От 1980-х годов сохранилось огромное количество открыток к Новому году. В эту подборку вошли 126 открыток, но их, конечно, значительно больше. Среди самых знаменитых авторов — Владимир Зарубин, Владимир Четвериков, А.Жребин, Л. Похитонова, Р.Гордеев и другие.
Как и в предшествующем десятилетии, очень популярен сюжет, изображающий Деда Мороза в образе почтальона. Появляется лесной пейзаж как самостоятельный сюжет. А вот тема воспевания технических достижений СССР, которая была популярна в 1970-е, теперь практически не встречается. Лишь изредка поднимается тема освоения Космоса.
Часто можно увидеть на открытках лесных зверят, персонажей известных мультфильмов. Реже встречаются натуралистичные зверушки и птицы. Некоторые художники работали в жанре натюрморта (шарики на елке) и пейзажа (зимний лес).
Сказочные сюжеты и Дед Мороз со Снегурочкой часто изображаются в стиле лаковой миниатюры палеха, очень модного в 1980-е годы.
Художник Г. Клочко, 1980 г.
Новогодняя открытка с шариками на ветке. Художник Н. Коробова, 1980 г.
Художник Н. Коробова, 1981 г.
Новогодняя открытка в стиле палех. Художник К. Бокарев, 1980 г.
Новогодняя открытка в стиле палех про Емелю со щукой. Художник К. Бокарев, 1980 г.
Новогодняя открытка — Дед Мороз с телевизором и телефоном. Художник А. Жребин, 1980 г.
Художник В. Исаев, 1980 г.
Художник В. Зарубин, 1980 г.
Новогодняя открытка с Дедом Морозом — почтальоном. Реклама советской авиа-почты. Художник А. Жребин. 1981
Еще один Дед Мороз — почтальон. Художник А. Жеребин, 1981 г.
Дед Мороз едет в деревянном грузовике, за рулем — Снеговик. Художник В. Четвериков, 1981 г.
Зверята везут подарки на санках. Художник В. Четвериков, 1981 г.
Художник А. Жребин, 1981 г.
Новогодняя открытка про Космос. Художник А. Жребин, 1981 г.
Художник В. Четвериков, 1981 г.
Художник А. Рысс, 1981 г.
Украинская новогодняя открытка. Художник В.М. Гончаров, 1981 г.
Новогодняя открытка с зимним пейзажем в рамке. Художник Е. Дергилева, 1981 г.
Художник А. Савин, 1981 г.
Дед Мороз со Снегурочкой верхом на олене. Художник В. Четвериков, 1981 г.
Новогодняя открытка — синичка и горностай. Художник В. Каневский, 1981 г.
Вид зимнего Кремля с гроздьями рябины на первом плане. Художник Т. Панченко, 1981 г.
Художник В. Ходов (Палех), 1981 г.
Художник Л. Курьерова, 1982 г.
Открытка «С Новым годом!» Терем Деда Мороза. Художник В. Четвериков, 1982 г.
Новогоднее новоселье. Художник М. Матвеев, 1982 г.
Новогодняя открытка на космическую тему. А. Жребин, 1982
Новогодняя открытка с белочкой. Художник А. Исаков, 1982 г.
А. Плаксин 1982
Художник В. Чмаров, 1982 г.
Художник А. Жребин, 1982 г.
Новогодняя открытка с совой и часами. Художник Л. Похитонова, 1982 г.
Художник Л. Кузнецов, 1982 г.
Р. Гордеев, 1983
Художник А. Жребин, 1983 г.
Художник Л. Манилова, 1983 г.
Художник Е. Квавадзе, 1983 г.
Художник С. Комарова, 1983 г.
Художник Д. Волкова, 1983 г.
Художник В. Семенов, 1983 г.
Художник Р. Гордеева, 1983 г.
Художник Л. Алисова, 1983 г.
Необычный сюжет новогодней открытки — эскалатор в метро. Художник А. Любезнов, 1983 г.
Художник В. Воронин, 1983 г.
Новогодняя открытка со снегурочкой в сказочном тереме. Художник К. Андрианов, 1983 г.
Новогодняя открытка — клоун Олег Попов. Художник Л. Манилова, 1983 г.
