Филокартия и ее заботы
Филокартия — коллекционирование почтовых карточек, открыток. Название увлечения пошло из греческого языка, где philéo означает ‘люблю’, а chártes — ‘исписанный лист’. Собиратели открыток называют себя филокартистами. Правда, за рубежом в ходу другие термины — «делтиология» (deltiology) и «делтиолог». Это очень важно знать всем начинающим филокартистам для поиска западных коллекционеров и их форумов. Искать в Google по запросу «filocartia» почти бессмысленно.
Собирать открытки по определённым темам люди начали сразу же, как те вошли в активное обращение, а пик интереса к иллюстрированным почтовым карточкам пришёлся на период с 1898 по 1918 годы, который нынче именуют не иначе как «золотым веком открыток». По всему миру существуют объединения филокартистов, проводятся собрания филокартических клубов, открываются музеи открытки.
Принцип коллекционирования строго индивидуален. Кто-то собирает открытки с видами стран, кому-то интересны карточки на тему железнодорожного транспорта, многие коллекционируют открытки с репродукциями известных картин, авторские открытки. У каждой ниши есть свои поклонники.
Стороннему человеку кажется, что коллекционирование — это не более чем хобби, беззаботное занятие для немного чудаковатых людей. На самом же деле, у филокартистов есть свои серьёзные цели, а с ними — и вполне серьёзные проблемы.
Как каталогизировать открытки?
Любое коллекционирование затрудняется при отсутствии системы. Систему обеспечивает только каталогизация. В этом плане у филателистов и нумизматов всё обстоит очень хорошо, чего нельзя сказать о филокартистах.
Каталогизированы пока лишь открытки некоторых издательств. Есть каталоги карточек, посвящённых определённым темам или городам. В целом же, поле деятельности огромно, и филокартисты всем миром пытаются его обработать: сканируют изображения открыток по издательствам и годам выпуска, подготавливая подробные каталоги. Образец для подражания — каталог открыток Общины святой Евгении в четырёх томах.
Как сохранить открытки в их первозданном виде?
Открытка — довольно хрупкое изделие. Время её не щадит. Чтобы унифицировать процесс продажи, покупки, обмена открыток, разработана общемировая классификация в зависимости от их состояния:
- M — новая открытка. Нет марок, почтового штемпеля, надписей, изгибов, повреждений, альбомных меток.
- NM — открытка почти как новая. Есть слабые следы старения или едва заметные вмятинки от долгого хранения в альбоме без перемещения.
- EX — отличное состояние. Изображение на лицевой стороне чистое. На тыльной стороне может быть штемпель или надписи.
- VG — очень хорошее состояние. На лицевой стороне могут быть альбомные метки. Возможно, углы слегка округлены, есть едва заметный изгиб (который, однако, никак не сказывается на состоянии иллюстрации). Может быть штемпель, марка или письмо на адресной стороне.
- G — хорошая открытка. Углы могут быть сильно скругленными. Заметны изгибы, складки. Присутствуют метки альбома. На оборотной стороне, возможно, красуются марка, письмо, штемпель.
- FR — англ. fair, открытка-«ярмарка». Могут быть всевозможные повреждения лицевой стороны, вплоть до пятен краски и письма по картинке. Такая открытка может понадобиться коллекционеру только в том случае, если найти аналогичную в приличном состоянии не представляется возможным.
Как же «законсервировать» открытку, чтобы передать её наследникам? Перво-наперво нужно освободить открытки из старинного альбома, если они в таковом куплены. Дело в том, что цветная бумага, использовавшаяся ранее при создании альбомов, оставляет почти неистребимые отметины на уголках.
Хранить открытки нужно в прохладном, тёмном, сухом месте. Да-да, как лекарства. Близость радиатора строго противопоказана. Влажность должна быть 50–60 %. Ниже — и бумага станет ломкой. Выше — разведутся микроорганизмы.
Очень важно время от времени просматривать свои сокровища, для них это полезно. Только не нужно устраиваться для просмотра на открытой террасе, под лучами солнца. Выставки также следует проводить в отдалении от естественного света.
Как побороть скептицизм родных и близких?
Наверное, коллекционерам сахарных пакетиков приходится ещё более туго. Но и увлечение филокартистов нередко наталкивается на стену непонимания, возведённую самыми дорогими людьми. Последние не воспринимают страсть к открыткам всерьёз, называют это занятием для детей, а иногда ещё и считают чужие деньги.
Между тем, филокартия иногда даёт толчок развитию таланта или вдохновляет человека на свершения. Так, открытки с изображением артистов в детстве собирали Валерий Леонтьев и Наталья Гундарева. Огромная коллекция на кинотематику принадлежит Владилену Арсеньеву — гендиректору «НТВ-Кино». Собирают открытки телеведущий Валдис Пельш и балерина Нина Ананиашвили. Филокартия объединяет чиновников и учёных, врачей и инженеров.
Есть мнение, что каждый коллекционер закладывает кирпич в фундамент огромного музея, и с этим сложно не согласиться. В общем, welcome to the club!
Источник http://www.postocard.com/articles/5
Третьим по популярностью видом коллекционирования является филокартия. Она занимает это почетное место после нумизматики и филателии.
Так что же коллекционируют филокартисты и как их увлечение связано с почтовой службой?
