Мы периодически пополняем свои коллекции новыми экспонатами. И частенько задаемся вопросом: «а точно ли в этот раз приехали оригиналы?». Как же все-таки можно отделить оригиналы от неоригиналов. Что же поможет нам в этом:
Общее состояние предмета
Относительно состояния открыток — здесь все неоднозначно. Если открытка имеет отличное состояние люкс — это всегда вызывает подозрение. Однако, часто встречаются как оригиналы в отличном качестве (видимо предыдущий владелец очень бережно относился к вещи, купив, положил ее в альбом и больше не трогал никогда). Так и подделки в весьма плачевном состоянии (как искусственно состаренные, так и утерявшие былую красоту со временем, если подделка была сделана n-нное количество времени назад).
За явный признак оригинальности можно принимать наличие грибка на открытке. Но такая открытка испорчена и уже не открытка.
Грибок можно обезвредить специальной жидкостью. А вот последствия его разрушительного действия практически необратимы. Да и другие открытки заразить может. Ну и, опять же, положив открытку с грибком на свежий репринт, через месяц получим репринт с грибком.
Иногда встречается такое явление, как повреждения лицевой стороны открытки вследствие высыхания. Такое явление также можно считать явным, почти 100% признаком оригинальности открытки. Но ценность такой открытки опять же снижается.
Надломы, помятости, перегибы — тоже все неявные признаки оригинальности. И открытка попорчена, да и «подделать» это все очень легко.
В общем и целом, состоянии открытки больше влияет на ее цену и ценность, чем на понятие об ее оригинальности. Но сильно хорошее качество предмета всегда должно вызывать подозрение, особенно вкупе с присутствием других признаков поддельности.
Смотрим в UV
Пожалуй, главный признак фальшивости открытки, дающий в 95% случаях из 100 точное представление об оригинальности предмета — это свечение в ультрафиолете (для видимости полного эфекта смотреть лучше в полной темноте).
Старые открытки ушедшего времени делались из картона, который изготавливался по технологиям, отличным от принципов изготовления бумаги и картона сегодня. Восстановить технологии производства тех лет весьма дорогое удовольствие. Найти готовый картон, аналогичный картону, из которого изготавливались открытки достаточно сложно. Поэтому, как правило, все подделки можно увидеть в ультрафиолете.
Но бывают, конечно, исключения. Встречаются (редко) как оригиналы, которые светятся в ультрафиолете аналогично подделкам. Такие выпуски открыток просто нужно знать в лицо. Бывают и качественные подделки, которые не светятся в ультрафиолете.
Главное правило (за исключением исключений): открытки не должны светится в ультрафиолете. Сложно передать это с помощью фотографий. Но примерная картина свечения оригиналов и подделок одной серии открыток видна на фото:
Здесь же представлена обратная ситуация. Когда обе открытки оригинал. На самом деле обе открытки светятся в ультрафиолете одинаково — как левая, но фото получилось таким образом, что свет ультрафиолета больше падает на левую чем на правую.
Можно сказать, что если бы не исключение и не описанный выше нюанс, это фото очень хорошо бы иллюстрировало то, как должны в ультрафиолете светиться оригинальная открытка (свечение как открытка справа) и современный репринт (свечение как у открытки слева).
А запах…
Каждый уважающий себя Истинный филателист (филокартист) — в душе фетишист. Все открытки надо обязательно нюхать.
Чем же пахнут оригинальные открытки? Сложно описать это словами… Но как правило старостью, добротным табачком, плесенью, чердаком.
Бывают конечно исключения. Но, зачастую, запах у оригинальных открыток именно таков. Ну и конечно оригиналы не могут пахнуть свежей краской!
Подделки зачастую тоже пахнут как оригиналы. Но основное отличие оригиналов — это стойкость запаха, который со временем не выветривается.
Если на свежеотпечатанную на хорошем принтере бумажку с изображением открытки сверху положить ароматную оригинальную открытку и оставить полежать недельку, то бумажка впитает в себя запах оригинальной открытки. Но как только мы уберем оригинал и будем хранить копию отдельно, запах оригинальной открытки с копии выветрится так же быстро как и образовался. С таким приходилось сталкиваться не раз.
Яркость, краски, цвета
В основном вся немецкая полиграфичесая продукция отличается высоким качеством печати и материалов изготовления. Поэтому низкокачественные дешевые подделки всегда очень легко отличить даже по скану/фото. Как правило, они имеют либо очень блеклые, либо, наоборот, очень ярко-кислотный цвет.
