В дореволюционной России существовала добрая традиция — обмениваться поздравительными открытками накануне Пасхи. До начала ХХ века почта разносила по необъятной стране тысячи открытых писем тем, кого не могли поздравить лично друзья и члены семьи. Как в России появились пасхальные весточки, кто их рисовал и издавал и что стало с ними после революции 1917 года — непростая история пасхальной открытки в материале портала «Культура.РФ».
Иллюстрированными открытками, или, как они назывались изначально, «открытыми письмами», впервые начали обмениваться по почте более ста лет назад, но точная дата появления первой такой открытки неизвестна. Были у нее и предшественницы — карточки с гравюрами на плотной бумаге. Придумал их во второй половине XVIII века французский гравер Демезон. Русским прототипом открыток считаются
лубочные картинки
.
Однако популярными такие послания стали лишь спустя столетие, и способствовала этому вновь Франция. Во времена франко-прусской войны 1870–1871 годов у солдат порой не было бумаги для писем, и в ход шли бумажные клочки. Французский книготорговец Леон Бенардо с полуострова Бретань одним из первых понял, что открытые письма могут принести целое состояние. В 1870 году он начал выпускать небольшие прямоугольные кусочки картона: одна сторона отводилась для адреса, а другая — для послания.
Некоторые солдаты стали делать на второй стороне таких карточек незатейливые рисунки: кто от скуки, кто для того, чтобы отвлечься от мыслей о войне. Бенардо усовершенствовал открытку, украсив адресную сторону патриотической виньеткой, — так появилась первая почтовая открытка с иллюстрацией. Очень скоро доступная, яркая и современная открытка стала удобным способом не только справиться о здоровье родных, но и поздравить их — с днем ангела, с
Рождеством
или Пасхой.
Вскоре мода на поздравительные открытки добралась и до России. Возможность сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже если тот проживает на другом конце империи, приглянулась и дворянам, и мещанам, и даже крестьянам.
Первое время открыточного производства в стране не было, поэтому они потоком хлынули из-за границы. Чаще всего на них изображалась католическая и протестантская пасхальная атрибутика — кролики, барашки, цыплята и европейские соборы были чужды русскому человеку. Еще более дикими казались вульгарные пародии европейцев на христосование — обмен поцелуев в Светлое Воскресение: они изображали нарумяненных молодцов с напомаженными волосами, целующих дам в губы. Поскольку популярность открыток в России все возрастала, зарубежные художники начали рисовать открытки и на православную тематику.
В 1894 году Министерство внутренних дел Российской империи разрешило почтовую пересылку открыток частного производства. Первой коллекцией пасхальных открыток отечественного изготовления стала серия с четырьмя весенними акварелями художника Николая Каразина. Коллекцию создали в благотворительных целях после Русско-турецкой войны. Изданием открыток занялась российская Община Красного Креста имени святой Евгении, а руководила процессом принцесса Евгения Ольденбургская.
Позже издательство Общины святой Евгении много раз обращалось к теме Пасхи. Каждая открытка становилась настоящим полиграфическим шедевром, ведь среди иллюстраторов пасхальных открыток были именитые российские художники
Иван Билибин
, Борис Зворыкин,
Илья Репин
,
Александр Бенуа
. Вся выручка, полученная от продажи открыток, направлялась в Фонд помощи бедствующим сестрам милосердия, трудящимся в госпиталях Красного Креста на полях сражений. Каждая открытка выпускалась невероятным для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, который разлетался моментально после поступления в продажу. За 20 лет работы издательство Общины выпустило 6 тысяч видов открыток.
- Пасха (Светлое Христово Воскресение)
- «Сердце сердцу весть подает»
- Светлый праздник Пасхи: саундтрек
В начале XX века в России появились коммерческие издательства открыток: «Ришар», «Ленц и Рудольф». Отправляли в Россию пасхальные открытки и зарубежные типографии: шведская «Гранберг», французское издательство Лапина, немецкое издательство Дьяковой. Открытки, выпущенные заграничными производителями, были дешевле отечественных, и к тому же красочнее и качественнее, потому что печатались на самом современном полиграфическом оборудовании.
