Один из самых часто задаваемых вопросов, которые наши менеджеры слышат от заказчиков — про тиснение. Особенно, когда нужно выбрать между блинтовым или конгревным тиснением. Или вообще между тиснением с фольгированием или без.
Рассказываем сначала в двух словах: конгревное тиснение — это когда само изображение получается выпуклым. Блинтовое — наоборот: изображение само вдавливается в материал. Смотрите подробнее:
Блинтовое тиснение
Это один из способов послепечатной обработки бумаги, картона и других материалов без фольги и красок. В результате блинтового тиснения изображения и надписи становятся рельефными, некоторые материалы могут слегка изменить цвет (например, эко-кожа). Рельеф заметен визуально и на ощупь.
На чем обычно делают блинтовое тиснение?
- На плотной мелованной и фактурной бумаге.
- На простом или ламинированном картоне.
- На различных полимерах, например, на коже, экокоже или пластике
Блинтовое тиснение дает четкий контур изображения, и что самое приятное — оно гораздо дешевле конгревного, о котором речь пойдет дальше.
Конгревное тиснение
В 99% случаев говоря о тиснении, заказчик имеет ввиду именно конгрев. Это более дорогой, но и более вариативный, более «богатый» вид послепечатной обработки.
Для конгревного тиснения необходимо изготавливать клише, которое состоит из матрицы и контрматрицы. Они идеально подходят к друг другу: матрица устанавливается на поверхность, на которую накладывается материал, а контрматрица на подвижную платформу. В результате получается своеобразный бутерброд: матрица – картон – контрматрица. При соединении плит картон зажимается между матрицей и контрматрицей, и в результате на материале возникает рельеф.
Клише делают из полимеров, цинка или меди. Самые долговечные и дорогие клише делают из латуни, но и стоят они дороже. Но выдавленный рельеф — это еще не все возможности конгрева.
Конгревное тиснение исполняется в двух видах: горячее и холодное тиснение. Тут всё понятно: при горячем тиснении штамп нагревается до определенной температуры, которая зависит от свойств материала. При холодном — ничего не греется, штамп просто продавливает бумагу.
Конгревное тиснение классифицируется специалистами по-разному. Сейчас всё поймёте:
- По способу нанесения краски:
- Окрашенное горячее тиснение (поверх тиснения наносится краска);
- Слепое или бесцветное (может быть холодным и горячим).
- По способу нанесения рисунка: в один или несколько уровней. Несколько уровней тиснения выглядят более необычно. Это часто используется для изготовления дорогих визиток, открыток, пригласительных. Многоуровневое тиснение прекрасно сочетается с технологией фольгирования.
- По способу декорирования:
- С использованием фольги. Во время тиснения, между клише и материалом размещается полиграфическая фольга. На штамп подается нагрев до 110-150 градусов, и фольга остается на материале в местах соприкосновения с материалом (припекается).
- Без фольги (блинтование) – используется холодный или подогретый до 60 С штамп. Изображение получается просто выпуклым.
Чем хороша технология конгревного тиснения? Она имеет широкое поле и много вариантов для декора самой разнообразной полиграфической продукции. Кстати, внизу этой статьи вы обязательно найдете огромный перечень полиграфических изделий, при изготовлении которых применяется технология тиснения.
Фольгирование
Бывает так, что заказчику совершенно не нужно тиснение и рельефы на его будущих открытках или визитках, например. Но хочется, чтобы всё это выглядело не менее «дорого-богато». Здесь на помощь приходит фольгирование цветной полиграфической фольгой.
Для фольгирования используется особая тонерочувствительная фольга, с помощью которой можно очень быстро и без особых материальных затрат превратить любой полиграфический продукт в настоящее произведение искусства. Это возможно потому что сублимационная фольга имеет целую гамму разных расцветок, от классических матовых и металлических цветов до злата-серебра и даже голографических вариантов.
Для фольгирования нужны всего три вещи:
- ламинатор с горячими валами
- изображение или текст, распечатанное на лазерном принтере или копире (методом порошковой печати).