Термин филокартия появился путем соединения двух слов — греческого «φιλία» — «дружба, любовь» и немецкого «karte» — «карта, карточка». Таким образом филокартия – это коллекционирование почтовых карточек или так называемых открытых, не запечатанных в конверт, писем. Самым популярным предметом коллекционирования филокартистов стала иллюстрированная почтовая карточка или открытка – разновидность почтовой карточки, открытого письма с полноформатным изображением на одной из сторон. Тематическое разнообразие иллюстраций на открытках со временем стало огромным, что повлияло на популярность филокартии во всем мире. Виды городов, пейзажи, репродукции картин, социальная реклама, портреты выдающихся личностей, памятники архитектуры, флора и фауна, транспорт – вот только малая часть тем иллюстраций на открытках.
Появление почтовых карточек связано с развитием услуг почтовой связи в XIX веке. Одним из главных этапов развития почты было появление почтовой марки в мае 1840 года, что значительно упростило принципы почтовой оплаты и доставки. Затем перед почтовыми службами встал вопрос максимального расширения услуг путем удешевления тарифа почтовых отправлений.
Эпизодическое использование почтовых карточек как вида корреспонденции встречалось задолго до ее официального введения. Так в 1777 году в «Альманахе парижской почты» была напечатана заметка о том, что почтовыми дилижансами пересылаются приветственные гравированные карточки с текстом, открытым для каждого. Отмечалось, что эти карточки изготавливал некий гравер Дэмезон. К сожалению ни одна из карточек Дэмезона не сохранилась. Хотя, возможно, в будущем какой-нибудь упрямый коллекционер-искатель и обнаружит в старом сундуке или архиве заветный артефакт.
В конце XVIII века английский художник Добсон рассылал литографированные рождественские карточки-поздравления своим друзьям, а один из лондонских ловкачей наладил их производство и продажу. В XIX веке в Европе широко распространились поздравительные «валентинки». Все вышеуказанные виды карточек были крайне дороги, эксклюзивны и доступны лишь высшим слоям общества. Также они не были официальными почтовыми отправлениями.
Открытка «Penny Penates» 1840 года, Великобритания
На сегодняшний день самой ранней из сохранившихся самодельных открыток является так называемая «Penny Penates» («Грошовые пенаты») — карточка, изготовленная английским литератором Теодором Хуком и отправленная самому себе в 1840 году. Ценность этой открытки заключается в том, что к ней приклеена первая почтовая марка «Чёрный пенни» («Penny Black») и проставлен датированный штемпель почтового отделения лондонского района Фулем, в который была отправлена открытка. На акварельной открытке Хука изображены сидящие вокруг гигантской чернильницы почтовые клерки с огромными перьевыми ручками. По словам историка почты Эдварда Прауда марка «Черный пенни» на открытке Хука — это единственное использование «Penny Black» на открытке, которая сохранилась до нашего времени. Карточка Хука – это еще и самая дорогостоящая открытка. В 2002 году на аукционе Лондонской биржи марок ее приобрел за 31750 фунтов коллекционер из Латвии Евгений Гомберг. Прошло еще почти три десятка лет после отправления первой открытки, прежде чем почтовая карточка стала законным почтовым отправлением.
В 1865 году почтовый чиновник из Пруссии Г. фон Стефан предложил ввести дешевый вид почтовых отправлений – «открытый почтовый листок» (Postblatt) с адресом на одной стороне и текстом сообщения на другой. Стоимость отправки такого листка составила бы всего 10 пфеннигов. Однако, на официальном уровне предложение фон Стефана было отвергнуто, так как по мнению Почтового департамента снижало доходы казны и являлось аморальным по причине выставления напоказ личной информации. В 1867 году лейпцигские бизнесмены выдвинули идею «Korrespondenzkarte» с тремя десятками стандартных поздравительных или других информационных фраз. Отправитель выбирал одну из них, например – «Поздравляю с днем рождения!» и зачеркивал другие. Это предложение также было отвергнуто.
В 1869 году австрийский профессор Эмануэль Херрманн (1839-1902 гг.) предложил свою Korrespondenzkarte ценой в 2 крейцера.
«Отец почтовой карточки» Эмануэль Херрманн
И в то время, когда чопорные пруссаки опасались упадка морали посредством открытых писем, идея Германа была поддержана на правительственном уровне в Вене. 1 октября того же года из Перга в Кирхдорф была оправлена первая в мире почтовая корреспондентская карточка с тестом на обороте: «Божий привет! Получили ли вы мой ответ? Хотели бы вы к нам в гости?».
Первая почтовая карточка, отправленная 1 октября 1869 года
Опасаясь раскрывать информацию на открытых почтовых отправлениях, обыватели поначалу использовали карточки с осторожностью, но постепенно привыкли. Спрос на открытки стал ажиотажным: только в 1869 году в Австро-Венгрии было продано 140 тысяч открыток. Почин австро-венгерской почты был подхвачен и в других странах. Через три года, в 1872 году, почтовые карточки (открытые письма) были введены в Российской империи.
Открытое письмо 1877 года, Варшава, Российская империя
Постепенно стандартизировался внешний вид почтовых карточек. В 1878 году был установлен ее международный стандарт – 90 х 140 мм. С 1925 года размер стандартной карточки был увеличен до 105 х 148 мм. Материалом для карточки служила и служит сегодня бумага повышенной плотности. В настоящее время в России стандарт плотности бумаги для открыток составляет не менее 150 г х 1 кв. м.