Вот яркий пример, различий в цвете оригиналов и репринтов. Также на примере видно, что подделывают даже дешевые вещи:
Но, конечно, скан/фото это не эталон. Частенько бывает так, что по фото никогда не скажешь что открытка оригинал, а по факту оказывается оригиналом. Ну и наоборот часто бывает.
Здесь, как и везде, к оценке нужно подходить комплексно. А присутствие слишком ярких или слишком блеклых цветов должно стать поводом для сомнений в оригинальности. Наличие их свидетельствует либо о том, что фотография/скан были некачественно сделаны, либо о том, что предмет не оригинальный.
Качество печати
Не секрет, что технологический прогресс движется вперед семимильными шагами и современные технологии печати значительно превосходят технологии, использовавшиеся в период Второй Мировой.
Что же дает нам представление о способе печати открытки, которую мы держим в руках? Конечно же растры. Но вещь эта очень сложная и неоднозначная. Нужно знать как выглядят растры на той или иной серии открыток и учитывать, что бывают разновидности. В общем и целом здесь можно скорее запутаться, чем получить однозначное представление о подлинности. И этот метод определения подлинности открыток подойдет только настоящему эксперту, державшему в руках миллионы открыток периода ВОВ.
Но если же вы все-таки захотите заняться рассматриванием растров, то вам понадобится в первую очередь лупа с подсветкой, или микроскоп. Также может помочь принтер с хорошим разрешением. А выглядят растры где-то примерно так:
Что еще можно сказать по качеству печати открыток Германии, так это то, что оно всегда самое лучшее. Открытки очень хорошо хранятся, многие оригинальные экземпляры остаются как новые и спустя 80 лет.
Также стоит отметить что качество печати было хуже на открытках в начале существования Рейха 1923-1934 годов выпуска и в конце — 1944-1945 г. Самое лучшее качество печати было у открыток, выпускавшихся на территории непосредственно Германии. На оккупированных территориях качество печати открыток было похуже.
Сюжет и детали сюжета
Также один из главных моментов, позволяющий (в большинстве случаев) с точностью определить факт подделки.
Главное правило здесь такое: Если вы видите перед собой то, чего не может быть, значит — это либо разновидность (или что-то вроде частного редкого выпуска, который возможно сам по себе мало интересен), либо современная низкокачественная подделка. Это работает на 100% без всяких исключений!
Итак, нужно, конечно же, знать в первую очередь предмет (матчасть, так сказать):
- Если какой-то из элементов открытки должен быть нарисован с покрытием в золотой краске, а на рассматриваемом предмете такого нет — значит либо стерлась, либо подделка.
- Если обратная сторона отличается процентов на 20-30% от оригинала — то возможно что разновидность. Если на 100%, то 100% подделка. Кстати, такие подделки встречаются чаще всего.
Вот яркий пример, того, как выглядит обратная сторона у оригинальной открытки и подделки:
- Если у оригинала в каком-то месте точно должен быть определенный элемент а по факту его нет, значит или разновидность или брак (что вряд ли) или подделка. Но, опять же нужно смотреть вкупе с другими признаками поддельности.
- Не совпадает шрифт, размер шрифта текста, размер открытки — либо обрезали, либо разновидность, либо подделка. Немцы народ очень педантичный и щепитильный. У них все всегда по стандарту и браки большая редкость.
Фактура, плотность, в общем картон
По большей части, все открытки периода ВОВ печатались на различных типах картона. И разновидностей картона и бумаги огромное множество. Чтобы уметь отличать подделки от оригиналов по данному признаку, конечно же нужно знать какие серии на каком картоне печатались.
Открытки выпускались на картоне разного цвета, размера, состава, плотности, рифлености. Некоторые серии также выпускались одновременно на нескольких разновидностях картона.
Штемпели, виньетки, марки и пр.
Как правило на подделках любят налепить (а главное побольше) разных каких-то нереальных штемпелей, копий дорогих марок, виньетки. Отсюда правило: наличие на хорошей дорогой открытке дорогих марок, либо редких качественных штемпелей, особенно в большом количестве — это всегда сомнительно!
Стоит заметить, что если даже открытка оригинальная, а штемпеля и все остальное поддельные — то наличие подделок на оригинале снижает ценность оригинала. И такими вещами лучше не обзаводится. Но тут, конечно, все зависит от коллекционера. Некоторые, к примеру, наоборот любят коллекционировать всякие подделки, фантазии и пр. ерунду — то чего не было и никогда не могло быть.