Дед Мороз на тройке едет по Красной площади. Советская новогодняя открытка. Художник И. Лобова, 1984 г.
Новогодняя открыка с Большим театром. Художник В. Семенов, 1984 г.
Новогодняя открытка с лесным пейзажем. Художник С. Куприянов, 1984 г.
Новогодний салют над Спасской башней Кремля. Художник Н. Коробова, 1984 г.
Художник Г. Линде, 1984 г.
Новогодняя открытка шарики на елке. Художник А. Толмачев, 1984 г.
Художник Н. Савельева, 1984 г.
Украинская новогодняя открытка. Художник Л. В. Мороз, 1984 г.
Художник О. Макарова, 1984 г.
Дед Мороз рисует на окне портрет Снегурочки. Художник В. Хмелев, 1984 г.
Художник Н. Коробова, 1985 г.
На верхушке елки почему-то горит пламя, как на свече. В. Зарубин 1985
Медведь-тренер и мишка-лыжник. Художник Т. Ожегова, 1985 г.
Растущий месяц на лыжах везет рюкзак с подарками зверям, собравшимся вокруг елки. Художник Т. Грудинина, 1985 г.
Художник О. Жукова, 1985 г.
Дед Мороз привез полярникам подарки на вертолете. Р. Гордеев, 1985
Дед Мороз работает дежурным по станции на БАМе. Художник В. Хмелев, 1985 г.
С Новым годом! Художник М. Лунин, 1985 г.
Медведь на снегоходе. Художник И. Лобова, 1985 г.
Новогодняя открытка. Дед Мороз расписывает дымковские игрушки. Художник Л. Похитонова, 1985 г.
Художник К. Андрианов, 1985 г.
Дед Мороз запряг медведя в сани. Художник В. Четвериков
Художник В. Четвериков
Художник С. Комарова, 1985 г.
Снегурочка в стиле палех. Художник О. Юрасова, 1985 г.
Художники О. Юрасова, В. Юрасов, 1985 г.
Художник А. Любезнов, 1985 г.
Открытка — Дед Мороз на санях с гармонью. Художник Л. Похитонова, 1985 г.
Новогодняя открытка с ветками и пейзажем. Художник Ю. Куртенко, 1986 г.
Новогодняя открытка с башней Кремля. Художник А. Щедрин, 1986 г.
Дед Мороз поймал Золотую рыбку. Художник Ю. Ясюкевич, 1986 г.
Новогодняя открытка с зайцем и волком (Ну погоди!) Художник А.О. Горобиевская, 1986 г.
Художник Л. Матяш, 1986 г.
Новогодняя открытка с часами и музыкальными инструментами. Художник О. Тренделева, 1986 г.
Новогодняя открытка с видом Дома Пашкова. Художник В. Семенов, 1985 г.
Новогодняя открытка с птицами на ветках рябины. Художник А. Исаков, 1986 г.
Художник А. Мурахин, 1986 г.
Художник С. Борисова, 1986 г.
Художник О. Жукова, 1986 г.
Новогодняя открытка со снегирями и рябиной. Художник В. Базаров, 1987 г.
Дед Мороз с электронными часами на цепочке. Художник Ю. Ряховский, 1987 г.
Новогодняя открытка. Художник Т. Грудинина, 1987 г.
Художник А. Семенов, 1987 г.
Дед Мороз читает телеграфную ленту. Художник В. Четвериков, 1987 г.
Художники А. Исаков, С. Горлищев, 1987 г.
Художник Л. Похитонова, 1987 г.
Дед Мороз звонит по телефону маленькой девочке. Художник В. Воронин, 1987 г.
Художник В. Четвериков
Новогодняя открытка с глухарем. Художник В. Базаров, 1987 г.
Новогодняя открытка со снегирями. Художник Н. Малинская, 1987 г.
Художник И. Филиппов, 1987 г.
Художник В. Бедрак, 1988 г.
Новогодняя открытка с белочками. Художник Л. Похитонова
Т. Жебелев, 1988
Художник Л. Похитонова, 1988 г.
Дед Мороз-почтальон несет в подарок сказки. Художник В. Хмелев, 1989 г.
Новогодняя открытка — заснеженный деревенский пейзаж. Художник И. Можаева, 1989 г.