Одна из старейших иллюстрированных почтовых карточек (открыток), Австро-Венгрия, 1871 год
В начале 1870-х годов в Австро-Венгрии, Франции и Германии появляются первые иллюстрированные открытки. Их введение в почтовый оборот стало импульсом для возникновения филокартии, как самостоятельной отрасли коллекционирования. В середине 1890-х годов иллюстрированные почтовые открытки стали преобладать в общей массе почтовых карточек. Это стало следствием использования современных на тот момент технологий печати. Если раньше открытки почти всегда были монохромными, то в конце XIX века в производстве открыток стал использоваться многоцветный процесс печати – хромолитография. Открытки были доступны по относительно низкой цене, а иллюстрации избавили от необходимости описывать города или пейзажи в тексте. Открытки стали продавать повсеместно – от табачных лавок до канцелярских магазинов. С самого начала стал использоваться агитационно-пропагандистский и рекламный потенциал иллюстрированных почтовых карточек.
Отцом фотооткрытки считается марсельский фотограф Доминик Пьяцца. Именно он разработал технику уменьшения размера фотографий, чтобы они соответствовали иллюстрациям на открытках. Пьяцца начал изготавливать свои открытки в 1891 году. Почин Пьяццы подхватили многие фотографы, в том числе и в России. Открывались специальные студии с декорациями, моделями, реквизитом вплоть до ватного снега, для создания постановочных фотографий на темы Пасхи, Рождества, Нового Года и др. Золотой медалью Русского технического общества были удостоены фотооткрытки русского фотографа С. Прокудина-Горского.
Рождественская фотооткрытка 1907 года, Российская империя
В 1904 году появилось нововведение в оформлении открыток: их лицевая сторона теперь полностью занята иллюстрацией, а оборотная, разделенная пополам — зарезервирована для переписки и адреса. В начале ХХ века начался настоящий бум открытой корреспонденции. И этот «открыточный ажиотаж» был напрямую связан с туристическим бумом в развитых странах мира. Посылать открытку из места отдыха или деловой командировки вошло в привычку и стало хорошим тоном. В 1914 году во Франции было отправлено 800 миллионов открыток. После Первой мировой войны ощущался некоторый упадок в использовании открыток из-за появления и широкого распространения других средств коммуникации – телефона, телеграфа. Однако издатели по всему миру удваивают свою энергию, расширяя тематику иллюстрированных карточек и предлагая юмористические открытки, открытки с высококачественными фотографиями от лучших фотомастеров или с иллюстрациями, созданными известными художниками.
Открытка 1919 года, «Да здравствует пролетарская Красная Армия», РСФСР
Как уже было сказано открытые письма (с 1909 года – почтовые карточки) в Российской империи появились в 1872 году. С 1894 года частным производителям российских открыток разрешалось печатать на оборотной стороне различные изображения – рекламу, виды городов и т.п. В ноябре 1917-го была выпущена первая открытка Советской России. Советские открытки 1920-1991 гг. – это целый мир и бескрайние просторы для исследовательской работы филокартистов. Над открытками советской эпохи трудились выдающиеся художники-иллюстраторы, настоящие мастера своего дела.
Советские поздравительные открытки, художник В.И. Зарубин
Все, кто застал советский период, помнят замечательные и очень добрые открытки художника Владимира Ивановича Зарубина (1925-1996 гг.). Его милыми бельчатами, зайчатами и медвежатами было воспитано несколько поколений советских людей. Многие современные филокартисты России специализируются на собирании открыток работы Зарубина.
Уже на рубеже XIX-ХХ века в Европе и Америке появились общества, объединявшие коллекционеров-филокартистов. Начали издаваться специальные каталоги открыток, открываться выставки. Стала формироваться дифференциация коллекционеров по типу собираемых ими открыток: «милитаристы» собирают открытки на военную тематику, «этнографы» – на тему национального разнообразия. Выделились филокартисты, собирающие только поздравительные или портретные открытки, открытки с видами городов, с памятниками архитектуры, на тему флоры и фауны, и даже любители пикантных открыток с обнаженной натурой.
Альбом для открыток начала ХХ века и современный пластиковый альбом для открыток и конвертов
В ХХ веке стали производиться аксессуары для хранения и изучения филокартических коллекций, в частности специальные альбомы.
Первые объединения коллекционеров-филокартистов появились в СССР еще в 1920-х годах. В 1960-1970-х годах были заложены теоретические основы коллекционирования и изучения открыток. Выдающимся популяризатором филокартии в Советском Союзе был Н.С. Тагрин (1907-1981 гг.). Его коллекция, ныне находящаяся в фондах Музея истории Санкт-Петербурга, является одной из крупнейших в мире и насчитывает 690 000 единиц хранения. Сегодня в России наблюдается подъем увлечения филокартией. С 2014 года действует «Союз филокартистов России». Любители открыток объединяются в социальных сетях. Так уже довольно долго существуют Санкт-Петербургский клуб любителей истории открыток и клуб «Филокартист». Издаются филокартистские журналы «Жук» и «Филокартия».
А чтобы люди иногда отрывались от гаджетов и виртуальной реальности и не забывали о таком замечательном способе коммуникации как почтовая открытка, существует интернациональный web-ресурс «Посткроссинг». Он позволяет отправлять настоящие бумажные (!) открытки и получать их обратно от случайных людей со всего мира.
Филокартический бум начался в конце 19-го века, когда выпуск открыток был поставлен на типографический поток, а вслед за этим — на поток почтовый. Тогда же появились и первые клубы коллекционеров-собирателей, а также издания, посвященные новомодному увлечению — альманахи, каталоги. Филокартисты принялись публично демонстрировать свои сокровища миру — организовывать выставки, отдельные презентации тематических коллекций.