- сама фольга нужного цвета.
Собственно, технология фольгирования чрезвычайно проста и доступна даже в домашних условиях (но лучше, конечно, всё равно обращаться к профессионалам — это и быстрее, и качественнее):
- изображение или текст, которые вы хотите покрыть фольгой, распечатывается на лазерном принтере (не на струйном принтере, а именно на порошковом лазерном!). Бумагу лучше всего взять гладкую, без ярко выраженного рельефа. Цвет тонера не имеет значения — печатайте даже на офисном ч\б принтере, так дешевле
- тонерочувствительная фольга кладется на изображение цветной стороной вверх.
- лист бумаги вместе с наложенной на изображение фольгой упаковывается в специальный защитный конверт.
- конверт с бумагой и фольгой пропускается через ламинатор с нагревом; рабочая температура должна быть в пределах 125-130 C
- фольга вручную аккуратно удаляется с листа бумаги. Под нагревом и давлением окраска фольги остается только там, где на листе была печать, а сама бумага не окрашивается.
Кстати, фольгирование можно делать не только сплошным, но и выборочным. Для этого отпечатанное фоновое изображение изолируется от фольги так, чтобы фольга легла только на какую-то часть или определенный элемент дизайна. Лист с отпечатанной фоновой картинкой ламинируется специальной пленкой, а поверх печатается тот оттиск, который необходимо отфольгировать.
Заказать тиснение и фольгирование в СПб по низком ценам
Да, это всё тоже можно и нужно заказывать у нас — видите, мы всё знаем про эти технологии, не одну тонну материала отфольгировали и оттискали… или оттиснили? Как правильно?
В общем, мы в этом не одну собаку съели, так что смело заказывайте печать и изготовление полиграфии с тиснением и фольгированием по очень приятным ценам (недорого на самом деле).
Заказать можно в любом офисе Процвета в Санкт-Петербурге, а их 12 штук, и они есть в любом районе города. А можно оформить заказ на тиснение и фольгирование по телефонам и электронной почте, которые вы видите в шапке сайта. Всё, что вы закажете, мы изготовим точно в срок, и даже, если пожелаете, отправим вам в любую точку страны.
From Wikipedia, the free encyclopedia
Embossing and debossing are the processes of creating either raised or recessed relief images and designs in paper and other materials. An embossed pattern is raised against the background, while a debossed pattern is sunken into the surface of the material but might protrude somewhat on the reverse side.
Techniques[edit]
Often used in combination with foil stamping, embossing alters the surface of paper stock or other substrates by providing a three-dimensional or raised effect on selected areas. The procedure requires the use of two dies: one that is raised and one that is recessed. The dies fit into each other so that when the paper is pressed between them, the raised die forces the stock into the recessed die and creates the embossed impression. A specific level of pressure is applied to the dies in order to squeeze the fibers of the paper, which results in a permanently raised area in the paper. When the dies are produced, a die maker engraves the desired image into several metal plates, which are the embossing dies for use on an embossing press. A thorough understanding of the process will enable a more successful result. Generally, embossing is the process most often employed to attract attention or convey a high quality textural contrast in relation to the surrounding area of the paper stock.
«Debossing» is similar to embossing, but recesses the design rather than raising it. Rather than the paper being raised in specific areas, it is indented. The process involves applying pressure to the front side of a substrate and forcing the material down from the surface. Although it is not as common as embossing, it is occasionally used to provide a different effect or appearance that fits a particular theme. Embossing and debossing on digitally printed applications is an off-line process, which may add a significant cost to the job.
Embossing is basically used to create a distinctive effect. The greatest concern and emphasis on the client’s behalf should be placed on the outcome of the embossed effect. In order to achieve the best possible effect, it is important to understand the embossing process and the types of dies that are used for embossing. The three factors that need to be controlled during the embossing process are:
- Pressure: the intensity of the impact on the weight of the stock being embossed.
- Heat: the ability to maintain a consistent heat level for the best impression.
- Die depth: the client’s artwork or the engraver’s efforts will initially determine the die depth, however, if by looking at the artwork it appears that an adjustment of the die depth may be necessary, the die may need to be retooled to achieve a greater depth. Most types of paper can be embossed, and size is not normally a consideration. Embossing without ink, so that the image is raised but not colored, is called «blind embossing». Embossing used in conjunction with ink, so that the raised area is coloured, is called «colour register embossing». Embossing used in conjunction with foil stamping is called «combination stamping» or «combo stamping».
Embossing involves a separate stage in the production process, after any varnishing and laminating. It requires a separate press run, and is priced accordingly. In addition to being used as a design element, embossing can be used to improve the performance of paper products like napkins, diapers, and tissue paper.
Die materials[edit]
The metals most often used for die construction are zinc, magnesium, copper, and brass. The material used for a specific application depends upon a number of factors.
Embossing types[edit]
Blind emboss[edit]
Blind embossing does not include the use of ink or foil to highlight the embossed area. The change in the dimensional appearance of the material is the only noticeable difference resulting from the embossing. The blind embossing process provides a clean and distinctive or subtle image on paper stock. It is best used to create a subtle impression or low level of attention to the piece, yet provide some slight form of differentiation for the finished work.
Registered emboss[edit]
Registered embossing is a process that places the embossed image in alignment with another element created with ink, foil, punching, or with a second embossed image.
Combination emboss[edit]
Combination embossing is the process of embossing and foil stamping the same image. It involves imprinting and aligning foil over an embossed image to create a foil emboss. A sculptured die, generally made of brass is used for this procedure. The process requires close registration that must be controlled to keep the image and foil matched precisely. The process of embossing and foil stamping is accomplished in one operation with the use of a combination die. The combination die has a cutting edge around the perimeter to cleanly break the excess foil away from the embossed area.
Pastelling[edit]
Pastelling is also referred to as tint leaf embossing. It involves the process of using a combination die to provide a subtle antique appearance to a substrate that is embossed and foil stamped. Pearl finishes, clear gloss, or similar pastel foil finishes can be selected that provide a soft two-color antique look (without scorching) to the embossed image. Lighter colored stocks work best to provide this soft contrasting effect.
Glazing[edit]
Glazing refers to an embossed area that has a shiny or polished appearance. Most often this process is accomplished with heat that is applied with pressure in order to create a shiny impression on the stock. Dark colored heavy weight stocks generally work best with glazing because the polished effect is much more noticeable and the dark color of the stock helps to eliminate or soften any burned appearance that may result from the application of the heat. When used in conjunction with foil, the process can provide the foil with a slightly brighter appearance.
Scorching[edit]
Scorching is similar to glazing except that it is not used to polish the stock. Instead, scorching does what it implies: as the temperature of the die heating plate is increased beyond a normal temperature range, a scorched effect is created in the embossed image, which results in an antique or shaded appearance. It is best to use a lighter colored stock for this procedure in order to provide a unique two-toned appearance. Caution should be used in requesting this effect, since it is easy to burn the stock if too much heat is used. If scorching occurs too close to the printed copy, it can interfere with the clarity of the printed copy; however, this may be the effect that is desired for a particular application.
Document authentication[edit]
A notary public may use an embossed seal to mark legal papers, either in the form of an adhesive seal, or using a clamp-like embossing device, to certify a signature on a document, contract, etc., or cause to become certified through a notary public or bill. Registered professional engineers also use embossing seals to certify drawings, thereby guaranteeing to the recipient that due diligence has been exercised in the design. Government agencies use embossed seals to certify that an important document, such as a birth certificate, court order, etc., is an authentic, original copy, rather than a photocopy that could be altered in the copying process.
On stamps[edit]
Embossing has been used regularly on postage and other types of stamps. The embossed paper of a letter sheet or stamped envelope is called an indicium. Notable early examples include some of the earliest stamps of Italy, Natal, and Switzerland, as well as the early high values of Great Britain (1847–54).[1] Modern stamps still sometimes use embossing as a design element.
See also[edit]
- Art movement
- Creativity techniques
- Gilding
- List of art media
- List of art movements
- List of art techniques
- List of stationery topics
- Relief
- Slate and stylus
References and sources[edit]
- ^ Stanley Gibbons Stamp Catalogue: Commonwealth and British Empire Stamps 1840–1970. 111th edition. London: Stanley Gibbons, 2009, p. GB7. ISBN 0852596839
Sources[edit]
- Library of Technology
Тиснение появилось много веков назад. Сперва это были специальные штампы, которые использовали повсеместно. Их ставили на пробки при запечатывании товара, на сырую глину, чтобы оставить знак мастерской, использовали при производстве украшений. Сегодня тиснение широко применяют и в полиграфии для визиток, буклетов, ежедневников, блокнотов, бланков, журналов и других изделий.
Что такое тиснение в полиграфии
Тиснение – это полиграфический процесс, при котором получают рельефное изображение на поверхности. Относится к постпечатной обработке. Вид тиснения зависит от используемого материала, температуры, технических особенностей пресса и запросов клиента.
Процесс происходит следующим образом: клише или штамп с изображением, иллюстрацией или текстом вдавливают в материал. На поверхности последнего остается вдавленный оттиск, иногда для дополнительного декора используют золочение, серебрение или цветную пленку.
У тиснения есть несколько достоинств:
• Большое разнообразие. С помощью тиснения делают оттиски разных размеров и форм, с рисунком или текстом. Тиснение может быть высокодетализированным, а также иметь рельефное углубление (неоднородное).
• Оригинальность. При необходимости типография сделает индивидуальный дизайн по макету клиента.
• Устойчивость к механическим повреждениям. Фольга или цветная пленка легко переносят влагу и солнце, не осыпаются. Оттиски не истираются, не облезают и не тускнеют со временем.
• Долговечность. Для примера стоит вспомнить поздравительные открытки: они часто имеют тиснение с фольгой и совершенно не меняются на протяжении многих лет.
• Востребованность. Сегодня оттиск остается популярным вариантом постобработки, которое еще долго окажется востребованным.
Тиснение – интересный способ привлечь внимание покупателей. Его часто используют в оформлении упаковок для шоколада, косметики, духов, элитного алкоголя, а также для каталогов и визиток, которые должны выглядеть дорого и стильно.
Виды тиснения:
Существует несколько видов тиснений. Их использование зависит от разных факторов: материала поверхности, температуры воздействия и желаемого результата.
Тиснение фольгой
Пример тиснения фольгой на брошюре
Впервые его начали использовать в Древнем Востоке для украшения обложек книг. До XIX века применяли настоящее золото, затем материал изменили на более дешевые, но не менее красивый.
При тиснении фольгой между материалом и клише прокладывают фольгу.
Существует несколько видов:
• Горячее тиснение. Используется для материалов, которые могут переносить высокие температуры (+120-150 градусов), в основном для кожи и целлюлозы. Фольгу кладут на материал и расправляют, затем придавливают прогретым клише. В результате получается красивый рисунок.
• Холодное тиснение. Подходит для материалов, которые не могут выдержать высокую температуру: для полиэтилена, полипропилена и других полимеров. Запечатывание слоя фольги происходит за счет клея, а не тепла. Материал крадут на идеально ровную поверхность и равномерно промазывают клеем. Сверху кладут фольгу и прижимают клише.
Блинтовое (слепое) тиснение
Пример блинтового тиснения на ежедневнике
Его также называют «слепым» (от нем. «blind» – «слепой»). Используется при оформлении текстурированных поверхностей, например, для переплетов книг, дипломов и папок, для фактурной бумаги и кожи, популярен при изготовлении печатной продукции.
При блинтовом тиснении материал остается фактурным, а оттиск становится гладким. Может применяться вместе с фольгой или красочными пленками разных цветов.
Конгревное тиснение
Пример конгревного тиснения на визитке
Изобретено в начале XIX века. Главное отличие технологии в результате: изображение не вдавливается в поверхность, а становится выпуклым. Для этого используют 2 клише, между которыми зажимают материал. Иногда используют вместе с фольгой, чтобы получить цветную поверхность.
Конгревное тиснение с фольгой наносят 2 способами:
• В первом случае перенос изображение происходит в 2 шага: сперва припрессовывают фольгу, затем выдавливают рисунок.
• Во втором варианте это происходит одновременно: фольга закладывается в верхнее клише, которое прижимают к материалу.
Полученное изображение отличается высокой детализацией, оно прочное и качественное, отлично подходит для украшения вип-подарков и сувениров. Однако использовать конгревное тиснение можно только на плоских поверхностях. Пример: сперва делают тиснение на коже, а затем оборачивают обложку.
Для чего и где используется тиснение?
Пример тиснения фольгой на ежедневнике
Тиснение – это эффективный способ привлечь внимание к упаковке или продукции. Благодаря необычному виду, оно притягивает внимание. Пример: в 2012-2014 году компания «Achilles Group» провела небольшое исследование. Она выяснила, что спрос на рельефную упаковку за 2 года вырос почти в 1,5 раза, то есть она стала намного более востребованной.
Тиснение используют везде:
• Для художественных книг и журналов, календарей;
• Для визиток и бланков, приглашений и открыток;
• Для упаковочных коробок и пакетов;
• Для сувенирной продукции: ежедневников, визитниц, кошельков, папок.
Какие материалы используются для тиснения?
Пример блинтового тиснения на ежедневнике
Тиснение наносят на самые разные материалы: кожу, бумагу, целлюлозу, картон, ткань. Главное, чтобы материал был пластичным, иначе продавить его не получится. Так, на дереве, металле или керамике тиснение не получится.
Также поверхность должна быть ровной. Допускается фактурный материал, например, кожа, но не волнистый, к которому не получится прижать оттиск.
При любом тиснении используют клише, которые делают из разных металлов: латуни, цинка, меди, магния. Они отличаются техническими характеристиками и имеют свои достоинства и недостатки. Наиболее популярны магниевые и медные клише.
• Медь – более дорогой и прочный материал. Он рассчитан на 150 тысяч оттисков, с его помощью делают оттиски глубиной около 0,015 мм. Срок изготовления клише – до 5 дней.
• Магний – недорогой, но менее прочный вариант. Его хватает на 50 тысяч оттисков, глубина – около 0,15 мм, срок изготовления – всего 1 день.
Важное условие для получения качественной продукции: наличие в типографии квалифицированного мастера, который умеет работать с тиснением. Если в процессе нарушится технология, пострадает качество оттиска: если при холодном нанесении температура будет слишком низкой, фольга не пропечатается, если клише прижать слабо – рисунок будет некрасивым, «плавающим», при использовании слишком высоких температур материал деформируется.
Также важно следить за тем, чтобы материал подходил под выбранный метод. Например, бумага и картон не предназначены для горячего тиснения фольгой, они легко обгорают.
Тиснение – это современный и необычный вариант оформления. Нанесение оттиска используют при изготовлении фирменной или сувенирной продукции, декорирования вещей.
—————–
МДМпринт в социальных сетях:
• ВКонтакте: vk.com/print2me
• Telegram: t.me/mdmprint
• Youtube: www.youtube.com/print2me
Виды тиснения
Визитки, рекламные буклеты, каталоги, фирменные пакеты и прочая рекламная и представительская продукция – на первый взгляд, это мелочи, но именно эти мелочи являются важной составляющей имиджа компании. Одним из наиболее популярных и презентабельных способов оформления фирменной печатной продукции является тиснение. Существует несколько его видов, давайте разберемся в терминах.
Есть три фактора, определяющих вид тиснения
- Первый – красочное или бескрасочное.
- Второй – расположение элементов тиснения в одной плоскости или в разных.
- Третий – температура, при которой обрабатывается материал.
Разделение по красочности
Красочное тиснение – придание объема окрашенным элементам. Окрасить можно разными способами, наиболее частый случай – фольга различных цветов (в т.ч. бесцветная, достигается эффект выборочной ламинации).
Бескрасочное тиснение – придание объема неокрашенным элементам. Его также называют слепым тиснением.
Разделение по способу формирования рельефа
Блинтовое (плоское) тиснение: все элементы находятся в одной плоскости. В зависимости от того, с какой стороны от материала находилось клише, получаем выпуклый либо вогнутый оттиск. Используется плоское клише.
Конгревное тиснение: элементы находятся на разной высоте. Используется тиснильная пара, клише и контрматрица.
Разделение по температуре процесса
Холодное тиснение
В основном это бескрасочное тиснение, хотя в производстве этикеток применяется специальная фольга для холодного тиснения. Бывает как плоским, так и конгревным – холодное конгревное тиснение возможно для относительно тонких и беспроблемных материалов.
Горячее тиснение
Может быть как с фольгой, так и без, плоским либо конгревным. Повышенная температура штампа (клише) позволяет как надежно отпечатать фольгу на оттиске, так и получить четкий, выразительный рельеф без фольги. Бескрасочное горячее тиснение позволяет обработать проблемные материалы – толстый и пористый картон и бумагу без подрывов материала.
Какое тиснение дороже, а какое дешевле?
Бюджетное тиснение
- Дешевле всего холодное блинтовое слепое тиснение, т.е. клише без подогрева и без фольги работает по материалу.
- Чуть дороже горячее слепое тиснение из-за необходимости использовать подогрев штампа.
Среднее по стоимости тиснение
- Горячее тиснение фольгой
- Холодное конгревное тиснение
Премиальные виды тиснения
- Горячее конгревное тиснение
- Конгревное тиснение с фольгой
Чуть подробней о некоторых видах тиснения
Плоское тиснение фольгой
Плоское тиснение фольгой выполняется с помощью горячего клише. Изображение переносится через фольгу на основу, не меняя при этом её рельефа. Обычно для выполнения этой работы используется золотая или серебристая фольга, однако, можно использовать фольгу и других цветов с металлическим блеском. Если же Вы хотите получить эксклюзивный продукт, то можно заказать тиснение с дифракционной фольгой, которая меняет оттенок в зависимости от угла зрения.
Кроме привычной металлизированной существует также и цветная глянцевая или матовая фольга. Перенесённая на материал основы, она создаёт красочное и насыщенное изображение. Таким образом часто изготавливают визитки, открытки, буклеты. Кроме того, это один из самых распространённых способов тиснения на пластике: на флаконах, тюбиках для косметики или бытовой химии, канцтоварах и т. д.
С помощью тиснения голографической фольгой важные документы и ценные бумаги защищают от подделки. Принцип такого тиснения ничем не отличается от работ с металлизированной, глянцевой или матовой фольгой.
Конгревное тиснение
С помощью конгревного тиснения получают рельефное изображение на материале — выпуклое или вогнутое. Для этого используется штамп и контрштамп, между которыми помещают материал. Конгревное тиснение бывает одно- и многоуровневым, может выполняться с применением фольги или без неё.
Выполняя конгревное тиснение с фольгой, оператор помещает фольгу между верхним штампом и материалом и в один оттиск придаёт рельеф и переносит цвет. В других условиях такие работы выполняются в несколько приёмов и из-за этого требуют втрое больше времени.
Многоуровневое конгревное тиснение весьма распространено при производстве открыток, календарей, рекламных буклетов. С его помощью добиваются удивительного эффекта и получают уникальный конечный продукт.
Стоит подчеркнуть, что рельефные оттиски делают не только на полиграфических изделиях. Тем же методом фирменные логотипы или узоры переносят, например, на кожу сумок, ремней, обуви и т. д.
Блинтовое (слепое) тиснение
Блинтовое тиснение позволяет получить вогнутый или выпуклый рисунок или узор с гладкой поверхностью. Обычно этот метод применяется для создания оттисков на коже и кожезаменителе, текстурной бумаге, тканевых или синтетических переплётах на бумажной основе или картоне. Слепое тиснение также широко применяется изготовителями галантерейной продукции. При этом виде работ фольга не применяется, но при необходимости придать глянцевый блеск или особую гладкость поверхности используют специальные плёнки.
Типография «АЛМАКС» осуществляет любые виды тиснения на оборудовании лучших мировых производителей. Мы гарантируем качественное и своевременное выполнение заказа по самой привлекательной цене. Задать нам вопрос или сделать заказ Вы можете с помощью формы обратной связи на сайте или обратившись к нам по телефонам в Москве: +7(495)543-60-54, +7(925)008-44-70.
Некоторые виды полиграфической продукции, для которых используется тиснение в качестве отделки
Виды тиснения в полиграфии
Типография>Полезная информация>Виды тиснения
Тиснение в полиграфии
Различные виды тиснения в полиграфии позволяют выполнять множество задач:
- изготовление сувенирной продукции;
- оформление печатных изделий — открыток, книжных обложек, обечаек;
- нанесение фирменной символики (ресторанные меню, папки и номерки отелей, визитки и ежедневники компаний);
- декорирование галантерейных изделий из кожзама, кожи (визитницы, кошельки, сумки);
- индивидуализация и защита упаковок товара, маркировка.
Тиснение выполняется на разнообразных материалах (бумага, кожзам, картон) и представляет собой процесс механического или физико-химического преобразования поверхности, в результате которого создается рельефный оттиск или окрашенное изображение.
Тиснение осуществляется несколькими способами, среди которых можно выделить 3 основных: фольгирование, блинт, конгрев.
Тиснение фольгой
Разнообразие фольги открывает широкие возможности для декорирования, позволяя металлизировать или раскрашивать участки поверхности, придавая им привлекательный вид или оберегая от подделок. Выбор фольги зависит от материала поверхности, на которую наносится декор, и преследуемых целей.
- Дифракционная. Применяется для печати по лаку, наносится на бумагу и гибкий пластик. Имеет первую степень защиты.
- Голографическая. При определенном угле наклона на полотне становятся видны нанесенные на фольгу изображения. Помогает защитить продукцию от подделок.
- Металлизированная. Обладает металлическим блеском (золото, бронза, серебро), который привлекает внимание и подчеркивает индивидуальность продукции.
- Цветная. Печать такой фольгой может быть матовой или глянцевой, поверхность после процедуры имеет окрашенный в выбранный цвет вид.
- Магнитная. Применяется при изготовлении кредиток, электронных билетов.
Существует два способа нанесения фольги на изделия.
- Горячее тиснение. Специальный штамп с рисунком нагревается до требуемой температуры и, расплавляя термоклеевой слой фольги, под давлением оставляет отпечаток на изделии. Данный метод применим для широкого спектра материалов, которые выдерживают нагревание. Для нанесения оттиска на тонкие пленки, плавящиеся под воздействием высокой температуры, применяется другая технология.
- Холодное тиснение. Структура фольги должна включать в себя слой с клеем, разрушающимся под действием УФ-излучения (для горячего метода применяется клей, уничтожающийся нагреванием). Холодный способ подразумевает использование:
- устройства для нанесения УФ-лака и создания с его помощью рисунка;
- сушильной установки;
- механизма размотки фольги.
Тиснение такого типа предпочтительней, если необходим вид печати, хорошо передающий полутона и растрированные изображения. Метод можно использовать для тонких пленок, не выдерживающих нагревание. Однако данная технология не подходит для сильно впитывающих материалов.
Рассмотренные виды тиснения позволяют решить множество дизайнерских задач с помощью подбора фольги разных расцветок и текстур, представленной в огромном ассортименте. Для наилучшего результата необходимо учесть несколько факторов:
- материал, на который наносится орнамент/надпись;
- температуру нагрева (для горячего метода);
- тип клише;
- особенности воспроизводимой картинки. Например, толщина линий будет больше, чем на штампе, необходимо предусмотреть пространство между ними во избежание залипания фольги.
Блинтовое (слепое) тиснение
Виды полиграфического тиснения включают в себя блинтовый (бескрасочный) метод, позволяющий получить четкое углубленное изображение. Специальное клише (блинт) с помощью пресса вдавливается в поверхность материала, оставляя детальный оттиск рисунка штампа. Внешне блинт напоминает металлическую или полимерную печать с одинаковыми по высоте печатными элементами, формирующими углубления, лежащие в одной плоскости. Глубина изображения регулируется прессом.
Данное тиснение обычно используется без применения красок, но иногда между штампом, осуществляющим печать, и материалом закладывается фольга или специальная пленка, для того чтобы рисунок приобрел более выразительный вид. Блинтовый метод востребован:
- при украшении кожаных изделий, нанесении фирменных эмблем, оформлении обложек и переплетов (дипломы, книги, удостоверения);
- для решения вспомогательных задач — обозначение места иллюстрации, повышение качества печати красками путем сглаживания грубой фактуры материала.
Виды блинтового тиснения по технологии исполнения можно разделить на 2 группы: горячее и холодное. Выбор способа формирования изображения осуществляется с учетом физических характеристик основы изделия, т. к. горячий штамп прожигает ее верхние слои, что не подходит для некоторых материалов.
Блинтовое тиснение обеспечивает четкую качественную печать мельчайших деталей и долговечное изображение, что делает метод одним из ведущих среди технологий, которые использует современная полиграфия.
Конгревное тиснение
Конгревное тиснение позволяет приподнять часть иллюстрации над поверхностью, в результате чего изображение приобретает объем, становясь выпуклым или вогнутым. Форма рельефа задается специальным клише и контрштампом, между которыми зажимается материал. Штамп имеет углубления, формирующие итоговый рисунок. На обратной стороне расположена патрица (контрштамп) с выпуклым изображением, копирующим иллюстрацию клише.
Виды конгревного тиснения можно разделить на несколько групп в зависимости от тонкостей технологического процесса.
- По использованию красок: с фольгой или слепое.
- По форме изображения. Конечный рисунок может быть много- или одноуровневым (все составляющие картинки имеют одинаковую высоту и лежат в одной плоскости). Многоуровневый конгрев выглядит более презентабельно, но требует высококачественного и дорого клише.
- По применению фольги. Данный вид тиснения позволяет сделать иллюстрацию эффектней с помощью фольги, которая наносится одновременно с формированием выпуклости в результате нагрева. Зачастую процесс разбивается на две части, первым прогоном закрепляется фольга, а вторым формируется рельеф.
- По температуре клише: горячий или холодный способ.
Штампы для конгрева выпускаются из различного сырья: медь, цинк, полимеры, магний, латунь. Самыми надежными являются латунные изделия, а полимерные варианты недолговечны и зачастую используются только один раз.
Конгревное тиснение позволяет создать неповторимый дизайн, ведь объемные иллюстрации выделяют вещь из массы обыденных предметов. Кроме того, получаемое данным способом изображение имеет ряд преимуществ.
- Стойкость к внешним воздействиям и долговечность.
- Оригинальный дизайн, позволяющий придать изделию индивидуальность.
- Широкий спектр применения. Конгревное тиснение используется для красочного и эксклюзивного оформления визиток, обложек для документов и книг, сувенирной продукции (календарей, открыток).
Для получения качественного изображения необходимо, чтобы матрицы (штамп и пуансон) подходили друг другу по размерам и отличались по контуру на толщину обрабатываемого материала.
Выбор вида тиснения
Чтобы правильно подобрать вид тиснения необходимо учесть множество факторов:
- материал изделия, его физико-химические характеристики;
- сферу применения продукции и желаемый дизайн (сувениры, эксклюзивные подарки, эмблемы).
Тиснение — достаточно сложный процесс, требующий качественного оборудования (прессы, клише) и высокой квалификации специалиста, поэтому оформление желательно доверить компании, специализирующейся на полиграфических услугах.
Еще больше полезной информации на нашем канале в Дзене.