О чем стоит знать, так это:
- На истинно оригинальной открытке, прошедшей реальную почту не должно быть много штемпелей. Если штемпелей много, значит кто-то налепил их просто так. И это либо фил. материал, либо подделка.
- На штемпелях нужно смотреть даты. Дата штемпеля не должна быть ранее даты выпуска открытки. Ну и также нужно смотреть форму штемпеля (в Германии периода ВОВ штемпеля были в основном железные, а потом стали резиновые).
- Если на открытке стоит штемпель фельдпочты (особенно на передней стороне) и при этом она не исписанная, значит либо его просто так налепили, либо он поддельный, либо, в крайнем оптимистичном случае, это также своего рода фил. материал.
- Если на открытке редкие экзотические штемпеля фельдпочты (особенно на чистой) — это скорее всего подделки, потому что так обычно не бывает, а если бывает то крайне редко.
- Как правило на средних по стоимости и дорогих открытках не бывает дорогих марок (а особенно редких и сверх-дорогих). Если же марка негашеная (и особенно если негашенная с передней стороны) — то в любом случае ее прилепили просто так и неизвестно когда (может вчера) и стоимость такой открытки снижается.
- Если же марка гашенная (с обычным почтовым гашением) с передней стороны и, к тому же, сюжет марки схож с сюжетом открытки — то это картмакс! Такие вещи очень ценятся и дорогие. Но очень редки и зачастую оказываются подделками. Это, конечно же не относится к варианту, когда на открытку приклеили бумажку с маркой и гашением, вырезанную, к примеру, с конверта или еще откуда-либо.
- Ну и виньетки (непочтовые марки). Как правило (но не редки исключения), такие вещи лепились на конверты в целях рекламы и, как правило (но не редки исключения), гасились вместе с марками. В целом, наличие таких вещей (особенно экзотических) всегда подозрительно и скорее всего их налепили просто так и не известно когда.
Заверки, сертификаты, отметки, пометки
Заверки на открытках встречаются крайне редко. Только если заверяют марки. Конечно, заверку тоже можно подделать при желании. Поэтому сложно сказать что-либо однозначное о оригинальности открыток с заверками.
Пример заверки марок на открытке. Честно говоря сложно сказать что-либо об оригинальности данной вещи. Но больше похоже на оригинал чем на подделку.
C сертификатами на открытки и ПК также ни разу не приходилось сталкиваться.
иногда на обратной стороне открыток встречаются штампы бывших владельцев-коллекционеров. Одно время это было распространенным явлением — известные крупные коллекционеры оставляли на всех открытках в своей коллекции штампы, свидетельствующие о том что данная открытка является экспонатом в коллекции именно данного владельца.
Ниже примеры таких штампов
Заверения владельца/продавца
Заверения продавца — вещь, конечно же ненадежная. Т. е., если продавец говорит что вещь подделка, то тут все понятно. Но если продавец всячески уверяет вас в том, что вещь оригинал, то не факт что так оно и есть.
Вот живой пример открытки в продаже с одного из российских сайтов:
Очень часто продавцы (дилеры) искренне верят в то, что продают оригиналы, хотя продаваемый предмет по сути дешевая подделка. Еще чаще люди вообще не разбираются в том, что продают (о чем искренне и пишут), просто покупают все подряд и продают все подряд.
Ориентироваться на заверения продавца можно только в случае 100%-ной уверенности в его авторитете и честности. К сожалению, специалистов-коллекционеров/продавцов по той или иной тематике единицы, а зная свою тему досконально, дешево они ничего не продают. Но покупая предметы у таких продавцов, можно уже не беспокоиться о их оригинальности. И аукционные рейтинги продавцов тут вовсе не показатель авторитетности. Как правило, продавцы с хорошим рейтингом продают массово все подряд, особо не разбираясь в том что продают. А настоящие эксперты продают по чуть-чуть только по своей теме коллекционирования и имеют низкие рейтинги, но свою тему знают как пять пальцев и подделки у таких людей в продажах не водятся.