Согласитесь, нет ничего проще затеи с карточным хобби. С одной стороны, открытки сами находят дорогу в наши дома (самый традиционный путь). С другой стороны, на прилавках «Союзпечати» — россыпи разноцветной картонной «нарезки» на любую тему, на любой, даже самый взыскательный, вкус (просто Мекка для страстного филокартиста). Дело за малым — выбрать удачное направление для коллекции, запастись терпением и собирать, собирать, собирать…
Специалисты рекомендуют новичкам-филокартистам начинать с урбанистических пейзажей. Они как миражи — весьма непостоянны. Им свойственно меняться с течением времени до неузнаваемости. В этом и заключается основная филокартическая ценность. Городские виды прошлых лет остаются запечатленными на открытках, а те, в свою очередь, превращаются в источник архивной информации. Иногда исключительной. И, в этом случае, очень-очень дорогой. Рыночная стоимость некоторых коллекционных экземпляров исчисляется десятками тысяч долларов. Неплохой вариант для инвестиций, да? Особенно, если учесть, что стартовая цена на открытки, как правило, копеечная.
Второе место по популярности направления держит изобразительное искусство. В нем тоже есть что-то от миражей. Во-первых, художники-пейзажиты, как и фотографы, фиксируют на своих полотнах ландшафты, которые впоследствии «осовремениваются», преображаются. Во-вторых, среди иллюстраций на почтовых открытках можно встретить репродукции работ очень интересных мастеров прошлого. Талантливых, но малоизвестных. Или, скажем, вообще непризнанных (чаще, по идеологическим причинам).
Классические открыточные стандарты пляшут от стандартов типографических (полиграфические методы печати, нанесенная символика типографий) и, конечно же, от стандартов почтовых, обусловленных методами пересылки. Стандарт размера 9×14 см, принятый на Всемирном почтовом конгрессе в Париже, просуществовал с 1878 по 1925 год. После чего наступило время нового стандарта — 10,5×14,8. С 1904 года левую половину оборотной стороны открытки официально «назначили» носителем текстового послания адресату (до этого оборот служил исключительно для размещения адресной информации «куда, кому и от кого»).
Да, время не стоит на месте. И технологии тоже. Для сегодняшнего филокартиста открыты совершенно новые рубежи — карточки нестандартных форм и размеров, ограниченные тиражи (вплоть до единичных экземпляров), эксклюзивные дизайнерские открытки (нередко ручной работы, изготовленные из самых разных неожиданных и совсем не целлюлозно-бумажных материалов). Плюс, вместе с маркетингом и фирменным стилем пришла эра рекламных и корпоративных открыток. Настоящий Клондайк для филокартиста!
В последнем случае на руку коллекционерам играет даже разразившийся в мире кризис. Кто знает, сколько компаний канет в Лету, не выдержав финансовых передряг? И сколько корпоративно-рекламных иллюстрированных серий автоматически перейдет в разряд полиграфического раритета?
Это раньше филокартистам приходилось полагаться лишь на собственную интуицию. Сегодня коллекционеры открыток больше напоминают биржевых брокеров, чутко реагирующих на изменения внешней среды и рыночной конъюнктуры. Информация о переменах в буквальном смысле носится в воздухе. Ее надо лишь вовремя уловить, считать, проанализировать и интерпретировать. Как думаете, сколько через полвека-век будут стоить корпоративные открытки, скажем, некогда процветавшей компании Polaroid? В ушедшем 2008-м песенку Jingle Bells она грустно спела в последний раз этому жестокому диггитал-миру.
Даже в классическом направлении «Урбанистический пейзаж», столь горячо рекомендованном начинающим коллекционерам, возможна плановая филокартическая работа. Ведь архитектурное проектирование — вовсе не коммерческая тайна. Всегда можно заглянуть в замочную скважину градостроительной кухни и сделать соответствующие выводы о грядущих переменах — где что снесут, где что построят в ближайшем будущем.
Интуиция интуицией, а факты фактами. В увлекательной игре под названием «Филокартия» ставить можно на заведомо выигрышные комбинации. И это придает азарта довольно скучному, на первый взгляд, хобби. Не так ли?
Материал из РУВИКИ — свободной энциклопедии
Филокарти́я (от греч. φιλέω «люблю» + фр. carte «карточка») — область коллекционирования, изучения и систематизации открыток.
История[править | править код]
Филокартия зародилась в конце XIX века, когда начался массовый выпуск открыток, получивших международное распространение как самый дешёвый вид почтового отправления. Первая почтовая открытка (открытое письмо) увидела свет в 1869 году, однако уже к 1875 году в странах — членах Всемирного почтового союза было послано 231,5 миллиона открытых писем[1].
Филокартия началась с собирания видовых и этнографических открыток, которые были одним из наиболее доступных средств знакомства с природой, бытом и культурой народов мира. Филокартия сыграла значительную роль в популяризации произведений изобразительного искусства, экспонируемых в музеях и на выставках. Открытки с изображениями современных их выпуску исторических, географических, архитектурных и других объектов, памятников материальной культуры и т. п., приобретая со временем характер документальных источников, сблизили филокартию со вспомогательным историческими дисциплинами.
Эмблема всемирного союза филокартистов «Космополит» (до 1900 года)
В конце XIX — начале XX веков возникли первые организации филокартистов. Стали издаваться специальные журналы и каталоги (в Германии, Австро-Венгрии, Франции, России, Великобритании, США, Италии, Швейцарии, Испании и др.), состоялись международные выставки (в Лейпциге, Петербурге, Ницце, Париже, Флоренции, Нюрнберге, Лондоне и др.), конгрессы коллекционеров и издателей открыток (в Лейпциге — 1896, 1910; в Ницце — 1899), начали проводиться первые аукционы[2].
С начала XX века филокартия стала одним из популярных видов коллекционирования, чему способствовали массовый выпуск разнообразных по тематике (география, этнография, история, различные виды искусства, техника, спорт, портреты и т. д.) и высококачественных по художественному и полиграфическому исполнению почтовых открыток и значительно расширившийся с укреплением международных связей почтовый обмен между странами[3].
Первоначальные взгляды на филокартию несколько отличались от сегодняшних. В начале XX века считалось, что лишь открытка, прошедшая почту, «выполнившая свою функцию», может быть достойным предметом коллекционирования. Более того, открытка с видом какого-либо города (местности) может быть послана только из этого города (местности). Чистая открытка без почтового штемпеля приравнивалась к «картинке». В настоящее время, напротив, ряд коллекционеров исповедует принцип игнорирования исписанных открыток, тем более если они имеют низкую сохранность[2].
Сегодня филокартия является одним из самых популярных видов коллекционирования. При этом открытки обычно ценятся пропорционально их возрасту и редкости темы. В последнее время увеличившийся спрос на открытки спровоцировал и рост цен. Так, к примеру, цена некоторых открыток на интернет-аукционах может достигать одной тысячи долларов, хотя основная масса не стоит и 5 долларов[4].
Один из старейших московских коллекционеров, председатель Московского клуба филокартистов В. Н. Луткин так объясняет причину неснижающейся популярности иллюстрированной открытки[5]:
Основная причина кроется в том, что наряду со своей «демократичностью» (удачным стандартным портативным размером и дешевизной) она поднялась на высокий художественный уровень и удивительно полно откликается на многие явления человеческой жизни. С её помощью мы можем совершить путешествие, мгновенно очутиться в любом уголке земного шара, посетить музей, не выходя из дома, изучать жизнь и быт населяющих его народов, историю, приблизиться к любому виду искусства: живописи, скульптуре, литературе, музыке, театру, кино…
Хранение коллекции[править | править код]
Вопрос организации хранения коллекции открыток имеет первостепенную важность. От этого зависит скорейшее нахождение требуемого материала, экспозиционная обозримость коллекции, наконец, сохранность открыток.
Различают три основных способа хранения открыток: альбомный, картотечный и в конвертах. При альбомном способе хранения все открытки вставлены в альбомы. До 1990-х годов в основном использовались картонные альбомы с прорезями для продевания уголков открыток. В настоящее время чаще используются пластиковые фотоальбомы с карманами, куда открытка вставляется целиком. Альбомный способ хранения наилучшим образом обеспечивает сохранность коллекции и её визуальную привлекательность для стороннего человека. Однако резко вырастают габариты и вес коллекции, а также затраты.
При картотечном способе хранения коллекции открытки располагаются в коробках (ящиках) соответствующего размера. Такие ящики могут изготавливаться коллекционером самостоятельно из фанеры, оргалита. Удобны для хранения открыток также стандартные коробки из-под обуви. Границы каждого подраздела коллекции отмечаются карточками-разделителями, имеющими формат, больший, чем у открытки. Основные преимущества этого способа по сравнению с альбомным — компактность, экономичность, выигрыш во времени, когда не нужно тратить время на вставку и перестановку открыток в альбомах; недостаток — от постоянного перебирания открытки быстро изнашиваются[2].
Основные темы коллекционирования[править | править код]
- Открытки с видами городов.
- Как правило, собирают открытки с видами одной страны[6], города[7], территории (например, губернии). Помимо этого, ряд коллекционеров собирает открытки с видами определённых зданий (храмы[8], крепости, заводы[9] и т. д.), монументальными композициями (памятники, фонтаны, надгробия)[10][11], с видами интерьеров зданий, с природными пейзажами.
- Этнографические открытки.
- В конце XIX — начале XX веков начали выпускаться открытки с изображениями людей в национальных костюмах[12]. Серии таких открыток называются «типами», например, «типы Малороссии», «типы Кавказа».
- Поздравительные открытки.
- Большая группа открыток, посвящённых праздникам и отдельным событиям, например, «С Новым годом!»[13], «С Днём Победы!», «С Международным женским днём!».
- Открытки с изображением монархов и членов августейших семей.
- Выпускаются в государствах, являющихся монархиями (например, Соединённое Королевство, Королевство Швеция, Королевство Иордания). В России были весьма популярны открытки с портретами членов семьи Романовых[14].
- Милитария.
- Открытки с видами различных видов войск, как правило, времён Первой мировой войны[15]. Особенно ценятся открытки с видами воздушных и подводных аппаратов военного назначения. Ряд коллекционеров ограничивается собиранием открыток по какой-либо конкретной военной кампании (например, русско-японской война)[16].
- Политические открытки.
- Агитационные открытки[17], плакаты, карикатуры[18].
- Авторские открытки.
- Целый ряд авторов посвятили значительную часть своего творчества созданию рисунков на открытках, например, Е. Бём, В. Зарубин и др.
- Художественные открытки.
- Открытки с репродукциями произведений изобразительного искусства[19].
- «Гламурные» открытки.
- Открытки с изображением женских образов, в том числе обнажённой натуры (ню)[20].
- Артистические открытки.
- Портреты театральных и киноактёров, сцены из опер, драматических спектаклей, кинофильмов и т. п.[21][22]
- Персональные открытки.
- Портреты видных государственных, общественных и культурных деятелей, военачальников и героев войны[23], писателей[24], учёных и др.
- Рекламные открытки.
- Открытки, рекламирующие определённые фирмы или товары[25], а в последние годы, кроме того, служащие анонсом культурных мероприятий (фестивалей, спектаклей, выставок и т. д.); социальная реклама в открытках[26].
- Транспортные открытки.
- Открытки с изображением средств транспорта и транспортной инфраструктуры (железная дорога[27], авиация[28], автомобили, морские и речные суда[29] и др.).
- Открытки на темы флоры и фауны.
- Изображения животных и растений как в дикой природе, так и в зоопарках (ботанических садах), а также изображения цветов[30].
- Необычные открытки.
- Открытки, изготовленные из нестандартных материалов — с применением дерева, металла, целлулоида, шёлка, кожи, берёсты, пробки, птичьих перьев, натуральных волос, бисера, вышивки, светящихся красок; открытки-лепорелло; музыкальные открытки; стереооткрытки с объёмным изображением[2][31][32][33][34][35].
- Почтовые карточки.
- Особый вид открыток, у которых одна сторона чистая, а изображение располагается на адресной стороне. В большинстве случаев коллекционируют почтовые карточки с оригинальной маркой.
- Иные, менее распространённые, темы.
- Например, религиозные открытки[36], открытки с картами (географическими либо картами городов)[37], спортивные открытки[38] и др.
Близким к филокартии жанром коллекционирования является максимафилия, то есть коллекционирование и изготовление картмаксимумов.
Филокартия мира[править | править код]
Филокартия является третьим по популярности видом коллекционирования в мире после марок и монет[39]. Клубы филокартистов можно найти во многих странах. Такие клубы, а также связанные с ними организации, часто проводят выставки открыток, официальные встречи и собрания. В наше время онлайн клубы филокартистов становятся все популярнее; они в основном сосредоточены на предоставлении своим членам доступа к каталогам открыток, к разным функциям для отслеживания и пополнения их коллекций, а также используются коллекционерами для взаимодействия друг с другом[40].
Некоторые сайты популяризируют филокартию, предоставляя возможность получать и отправлять открытки случайным людям по всему миру[41].
Российская филокартия сегодня[править | править код]
В начале XXI века интерес к филокартии в России переживл подъём. В 2003—2008 годах при Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства функционировал Музей открытки. Музей проводил постоянные и временные выставки, осуществлял научно-методическую деятельность, связанную с изучением и популяризацией русской почтовой открытки[42]. В 2002 году в Санкт-Петербурге создан Центральный детский музей открытки[43]. В Санкт-Петербурге на базе Музея связи действует Клуб любителей истории открытки. Активное изучение открыток осуществляют крупнейшие библиотеки России: Российская государственная библиотека и Российская государственная библиотека искусств, при которой действует Московский клуб любителей открытки. Функционируют музеи открыток при школах, отделы филокартии в краеведческих музеях ряда городов России.
В декабре 2014 года была создана Общероссийская общественная организация коллекционеров и любителей открытки «Союз филокартистов России»[44]. Целью создания Союза филокартистов России является развитие филокартии, изучение, систематизация и популяризация почтовых карточек, открытых писем и открыток в Российской Федерации. Первым президентом Союза филокартистов России был А. А. Мелитонян. С 2020 года президентом Союза филокартистов выбран Волков В. В.
Самое обширное в истории России собрание открыток ленинградского филокартиста Н. С. Тагрина, насчитывавшее к 1981 году 690 тысяч единиц хранения, было передано наследниками коллекционера в государственный музей истории Ленинграда[45]. Однако в настоящее время коллекция, оставаясь в фондах музея, не экспонируется.
В России издаётся специализированный журнал по филокартии «Жук», основанный в 2004 году С. Камышевым по инициативе А. Шестимирова, до 2011 года публиковался при поддержке и содействии Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. В настоящее время издаётся в Санкт-Петербурге один раз в год лимитированным тиражом. Главный редактор В. П. Третьяков.
Журнал «Филокартия» издавался с 2006 по 2021 год Александром Анатольевичем Шестимировым (1964—2021), выходил пять раз в год на 48 полосах тиражом 350—800 экземпляров[46].
В 2007, 2008 и 2010 годах в Москве в Центральном доме художника на Крымском Валу проходила специализированная выставка открытки «PostCardExpo», включавшая в себя помимо экспозиции лекции на темы филокартии, презентации новых книг и каталогов, аукционы антикварных открыток.
Московский клуб филокартистов был организован в 1957 году как секция филокартистов Московского городского общества коллекционеров. Уже к 1958 году в секции состояло 250 человек. Первым председателем бюро секции был избран В. В. Шлеев. В разное время председателями и членами правления клуба избирались видные московские филокартисты Э. Б. Файнштейн, В. И. Артемьев, Д. И. Виксне, М. С. Забочень, С. И. Шиманко, В. Н. Луткин. По состоянию на 2015 год, председателем клуба является В. Б. Лебедев.
В настоящее время Московский клуб филокартистов насчитывает около 300 членов. Каждое воскресенье, за исключением июля и августа, с 9.00 до 13.00 часов клуб проводит встречи коллекционеров по адресу: Москва, ул. Пушечная, д. 7/5, стр. 2, в помещении Музея экслибриса и миниатюрной книги. В среднем каждую встречу посещают около 100 человек, в том числе гости из ближнего и дальнего зарубежья[5].
См. также[править | править код]
- Железнодорожная филокартия
- Максимафилия
- Москва в XXIII веке
- Открытка
- Открытое письмо (журнал, Санкт-Петербург)
- Почтовая карточка
- Рождественская открытка
- Филателия
- Японская открытка
Примечания[править | править код]
- ↑ Тагрин Н. С. В поисках необычного. — Л.: Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР, 1962. — С. 27. — 70 с.
- ↑ 1 2 3 4 Тагрин Н. С. Мир в открытке. — М.: Изобразительное искусство, 1978. — С. 14—18, 37. — 126 с.
- ↑ Филокартия / М. С. Забочень, Н. С. Тагрин // Ульяновск — Франкфорт. — М. : Советская энциклопедия, 1977. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 27).
- ↑ Осинин А. Зачем мы собираем открытки, или могут ли открытки быть предметом выгодных инвестиций // Филокартия. — 2007. — № 1. — С. 49.
- ↑ 1 2 Луткин В. Краткая история Московского клуба филокартистов // Филокартия. — 2007. — № 1. — С. 52.
- ↑ Шугаев А. По Тунису с открытками в руках // Филокартия. — 2007. — № 1. — С. 41.
- ↑ Кокорин Ю. Коломна на старых открытках // Филокартия. — 2007. — № 3. — С. 3.
- ↑ Сокол К. Православные церкви Польши на почтовых открытках // Жук. — 2004. — № 2. — С. 9.
- ↑ Лапушкин М. История цементных заводов в Вольске // Филокартия. — 2010. — № 3. — С. 36.
- ↑ Юрьев В. Тема коллекции — памятники мира // Филокартия. — 2007. — № 4. — С. 48.
- ↑ Сокол К. Памятники дореволюционной России на открытках // Жук. — 2004. — № 1. — С. 40.
- ↑ Стариков С. Марийцы (черемисы) Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже XIX—XX веков // Филокартия. — 2009. — № 4. — С. 2.
- ↑ Виноградова Л. Дед Мороз и Санта-Клаус на открытках // Жук. — 2004. — № 4. — С. 24.
- ↑ Монастырев И. Его Величество Николай II в Курске // Филокартия. — 2007. — № 1. — С. 3.
- ↑ Мамонов Ю. Русская армия на зарубежных фронтах Первой мировой войны на французских открытках // Филокартия. — 2007. — № 1. — С. 10.
- ↑ Назин С. Зимняя война 1939—1940 годов в открытках // Жук. — 2005. — № 4. — С. 43.
- ↑ Подольный И. Открытки эсеров // Жук. — 2005. — № 3. — С. 23.
- ↑ Турмов Г., Лиханский Ю. Сатирические открытки начала XX века о Владивостоке и его жителях // Филокартия. — 2008. — № 3. — С. 18.
- ↑ Самбур М. Сергей Николаевич Горшин: от филокартии к картинной галерее // Филокартия. — 2010. — № 3. — С. 28.
- ↑ Турмов Г. Женский образ на декоративных почтовых открытках // Филокартия. — 2009. — № 5. — С. 51.
- ↑ Вайнштейн А. Альбом балетомана. Звёзды русского балета на открытках начала XX века // Филокартия. — 2006. — № 1. — С. 42.
- ↑ Черфас Г. Ретрокинозвёзды и «братья их меньшие» на открытках до 1940 г. // Филокартия. — 2009. — № 5. — С. 49.
- ↑ Валяев-Зайцев А. Лётчики, защищавшие Ленинград // Жук. — 2005. — № 2. — С. 22.
- ↑ Атаманов Э. Фотопортреты Л. Н. Толстого на открытках // Жук. — 2004. — № 4. — С. 16.
- ↑ Цуканов П. Открытые письма чайной фирмы Цзинь-Лун // Филокартия. — 2007. — № 3. — С. 22.
- ↑ Шестимиров А. Пульс времени или флайерсы // Жук. — 2004. — № 1. — С. 17.
- ↑ Веселов В. 100-летний юбилей паровоза серии «С» // Филокартия. — 2010. — № 4. — С. 16.
- ↑ Джаггин Г. Обаяние открыток по авиации // Жук. — 2004. — № 2. — С. 28.
- ↑ Стариков С. «Пароход наш стрелою летит…». Волжское пароходное общество «Самолёт» в открытках // Жук. — 2005. — № 4. — С. 19.
- ↑ Иновенкова Г. Цветочная тематика на старинных открытках // Филокартия. — 2008. — № 2. — С. 17.
- ↑ Такие разные открытки Архивная копия от 7 ноября 2017 на Wayback Machine / Образование в Республике Хакасия
- ↑ Изготовление открыток как бизнес: Такие разные открытки Архивная копия от 7 ноября 2017 на Wayback Machine / Портал «Про Бизнес»
- ↑ Краснова Е., Дроздовский А. Открытки с … причёсками // Фаворит. — 2011. — № 7. — С. 102.
- ↑ Иновенкова Г. Музей почтовой открытки на Лазурном берегу // Филокартия. — 2009. — № 4. — С. 51.
- ↑ Суслова М., Нестерова О. Открытки с вышивкой // Филокартия. — 2009. — № 3. — С. 26.
- ↑ Мелитонян А. Православная культура в открытках // Жук. — 2004. — № 3. — С. 42.
- ↑ Мамонов Ю. Географические карты и планы местности на открытках. Введение в тему // Филокартия. — 2011. — № 2. — С. 47.
- ↑ Бойкова И. Слава русского спорта // Филокартия. — 2008. — № 2. — С. 18.
- ↑ Barbara A. Harrison. «How To» Advice for Beginning PPC Collections // American Philatelist. — 2008. — Июнь. — С. 536—543.
- ↑ Postcards on Colnect (рус.). colnect.com. Дата обращения: 12 января 2020.
- ↑ Postcards connecting the world — Postcrossing. www.postcrossing.com. Дата обращения: 12 января 2020. Архивировано 22 февраля 2011 года.
- ↑ Музей русской открытки // Жук. — 2004. — № 2. — С. 2.
- ↑ Центральный детский музей открытки. Галереи Третьякова; Издательство «Сад искусств». Дата обращения: 3 сентября 2011. Архивировано 16 ноября 2011 года.
- ↑ Союз филокартистов России. 22.03.2016. Дата обращения: 22 марта 2016. Архивировано 3 августа 2016 года.
- ↑ Открытки. Фонды. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Дата обращения: 31 августа 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Журнал «Филокартия». Всё для коллекционеров открыток. Дата обращения: 3 сентября 2011. Архивировано 27 октября 2011 года.
Литература[править | править код]
- Белицкий Я. М., Глезер Г. Н. О чём поведала открытка. — М.: Связь, 1978. — 104, [48] с. — 40 000 экз.
- Забочень М. С. Филокартия: (краткое пособие-справочник) / Всесоюзное общество филателистов. — М.: Связь, 1973. — 104 с.
- Издательство «Изобразительное искусство» — филокартистам // Филателия СССР. — 1976. — № 2. — С. 59—60.
- Корвин Д. Коллекционирование открыток // Советский филателист. — 1925. — № 5.
- Львов А. Новые перспективы для коллекционирования открыток // Советский филателист. — 1928. — № 5.
- Тагрин Н. С. Мир в открытке. — М.: Изобразительное искусство, 1978. — 128 с. — 20 000 экз.
- Танин Л. Филокартия // Советский филателист. — 1926. — № 4.
- Филокартист. Филокартия // Советский филателист. — 1927. — № 5.
- Шашко А. «Призыв». (На подмогу тов. Танину) // Северо-Кавказский коллекционер. — Ростов-на-Дону, 1928. — № 5.
Ссылки[править | править код]
- Журнал «Филокартия»
- Клуб Филокартист Архивная копия от 24 февраля 2021 на Wayback Machine
- Коллекция почтовых открыток начала XX века
- Галерея «Старая Одесса» из коллекции Одесского музея нумизматики
- Советские поздравительные открытки
Коллекционирование, коллекции и коллекционеры. Статьи, обзоры, информация, фото.
Филокартия (картофилия) — коллекционирование открыток
Филокартия (картофилия) – коллекционирование почтовых и художественных открыток, которое является довольно распространённым видом хобби, хотя оно и сдало свои позиции с развитием технологий общения через Интернет.
Этот вид коллекционной деятельности зародился в конце 19-го века и весьма быстро стал одним из популярных видов собирательской деятельности.
Как правило, коллекции филокартистов формируются по определенным признакам, например, некоторые коллекционеры собирают открытки только с образами знаменитых произведений искусства, а другие же отдают своё предпочтение открыткам с видами городов.
Весьма интересно, что когда филокартия только стала популярной, коллекционный статус имели только те открытки, что «выполнили свою функцию», т.е. были отправлены адресату при помощи почтовой службы, новенькие же открытки коллекционной ценности не имели и считались обыкновенной картинкой. С современными открытками происходит ровно наоборот – если открытка была использована, то она ценится меньше.
Экспонат из коллекции старых открыток
Дата фотосъёмки:
21.03.2012.
Фотография экспоната из коллекции старых немецких открыток.
8 марта. Почтовая карточка. Художник С.Ильин.
Фотосъёмка:
Неизвестный фотограф
Фотография почтовой карточки «8 марта». Художник С.Ильин.
Лыжница. Почтовая карточка. 1956.
Фотосъёмка:
Неизвестный фотограф
Фотография почтовой карточки «Лыжница». 1956.
Издание министерства связи СССР.
Московская типография имени Вячеслава Михайловича Молотова Гознака
На открытке не указана цена, но напечатана марка с номиналом 40 копеек.
Почтовая карточка «Портрет Урсулы Мнишек». Художник Д.Г.Левицкий.
Фотосъёмка:
Неизвестный фотограф
Фотография почтовой карточки «Портрет Урсулы Мнишек». Художник Д.Г.Левицкий.
Портрет художника-гравёра Е.О.Скотникова. В.А.Тропинин. Почтовая карточка. 1963.
Фотосъёмка:
Неизвестный фотограф
Фотография почтовой открытки «Портрет художника-гравёра Е.О.Скотникова». В.А.Тропинин. 1963.
С Новым годом! Почтовая карточка. Художник С.Ильин. 1960.
Фотосъёмка:
Неизвестный фотограф
Фотография почтовой карточки «С Новым годом!». Художник С.Ильин. 1960.
С Новым годом! Почтовая карточка. Художник А.И.Шмидштейн. 1960.
Фотосъёмка:
Неизвестный фотограф
Фотография почтовой карточки «С Новым годом!» Художник А.И.Шмидштейн. 1960.
Copyright © YAVARDA.RU 2018-2024