Популярны были изображения играющих и целующихся ангелоподобных детей, куличи, виды пробуждающейся весенней природы, зажженные свечи, пасхальные угощения. Рисовали художники и народные пасхальные традиции: катание яиц, христосование, крестный ход. Но главным украшением пасхальной открытки были писанки, или крашенки, — расписанные затейливыми узорами
пасхальные яйца
.
Во время
Первой мировой войны
на пасхальные открытки попали военные и агитационные сюжеты. Их героями стали сестры милосердия, солдаты и члены императорской семьи. Например, на одной открытке великая княжна Татьяна в образе сестры милосердия навещала защитника Отечества и поздравляла с Пасхой. Но самой популярной открыткой того времени стала карточка с
Николаем II
, который угощал пасхальным яйцом простого солдата.
Весной 1917 года революция в буквальном смысле ударила молотом по пасхальным открыткам. Появилась красноречивая картинка, на которую безымянный художник поместил рабочего с молотом, облокотившегося на яйцо, а вместо поздравительной надписи «Христос Воскресе» — лозунг «Да здравствует республика!».
Революция положила конец светлой пасхальной традиции по обмену открытками. Новое правительство объявило их недопустимой пропагандой религии. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов. В 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали пасхальные открытки. На них изображались праздничные блюда и милые бытовые сценки на пасхальную тематику. Это дело было так важно для многих эмигрантов, что порой на издание открыток они тратили последние деньги: пасхальная открытка была своего рода ниточкой, связывавшей их с безвозвратно утраченной родиной.
Только после
Великой Отечественной войны
пасхальные открытки вновь начали печататься небольшими тиражами, но купить их можно было лишь в церковных лавках. Окончательное возвращение традиции дарить на Пасху пасхальную открытку произошло лишь в конце 80-х годов.
Автор: Дарья Лёгкая
Одни и те же праздники отмечаются с годами по-разному: появляются новые правила и традиции, а что-то уходит в прошлое. Сейчас все больше появляется пасхальных открыток и их снова принято дарить близким и родственникам на праздник Светлой Пасхи, хотя еще несколько десятилетий назад эта уютная традиция была забыла. Сейчас о ней снова вспомнили, а впервые пасхальные открытки российского производства появились в конце позапрошлого века в Царской России.
Мода на пасхальные открытки пришла из Европы, где дарить открытки с цыплятами и пасхальными зайцами было очень популярно. Именно поэтому самые первые образцы открыток Царской России были с такими же мотивами и копировались точь-в-точь — была изменена только поздравительная надпись.
В 1893 году в России была создана община Святой Евгении Красного Креста из молодых сестер, оказывавших медицинскую помощь. Через несколько лет, в поисках средств, община Святой Евгении организовала свое издательство, котороетак и называлось: «Издание Общины Святой Евгении». Возглавила издательство выпускница художественной школы Варвара Петровна Шнейдер, образовав вокруг себя кружок из художников и писателей, принимавших активное участие в разработке художественной программы изданий Общины. Издательство было благотворительным — деньги от продажи шли на нужды Красного Креста.
Издательство общины одним из первых в России обратилось к выпуску открыток, репродукций, плакатов. Издание художественных конвертов и открытых писем (открыток) по акварелям известных русских художников началось в 1897 году, когда делопроизводитель Общества Иван Михайлович Степанов заказал художнику Николаю Каразину четыре рисунка, которые были отпечатаны к Пасхе 1897 года. Именно этот год и считается годом появления первых русских пасхальных открыток, хотя они во многом они еще повторяли европейские открытки, Одним из самых популярных сюжетов было в то время яйцо с цветами. Были и экзотические варианты, например с кружевным дамским зонтиком — такие открытки особенно любили дарить модницы.
С годами художники стали все больше ориентироваться на русские традиции и на пасхальных открытках появились другие темы:
Многие известные русские художники принимали участие в создании пасхальных открыток. Популярны были открытки Ивана Билибина, особенно «Кулич-город».