Также всегда стоит обращать на другие предметы, которые продает продавец, ну и на отзывы о нем. Если среди других предметов есть явные подделки, то лучше у такого продавца ничего не покупать. А если есть плохие отзывы, связанные с подделками — то тем более. Иногда бывает, что в отзывах есть и отзыв о поддельности именно того предмета, который вы решили приобрести и сомневаетесь в оригинальности. Возможно предыдущий покупатель предмета (если он был продан ранее и возвращен) оставил негативный отзыв о продавце, дабы предостеречь своих последователей.
Ну и пару слов о цене
Здесь тоже все не так просто, как казалось бы. В теории, хороший дорогой предмет не может стоить дешево. Но, поскольку мало кто знает реальную стоимость открыток, их было выпущено миллион, а каталогов с ценами в природе нет, цены бывают самые различные.
Попадаются как дешевые оригиналы, так и дорогие подделки. Но соотношение, как правило, пропорциональное. Т.е. Если вы человек азартный и любите играть в лотерею, то, как и в любой лотерее, покупая в большом количестве все самое дешевое и сомнительное в итоге потратите скорее всего больше, чем если будете покупать за адекватную цену вещи, которые абсолютно точно вселяют уверенность в своей оригинальности. Т.к. процент подделок в купленном превысит выгоду от удачно купленной задешево сомнительной открытки, оказавшейся оригиналом. Хотя, с другой стороны, поиграть в эту игру — «это может быть гораздо занимательнее игровых автоматов», говоря языком одного из знакомых коллекционеров.
В целом, хорошо подделать открытку довольно сложно и вряд ли кто-то будет качественно подделывать частые дешевые вещи, т.к. это довольно сложно и дорого. Поэтому можно спокойно покупать вещи себестоимостью до 30-40 евро без страха купить подделку.
Подделки дешевых открыток встречаются, но все они очень некачественные и видны невооруженным взглядом. В случае подделки таких вещей вы их всегда с легкостью выявите по признакам, указанным выше.
С дорогими открытками сложнее. Нужно смотреть в полном комплексе всех описанных выше признаков поддельности.
- Искусство
- Cancel
РЕПРИНТ И ПОДЛИННИК
Оригинал взят у kytskoe в РЕПРИНТ И ПОДЛИННИК
Последнее время издается очень много репринтов открыток прошлых лет, на самые разные темы это и виды городов, поздравления с праздниками, военная тематика, и многое другое. Немало среди них открыток на мою любимую пасхальную тему. Вот и в этом году среди открыток, пополнивших мою пасхальную коллекцию, есть репринты.
https://fotki.yandex.ru/users/kytskoe/album/158281/
Мне кажется, что среди репринтных открыток редко можно увидеть экземпляры с достойным обликом, редким исключением здесь являются некоторые открытки с видами городов. Особенно убого смотрятся репринты праздничных открыток. Глядя на них можно подумать, что у наших предков праздники не вызывали особых положительных эмоций, поскольку именно такие эмоции призвано отображать изображение праздничных открыток. Так мне казалось, пока в моей коллекции кроме репринтов начали появляться подлинники, с которых они были сделаны. В качестве примера привожу ниже две открытки.
Первая — это репринт, а вторая подлинник 1913 года
Согласитесь со мной, что подлинник смотрится значительно очаровательнее не смотря на свою ветхость.
- Общество
- Cancel
Подделки Зарубина
Всё больше появляется информации о подделках открыток Зарубина. Соответственно растут и опасения даже тех, кто пока на подделки не напарывался.
Меня попросили написать, как отличить подделку. Сижу, строчу, а сама думаю: может, всё же преувеличено это дело? И не надо здря народ баламутить? Это же еще сильнее взаимные подозрения будет разжигать…
Что лично вы думаете о подделках Зарубина, встречались ли с ними? Можете ли отличить от оригинала?
Как относитесь к продаже копий (ну, со _словесным_ указанием, что это копия)?
…а, да, еще: вас кто-нибудь просил продать/обменять/подарить сканы редких открыток в высоком разрешении?
Значение слова РЕПЛИКА в Словаре терминов изобразительного искусства
- РЕПЛИКА
-
— (от латинского replico — повторяю) авторская копия художественного произведения (или копия, выполненная под наблюдением автора), отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения.
(Илл. В. Пукирев. Неравный брак. 1862, м.)
Словарь терминов изобразительного искусства.
2012
Термин и понятие в изобразительном искусстве.
Реплика
Реплика, авторская копия художественного произведения
Реплика (франц. rйplique, итал. replica, от лат. replico — повторяю), авторская копия художественного произведения (или копия, выполненная под наблюдением автора), отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения.