЗДРАВЛЕНИЕ!

ПОЖЕЛАНИЯ.

ПОДПИСЬ.

— Итак, с чего вы начнете писать поздравление? (дорогая мама, уважаемая …) (слайд)

Учитель 1: -Эта часть открытки имеет свое название – обращение. Но нужно помнить, что обращение должно быть приятным.

— Какие слова помогут распространить обращение?(Слова- признаки)

— Назовите эти слова(милый, уважаемый, любимый, дорогой…)

-Итак, первая часть готова

Учитель 2: -Следующая часть открытки – информация о том, с чем поздравляют, т.е. указывается праздник.

— Как мы будем обращаться с уважением ко взрослым людям?

— Какое местоимение придет на помощь? (Вы)

— Как нужно писать это слово? (С заглавной буквы)

— Вторую часть мы разобрали.

Учитель 1: — Как вы думаете, что будет включать в себя основная часть?(пожелание)

Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания.

— Что обычно желают?(Даны ключевые слова для написания открытки.( слайд).

— Обратим внимание на слова «желаю, будь». Прочитайте их вслух, выделив голосом опасные места.

— Какая это орфограмма?

— Как мы говорили, пожелание должно быть приятным. Не забываем это.

— Чем должно заканчиваться поздравление?

— Ребята, оно должно тоже выражать чувства уважения, благодарности.

— Подберем такие слова, которые будут особенно приятны родным и близким.

— Какие слова можно использовать для этого? (Дети зачитывают свои варианты ответов)

ПОДПИСЬ: твой друг…, любящий тебя…, с уважением….

V.Физкультминутка (музыкальный ролик)

Учитель 2: Анна Васильевна, навернон, пора отдохнуть?

VI. Языковая работа

Итак,ваши пожелания должны быть теплыми и добрыми Ведь, как говорится …..

Видеоролик . Говорят под Новый год
Что не пожелается
Всё всегда произойдёт
Всё всегда сбывается.

VII. Написание поздравлений (под музыку «Рождество»)

Учитель 2: -Ребята, вы сегодня узнали, как нужно правильно поздравить, что можно пожелать, как порадовать того, кого поздравляете

И сейчас пришло время подписать новогоднюю открытку..

А кого же вы будете поздравлять?

Подумайте, кому будете подписывать открытку.

Родителям или бабушке, дедушке, учителям или друзьям, одноклассникам, а может быть, кто-то из вас захочет поздравить Президента нашей страны? Выбор за вами!

Решать вам!

Запишите поздравительный текст на открытке аккуратно, красиво.

Не забывайте! От вашего поздравления должно веять добром, теплом…

(записывают под сказочную музыку)

VIII.Чтение поздравлений.

Ребята, что же у вас получилось? Прочитайте выразительно… (по одному на каждую категорию)

IX. Рефлексия

Учитель 1:- Поднимите руку те ребята, кто считает, что его поздравления получились теплыми и добрыми. Теперь вы знаете, как правильно подписывать открытку. Не забудьте под новый год своим близким подписать открытки.

Ребята своими открытками наряжают елку

. Итог.

Учитель 2: — Ребята, как вы думаете, справились ли вы с поставленной целью?

— Ребята, вы знаете, что на Новый год происходят чудеса….

ВНИМАНИЕ!

( В это время под музыку «Санта Клаус» заходит Дед Мороз. Говорит пожелания, оставляет детям подарки, и вручает большую новогоднюю открытку для класса).

Наш урок подошел к концу.

И мы с Анной Васильевной хотим вам и гостям сказать:

С наступающим новым годом!

И пожелать вам:

Всего самого доброго!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/520385-urok-razvitija-rechi

Также вас может заинтересовать

  • Конспект урока 3 класс «Типы текстов»
  • Обозначение мягкости согласных звуков на письме гласными буквами и Ь
  • Урок открытия нового знания по русскому языку. 3 класс
  • Урок развития речевого этикета «Я среди людей, здравствуйте!»
  • Проверочные, контрольные и творческие работы по русскому языку

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Разговорная речь самохарактеристика самопрезентация поздравление урок в 8 классе презентация
  • Разговорная речь самохарактеристика самопрезентация поздравление конспект урока 8 класс
  • Развитие речи поздравительная открытка
  • Развертка открытки с днем рождения
  • Развертка открытки на день рождения