Сказочные персонажи смотрят программу «Время». Художник О. Григорьев, 1989 г.
Новогодняя открытка с Малышом и Карлсоном. Художник Б. Илюхин, 1989 г.
Художник В. Четвериков
Художник В. Четвериков
Новогодняя открытка. Художник Т. Коровина, 1989 г.
Художник В. Антонов «Тройки», 1989 г.
Художник Т. Жебелева, 1989 г
Художник С. Комарова, 1989 г.
Художник Л. Беломытцев, 1989 г.
Художник Л. Манилова
Художник В. Четвериков
Художник Л. Похитонова
Художник И. Фирсанова
Украинская открытка «С Рождеством Христовым!» Художник В. Зарубин
Художник К. Андрианов
Художник К. Андрианов
Художник Л. Похитонова
Художник К. Андрианов
Художник В. Четвериков
Автор неизвестен
Автор неизвестен
В истории филокартии ранние новогодние открытки неразрывно связаны с рождественскими. Порой на них даже печатали объединяющую надпись: «Wishing you a Merry Christmas and a Happy New Year». Считается, что первой такой открыткой стала почтовая карточка с рисунком Джона Хорсли, выпущенная Генри Коулом в продажу 1 мая 1843 года. Заказав отпечатать более двух тысяч штук, Коул успешно распродал их по шиллингу каждая ещё до Рождества. Его примеру последовали другие торговцы, и рождественско-новогодняя тематика с той поры неизменно присутствует на почтовых карточках.
Первая в мире изданная промышленным способом рождественская открытка
В этой теме встречаются самые удивительные образцы. Например, в Австрии и Баварии родилась новогодняя извинительная открытка, сходная со средневековой индульгенцией. Купив такую открытку, её владелец освобождался от обязанности письменно поздравлять с Новым годом всех родственников, друзей и коллег по работе. Заодно открытка избавляла от традиционного визита к беднякам и раздачи милостыни. А больше всех новогодних открыток рассылают Японцы. Там тоже есть своя «извинительная» новогодняя открытка. На следующий день после Нового года жители Японии разбирают поступившие им послания и пишут ответные для тех, кого не догадались или забыли поздравить заблаговременно.
История новогодней открытки в России
Открытки Николая Каразина
Российская империя оказалась охваченной эпидемией письменных новогодних поздравлений несколько позднее, чем Европа. Филокартисты до сих пор спорят, когда и кто из русских художников нарисовал первую новогоднюю открытку. Одни приписывают её создание Николаю Каразину, действительно, принимавшему участие первых российских художественных почтовых карточек. Глядя на образцы его работ, видишь то простецкую заснеженную крестьянскую Россию, то волшебный мир русских сказок, одной из гранью которых становится приближающийся Новый год.
Открытка Елизаветы Бем
Другие считают, что первые полноценные новогодние открытки принадлежат кисти Елизаветы Бём. Если внимательно просмотреть каталог её художественных открыток, то непосредственно Новый год фигурирует (да и то косвенно) лишь на нескольких из всего её богатого наследия. Однако художница оставила нам множество открыток, где царит настоящая Русская зима, без которой Новый год просто немыслим. Вид краснощёких от мороза детей, то крестьянских, то обряженных в вычурно праздничные народные костюмы, усиливает праздничную атмосферу предновогоднего веселья.
Новогодние открытки довоенного СССР
Захватив власть, большевики руководствовались строчками «Интернационала»: «Весь Мир насилья мы разрушим / До основанья, а затем / Мы наш, мы новый Мир построим…» В разрушенном до основания мира должны были остаться все праздники, признанные религиозными или буржуазными. И Рождество, и Новый год не избежали общей участи.
1920 год на открытках
Однако потребность поздравить хороших людей с Новым годом при новой власти никуда не исчезла. В одном конце страны восставшие солдаты Чехословацкого корпуса, всколыхнувшие Россию до Гражданской войны, печатают на заказ открытки с привычной им новогодней символикой. На другом конце страны к открытке из старых запасов с дореволюционной ещё орфографией подрисовывают грядущую дату. Но невозможно запретить Новый год одним росчерком пера. Даже Владимир Ильич Ленин в одном из рассказов о нём едет поздравлять детей на праздничную ёлку.
Новогоднее послание
В 1929 году Новый год стал обычным рабочим днём, но даже это не убило традицию новогодних поздравлений. И если новогодние открытки государственные типографии больше не печатали, то о художественных открытках этого не сказать. Выше показана изданная по заказу Советской филателистической ассоциации почтовая карточка с зимними мотивами. Чья-то находчивая рука просто написала на лицевой стороне «С новым годом!», заполнив оборот традиционными пожеланиями.
Открытка, сделанная вручную
В отсутствие новогодних почтовых карточек в продаже исхитрялись, кто во что горазд. В открытку превращалась обычная картонка, на одной стороне которой появлялся выполненный от руки рисунок. Сейчас бы это творчество назвали модным словом «скрапбукинг». Трудолюбиво, предварительно расчертив, с огромной старательностью кто-то не жалел времени и сил, чтобы отправить пожелания. Сейчас открытки подобного плана разыскивают любители всего необычного, оригинального, созданного в единственном экземпляре.
Любительская фотооткрытка
Ход истории изменило письмо Первого секретаря Киевского обкома ВКП (б) Павла Постышева, опубликованное в газете «Правда» 28 декабря 1935 года. И хотя до наступления Нового года оставалось всего три дня, для советского человека не было ничего невозможного. За это время призыв «В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек» услышали по всей стране. И Новый год вернулся официально. Однако говорить о возвращении новогодних открыток было бы преждевременно. Сначала они стали появляться в неожиданном виде. Выше один из таких уникальных экземпляров, выданных на память о каком-то из ведомственных балов-карнавалов. Видно, что это шутливое приглашение создавал фотолюбитель.
Одна из первых советских массовых новогодних открыток
Видимо, подобные любительские фотографии подтолкнули кого-то на создание полноценных открыток. В 1938 году появляются открытки, выполненные по тому же самому принципу (перефотографированный рисунок), но сделанные вполне официально: с указанием цены и необходимых выходных данных. О срочности воплощения замысла намекает указание «По особому заказу Ленкультторга». Стоит обратить внимание и на внушительный для того времени тираж.
Дети на новогодней открытке
О возвращении Нового года вскоре возвещает и советская литература. В 1939 году опубликована детская повесть Аркадия Гайдара «Чук и Гек»: «Чук с Геком переглянулись. Они гадали, что это. Это в далекой-далекой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлевские часы. И этот звон – перед Новым годом – сейчас слушали люди и в городах, и в горах, в степях, в тайге, на синем море». Выпущенные в 1939 году открытки уже сложнее по композиции: перед нами фотоколлаж, сопрягающий живопись и ранее сделанные фотографии детей.
Сценическая новогодняя постановка
В 1940 году уже появляются не просто сфотографированные рисунки или фотоколлажи, а настоящие фотосессии. Выше открытка, где на фоне заснеженного парка сюжетно выставлены куклы. В этом наборе есть и открытка, где к этим же персонажам добавлен и Дед Мороз. Если на плакатах антирелигиозной советской пропаганды 1928 года бойкий мальчуган, задорно подхлёстывая ёлкой, гнал Деда Мороза прочь, как религиозный пережиток, то сейчас Дед Мороз уже на нашей стороне баррикад. Он полноправно вернулся не только на январские ёлки, но и на открытки.
Новогодний привет из советской Эстонии
С присоединением Прибалтики в 1940 году по стране отправились открытки, напечатанные частными типографиями до того, как эти республики вошли в состав СССР. Так как их оформление было ближе к Западной Европе, на фоне прочих советских открыток они смотрелись непривычно и притягательно.
Новогодние открытки военных и первых послевоенных лет
Новогодний привет с фронта
Война изменила всё. Но Новый год никуда не исчез. Просто превратился в одну из сцен антигитлеровской агитации. Типографии продолжали печатать большими тиражами поздравительные открытки, только те в большей мере напоминали собой патриотический плакат. Но Дед Мороз оставался в строю и на открытках бил фашистов вместе с красноармейцами.
Карикатура на пленных фашистов в виде поздравительной открытки
Даже в трудные военные годы среди горестей и печалей проскальзывали нотки юмора. Там, куда не добирались агитбригады с Клавдией Шульженко и театральные выступления с Аркадием Райкиным, дух поднимали плакаты, высмеивающие разгромленных под Москвой фашистов, и открытки, выполненные в том же карикатурном стиле.
Воинское почтовое отправление
Опасность захвата отодвинулась от столицы, и бой часов на Спасской башне снова стал долгожданным символом наступающего 1943 года. Выше почтовая карточка, отпечатанная специально для военнослужащих. Здесь приметы войны в виде бронетехники сочетаются с панорамой на Кремль. Пусть ещё не кончилась война, но башни Московского кремля на долгие годы превратятся в олицетворение праздничных новогодних дней.
Примеры новогодних открыток военных лет
Чем дальше отброшен враг, тем больше победных салютов, посвящённых освобождению того или иного знакового города Советского Союза. Можно сказать, что именно росчерки фейерверка по тёмному небу здесь играют главную роль, а надпись просто дополняет общую картину. Но и в мирные годы в крупных городах СССР сложится традиция запускать праздничный салют. А в тех городах, где такие мероприятия не планировались, салют заменяли одиночные красные или зелёные сигнальные ракеты, нелегально привезённые с армейской службы. Вторая открытка выполнена в традиционном новогоднем стиле: звёздное небо, заснеженные ёлки, улыбающийся месяц. Вот только вместо Деда Мороза юный партизан, будто предвестник нового персонажа праздничной мифологии – Мальчика Нового Года, который появится на открытках 1950-х гг.
Воинское почтовое отправление
После Победы военная атрибутика не сразу покидает новогодние открытки, ведь полстраны ещё ходит во фронтовых гимнастёрках, используя военную форму в качестве рабочей одежды на стройках народного хозяйства. Кроме того, Красная Армия никуда не делась. И военнослужащие, купив в ларьке Военторга почтовую карточку шлют поздравления всем, кто остался в гражданской жизни.
С Новым 1946-м годом!
Ну а на гражданке ушедшую войну начинают оттеснять мирные мотивы. Открытки снова становятся сказочными, неся дух волшебства Русской зимы. И Дед Мороз несёт в мешке не бомбы и снаряды для фашистов, как в 1941 году, а детские игрушки. Ещё не всё отлажено, ещё доминирует простое оформление, которое способно выдать даже полевая фотография. Но жизнь меняется: 23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января объявлено праздничным и выходным днём.
Открытка (открытое письмо) «С Новым Годом!» худ. В. Иванов Типография им. В.М. Молотова. Гознак
В конце 1940-х гг. печатью новогодних открыток начинают заниматься полиграфические комплексы. Качество почтовых карточек резко возрастает. Начинают следить и за политической составляющей открытки. Если ёлку украшает девочка в школьной форме, то в вышине ярко сияет пятиконечная звезда, а зелёных ёлочных ветвях приютился красный советский флаг. Перед нами словно и не открытка, а выверенная иллюстрация из букваря.
Новогодние открытки 1950-х гг.
Открытка (открытое письмо) «С Новым Годом!» Госфотокомбинат «ЛЕНФОТОХУДОЖНИК»
Впрочем, открытки фотографического чёрно-белого довоенного стиля всё ещё довольно популярны. В стране ещё много небольших фотокомбинатов, которые не способны соперничать с солидными издательствами в многоцветности, но берут необычностью композиции. Впрочем, и они прославляют жизнь в стране Советов, ведь мчащийся на всех парах современный поезд олицетворяет неуклонное движение государства рабочих и крестьян к светлой жизни. Впрочем, люди, сталкивающиеся с агитацией на каждом шагу, вряд ли искали в открытках агитацию. Здесь больше привлекает контраст замершего ночного зимнего леса и летящего сквозь него состава.
Новогодние открытки. Художники Рыбченкова и Дементьев
Первая половина 1950-х гг. – это всё ещё следование стилю книжных иллюстраций. Любую из таких открыток можно встроить в учебник для начальной школы с заданием «Сочини рассказ по картинке». В композиции рисунка заметна реалистичность изображения, хотя повышенная яркость и контрастность отсылает нас уже к искусству советского плаката. Впрочем, открытка в тот период – это зачастую маленький плакат.
Мальчик Новый Год
Во второй половине 1950-х гг. нам уже встречается тот самый Мальчик Новый Год, который уже очень скоро впишется третьим в компанию к Деду Морозу и Снегурочке. Его образ ещё не закончен. Цифры, складывающиеся в число грядущего года, ещё лишь где-то в стороне или вовсе отсутствуют. На второй открытке и не скажешь точно, кто перед нами: Мальчик Новый Год или обычный советский школьник, вернувшийся с лыжной пробежки, прихватив с собой ёлку для праздника.
Новогодние открытки 1960-х гг.
Почтовая карточка начала 1960-х
Космический прорыв, когда СССР успел первым отправить в космос и спутник, и Белку со Стрелкой, и Юрия Гагарина добавляет к новогодней открытке ещё одну чёрточку, которая впоследствии станет чуть ли не обязательной на протяжении долгого периода. Либо вдали, либо крупным планом в композицию добавится космическая ракета. На фото выше собирательная картина. Ёлка – олицетворение Нового года. Краснозвёздная башня Кремля – символ государства. Высотка МГУ, показывающая новую Москву. И росчерк траектории ракеты, пролетающей над всей этой красотой. Другую ракету мы увидим напечатанной на стандартной марке.
Космос и Новый год в одном сюжете
Но ракета может стать частью сюжета, а Мальчик Новый Год предстанет перед нами в скафандре. Дед Мороз зажигает ему зелёный свет, а мир вокруг заполнен звёздами. Восхищение и благоговение перед космическими полётами – черта тех лет, когда очередная отправка человека на орбиту выглядела героическим подвигом, и не только мальчишки, а и взрослые мечтали примерить на себя одёжку космонавта. Именно тогда складывается тот удивительный и неповторимый стиль новогодних открыток, которые вроде и не просто открытка, а иллюстрация из ещё нерасказанной сказки о Новом годе.
«На открытках советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту и пр. Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками…»
Открытка по м/ф «Новогоднее путешествие»
И это общий стиль, царящий в Советском Союзе. Подобную прорисовку можно увидеть в советских мультфильмах. Выше не просто придуманная художником фантазия, а кадр из мультипликационной ленты «Новогоднее путешествие». Однако он смотрится очень органично, создавая сказочное настроение даже у тех, кто этот мультфильм никогда и не видел. Позже герои известных сказок будут часто фигурировать на новогодних открытках в компании со Снегурочкой и Дедом Морозом.
Новогодние открытки
Этот удивительный стиль, который сейчас так часто возникает в ретро-инсталляциях, начинает сходить на нет где-то на стыке 1960-х и 1970-х гг. Возможности полиграфии многократно возрастают. Теперь на открытке можно передать не только яркий контраст, но и множество мельчащих деталей рисунка. Выполненные художниками открытки становятся настоящими произведениями новогоднего искусства.
Новогодние открытки позднего СССР
Набор из 4 чистых открыток «С Новым годом!» худ. Четвериков
В это время идёт расцвет творчества тех художников, которые и сейчас на слуху не только у заядлых филокартистов, но и у коллекционеров-новичков. Миллионными тиражами выходят яркие и весёлые открытки с нарисованными героями, которых создали Владимир Зарубин, Анна Горобиевская и Владимир Четвериков. Это тот случай, когда необыкновенное предпраздничное настроение, которое хочется передать адресату, несут не только слова, но и персонажи открытки. Популярность «зарубинских» или «четвериковских» зайчиков, бельчат, ежат и медвежат зашкаливала. И даже сейчас, при взгляде на иллюстрации, у многих в груди снова проснётся то тёплое чувство, которое рождалось при чтении такой открытки (или её заполнении).
С Новым годом — годом Московской олимпиады
Элементы современности, чёрточки сегодняшнего дня обязательно проникали и на открытки. Олимпийского Мишку мы уже видели среди персонажей Владимира Четверикова на предыдущей иллюстрации. А на этой открытке он – главный герой, важно едущий на старинном кабриолете вдоль московской панорамы. Советский Новый год подавали как шанс, когда сказка может войти в жизнь. А жизнь (при правильном выборе пути) может стать сказкой.
Новогодние открытки
В 1980-х гг. на открытки возвращаются фотокомпозиции. Но это уже не пробы предвоенных лет, а полноценная игра света и тени с использованием всех возможностей полиграфии того периода. Возможно, сейчас в них и чувствуется давно ушедшая эпоха, но на тот момент они были новинкой. Притягательной и привлекательной. И тоже оставившей след. Пошлите такую открытку знающему человеку. И он сразу среди вороха прочих новогодних поздравлений с удивлением убедится, что ему пришла советская открытка.
Почтовые комплекты (открытка + конверт)
Постепенно часть открыток перестала быть тем, чем задумывалась изначально, утратив статус открытого письма. Такие открытки пересылали в конверте, оформление которого совпадало с общей темой. Их делали на лучшей бумаге. Использовали тиснение и золочение. Ведь если обычную открытку могли повредить или запачкать в дороге, то эти защищал конверт, и в руки адресата они попадали во всём великолепии.
Новогодние открытки. Художники Куртенко (слева) и Зарубин (справа)
С 1988 года, когда страна отмечала тысячелетие Крещение Руси, антирелигиозная пропаганда быстро сошла на нет. Церковь продолжала быть отделённым от государства, но вернулась в его сферу. По мере падения рейтинга пионеров и комсомолов влияние религии резко усилилось. Случилось необычное: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. Стоило ли удивляться, что на новогодние открытки вернулись изображения храмов как олицетворения рождественского богослужения и светлого праздника Рождества.
Постсоветские открытки
Новогодняя открытка наших дней
Гиперинфляция 1990-х гг. сильно осложнила жизнь всем, кто оказался на осколках рабитого Советского Союза. Однако традиция поздравлять друг друга почтовыми карточками сохранялась ещё много лет. В постсоветских открытках Рождество снова переплелось с Новым годом, когда два разных праздника воспринимаются чем-то единым. Лавину новогодних открыток ослабила только электронная почта, позволяющая не только бесплатно, но и мгновенно доставить послание адресату. В интернете бесчисленное количество всевозможных открыток. При желании можно нарисовать открытку самому или сделать оригинальный коллаж на тему Нового года. Сейчас Почта Росси уже редко просит отправлять новогодние открытки заблаговременно. И всё же, невзирая на падение интереса к бумажным письмам почти до нуля, поздравительные открытки до сих остаются приятным исключением. И в декабре снова и снова массово рассылаются новогодние открытки, чтобы порадовать адресата, мелькнув в щели почтового ящика словно волшебный сюрприз или привет от самого Деда Мороза.
Необычные новогодние открытки СССР
Новогодняя открытка с разворотами
В заключение посмотрим на нестандартные открытки, имевшие хождение во времена Советского Союза. Первой предстанет открытка-«раскладушка», похожая больше на миниатюрную книжечку. Оформителю этого чуда досталась непростая задача, ведь выступающие детали лицевой стороны должны точно вписаться в композицию оборота. Перед нами целая история, начинающаяся с Деда Мороза, лихо несущегося на санках к празднику, который продолжается хороводом в лесу. Лесной хоровод собрал разноплановых героев, и юному зрителю придётся угадывать, из какой сказки или мультфильма мог явиться тот или иной персонаж (внимательный читатель отметит, что пингвинёнка мы уже видели на одной из предыдущих почтовых карточек).
Кустарные фотооткрытки
А здесь полулегальный продукт. Столичному жителю будет трудно поверить, что при нужде в поздравительной открытке, её не купить в ближайшем киоске (да и киоска может вообще не оказаться). В то время, как жители крупных городов без проблем запасались открытками в магазинах или почтовых отделениях, в маленьких населённых пунктах до середины 1950-х гг. открытки были в дефиците. Однако местные фотографы могли наладить производство не хуже, чем ленинградский трест художников. На обороте таких фотооткрыток царила непотревоженная чистота безо всяких «Кому» и «Куда», но это покупателей ничуть не отпугивало. Сейчас из таких открыток составлены очень оригинальные собрания.
Приглашения на ёлку
Пара билетов на праздник – атрибут предстоящих новогодних каникул. В позднем СССР редко какая школа обходилась без раздачи подобных приглашений. Его обладатель в указанный день и час отправлялся на ёлку в ближайший дворец культуры. Хорошо, если на билете ещё имелась надпись «ПОДАРОК», тогда после ёлки тебе вручали кулёк со сладостями, не забыв эту часть открытки оторвать.
Рекламное новогоднее поздравление
На фото выше образец советской рекламы. Не только западные фирмы рассылали постоянным клиентам поздравительные открытки, рассчитывая удачной продажей с лихвой вернуть затраченные средства. В Советском Союзе такое тоже иногда практиковали (хотя и в гораздо меньшем объёме). Сейчас за такими поздравительными напоминаниями советских торговых точек о себе охотятся коллекционеры. Но если в СССР получить такую открытку казалось чем-то необыкновенным, то обилие современных рекламных открыток, подбрасываемых в почтовые ящики, порой начинает надоедать.
Трёхмерная новогодняя открытка
И, наконец, самый удивительный экземпляр – стереоскопическая или «объёмная» открытка. Стоила она заметно дороже обычной и продавалась не всегда и не везде. Но, подарив такое чудо, появлялся шанс выделиться среди прочих поздравляющих и обратить внимание на свою скромную персону. Подобные открытки выпускаются и сейчас. И даже теперь выглядят чем-то странным и необыкновенным.
Фрагментарно исследовав эволюцию советских новогодних открыток, мы заглянули лишь в несколько уголков этого поистине бескрайнего мира. И очень хочется надеяться, что выбранные нами уголки подарили вам частичку новогоднего настроения. И, быть может, они подвигнут вас на подвиг перед следующим Новым годом купить настоящую открытку и поздравить хотя бы одного человека, написав ему тёплые пожелания от руки.
top of page
Плавный бег саней по зимней дороге, перезвон колокольчиков и летящие по сторонам волшебные зимние пейзажи — на новогодних открытках. А в санях, конечно, Дед Мороз!
В звенящую снежную даль…
Где круглый год царит зима? Конечно, на Крайнем Севере. Совсем немного совершенно очаровательных открыток северной тематики.
Ложкой снег мешая, ночь идет большая…
Когда во всех окнах сияют наряженные елки, на улицах горят разноцветные фонари — города и деревни волшебно преображаются, готовясь встретить Настоящую Сказку.
bottom of page
ЧЕЛОВЕК, НАРИСОВАВШИЙ НОВЫЙ ГОД! ХУДОЖНИК ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЗАРУБИН (1925 — 1996) — советский и российский художник-мультипликатор.
Общий тираж почтовых миниатюр Зарубина вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. Владимир Иванович Зарубин рисовал их до последнего дня своей жизни. Когда у Владимира Ивановича спрашивали, что является главным в его творчестве, он неизменно отвечал: «Рисую конверты и открытки с моими зверушками, надеясь на самое важное: может быть это поможет людям стать чуть добрее».
Первая его открытка была выпущена в 1962 году.
Родился в деревне Андрияновка Алексеевского сельского совета Покровского района Орловской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После войны, с 1945 по 1949 год служил стрелком в комендатуре Советской армии.
С 1949 года начал карьеру художника. Сначала работал художником в Министерстве угольной промышленности (до 1950 года), с 1950 по 1958 год был художником на заводе (позднее НПО «Гиперон»), где познакомился со своей будущей женой — чертёжницей из конструкторского бюро Надеждой Ульянкиной.
В 1956 году поступил в Московскую вечернюю среднюю школу, которую окончил в 1958 году. Параллельно с учёбой занимался на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» и в Университете марксизма-ленинизма МГК КПСС.
С 1957 по 1982 год работал художником-мультипликатором в «Союзмультфильме», приняв участие в создании около сотни рисованных мультипликационных фильмов.
В конце 1970-х годов был принят в Союз кинематографистов СССР.
Иллюстрировал книги, конверты, календари и т. п., но наибольшую известность приобрёл как художник поздравительных открыток, в основном, на мультипликационную тематику. Первая его открытка была выпущена в 1962 году, а общий тираж открыток вместе с конвертами и телеграммами составил 1 588 270 000 экземпляров. Открытки Зарубина копировали на витринах магазинов и в стенгазетах, их коллекционирование является самостоятельной темой в филокартии. Изображённые на открытках персонажи — Дед Мороз, дети, зайчики, белочки, медвежата, ежата, снеговики — отличаются обаянием и доброжелательностью.
Умер в 1996 году. Похоронен на Кузьминском кладбище.