Художник Крамской:
Особое место занимают пасхальные открытки Елизаветы Меркурьевны Бём (в девичестве Эндаурова). Огромную любовь публики Елизавета Бём получила еще иллюстрируя детские журналы «Игрушечка» и «Малютка» в концу 19го века, русские сказки, удивительную «Азбуку», детские альбомы «Пословицы в силуэтах» и «Поговорки и присказки в силуэтах». Черные силуэты — одна из отличительных черт работы этой художницы.
Главные действующие лица открыток Елизаветы Бём — детвора. Причем открытки получались настолько светлыми и уютными, что они были одними из самых любимых в народе. На многих открытках помимо поздравления были присказки или поучительные надписи — такие открытки принято было дарить детям.
С праздником Светлой Пасхи! Мира и Благополучия вашему дому и близким!
Благодарю за внимание к статье. Ниже чудесные открытки Елизаветы Бём.
Первые открытки с иллюстрациями на пасхальную тематику выпустили в 1898 году. Выполнялись поздравительные карточки тогда в технике хромолитографии и по качеству ценились выше европейских. Открытки считались дорогим удовольствием, продавались по 10 копеек за штуку. Русская тема стала лейтмотивом в иллюстрациях. В годы Первой мировой войны, а затем революции открытки перестали выпускать.
В век интернета, мы уже несколько лет подряд возрождаем добрую традицию – поздравлять близких настоящей «живой» открыткой. Это станет приятным сюрпризом для ваших любимых и для тех, кого не сможете поздравить лично.
Радуя близких — вы еще и помогаете! Все средства, вырученные с Акции, будут направлены на лечение подопечного Фонда «География Добра» Матвея Куликовского, 1 год, СМА.
Для того чтобы отправить открытки, нужно:
1. Зайти на ГЕОГРАФИЯДОБРА.РФ — Раздел «Им нужна помощь»
2. Выбрать заявку «Спасти Матвея могут только люди…»
3. В каталоге выбрать открытку
4. Заполнить поля: текст для открытки, адрес доставки, контактный телефон (доставка открыток почтой России в любую точку страны Бесплатно)
5. Внести пожертвование
6. Получить посылку! ⠀
7. Поделись этой новостью с друзьями и не забудьте отметить Фонд.
Душевный подарок — доброе дело!
Муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Туршинская
основная общеобразовательная школа»
Медведевского
района
Республики
Марий Эл
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТ
на тему:
«Пасхальная открытка:
сердце сердцу весть подает»
Выполнила:
обучающаяся 4 класса
Руководитель:
учитель начальных классов
Тарасова Ольга Николаевна
Средняя Турша
2019
Содержание
Введение Основная часть |
3 |
1. Открытка. История открытки. |
5 |
2. Виды открыток. |
6 |
3. Поздравительные пасхальные открытки |
7 |
3.1. История |
7 |
3.2. Традиции |
8 |
3.3. Мастера пасхальных открыток |
11 |
3.4. Пасхальная открытка: сердце |
12 |
4. |
14 |
5. |
17 |
6. Практическая работа: |
19 |
Заключение |
20 |
Список использованных источников |
21 |
Приложения |
22 |
Введение
На вопрос «Любите ли вы праздники?» вряд ли кто-то скажет «нет».
Действительно, мы с нетерпением ждем их приближения. У каждого праздника свои
традиции, но общее для всех праздников – это подарки и поздравления. Как
приятно в праздник не просто услышать или сказать добрые слова, но и получить
или подарить красивую открытку с пожеланием! Ее можно хранить и перечитывать
много лет и каждый раз она будет наполнять сердце теплотой и радостью!
Самый добрый и светлый православный праздник, конечно, Пасха — Светлое Христово
Воскресенье. На Руси его всегда почитали и называли Праздник праздников, царь
дней или Велик день. Дарение подарков на Пасху — один из добрых обычаев,
который возник очень давно. К подаркам обязательно прикладывали пасхальные
открытки. Каждый человек пытался поделиться своей радостью с близкими людьми
даже через расстояния. Весточка, полученная от близких, передавала тепло очага,
радость, счастье, любовь, поднимала настроение. Сейчас пасхальные открытки
редко используются нами, они забыты людьми, и это незаслуженно — ведь именно
они были одними из самых первых из всех поздравительных открыток. Пасхальные
открытки передавали добрые светлые пожелания, радость воскресения Христова,
любовь людей от сердца к сердцу.
Цель: изучение пасхальной поздравительной открытки как обязательного атрибута
православного праздника Пасхи
Задачи:
1)
узнать, что такое открытка и какие существуют виды открыток;
2)
изучить историю и особенности пасхальной открытки;
3)
сравнить оформление пасхальных открыток разных лет;
4)
изготовить своими руками пасхальную открытку.
Объект:
пасхальная открытка.
Предмет:
особенности пасхальной открытки.
Гипотеза:
предположим, что оформление дореволюционных пасхальных открыток с течением
времени сильно изменилось и их оформление отличается от современных.
Методы
исследования: изучение литературы и ресурсов сети Интернет, анализ, обобщение,
сравнение, анкетирование, беседа, практическая работа.
Теоретическая
значимость моей работы заключается в том, что изученный и собранный мной
материал может быть использован на уроках окружающего мира, ОРКСЭ,
изобразительного искусства.
Её
практическая значимость в том, что эта информация поможет создать свою пасхальную
открытку, которую можно подарить к празднику.
1. Открытка. История открытки.
Из
энциклопедии я выяснила, что открытка — это письмо, которое можно отправить
без конверта, в открытом виде. Историки считают, что
открытка появилась более 140 лет назад. Французы говорят,
что именно они рассылали открытки ещё в 1777 году. А во
время франко-прусской войны (1870 – 1871гг), когда у солдат заканчивались
бумага и конверты, чтобы передать весточку родным, они вырезали из картона
прямоугольники и разрисовывали их. Англичане
считают первыми себя: художник Добсон в 1840 г. изобразил на
карточке семью за праздничным столом, дополнив подписью: «Весёлого Рождества и
счастливого Нового года!».
Первая
открытка России увидела свет в 1872 году. Сначала она называлась «Открытое
письмо» или «Почтовая карточка». Она не имела рисунка, на одной стороне было
место для адреса и марки, а на второй стороне писали письменное сообщение.
Российские открытки были разного цвета. Самые первые — серовато-белые, потом
появились универсальные — черные, которые можно было отправлять как внутри
города, так и в другие города, коричневые — для отправки внутри города и
зеленые — иногородние.
Первые иллюстрированные русские открытки были копиями иностранных,
потом художники стали изображать жизнь России, виды российских городов.
В музее истории г.Йошкар-Олы можно увидеть открытки с видами Царевококшайска:
это черно-белые фотографии улиц города (Приложение 1). Также представлено
«открытое письмо» 1915 года — серый прямоугольник без рисунка с рукописным
текстом. В годы Великой Отечественной войны
открытка была радостной весточкой с фронта или из дома.
Массовый выпуск открыток начался с новогодних только в
50-х годах. Качество печати и яркость красок открыток были ниже заграничных, но
оригинальность сюжетов и высокое мастерство наших художников намного выше. В
90-е годы появились специальные издательства по производству открыток.
2. Виды
открыток.
Существуют
открытки разных видов.
1) Поздравительные
открытки — для поздравления с разными памятными датами. Это самый
распространенный вид открыток.
2) Видовая
открытка — иллюстрирует различные картины труда, торговли и досуга города или
страны (уличная торговля, водоносы, прогулки, спорт и другие).
3) Открытки-репродукции
— изображение репродукций картин, скульптура, другие произведения искусства.
4) Рекламные
открытки изображали отрывшиеся рестораны, отели или фирмы, как бы рекламируя их
появление.
5) Историко-событийные
открытки изображали различные события, происходящие, например, на судне, в
шахте, визиты важных лиц, торжественные открытия театра, завода, храма, школы.
6) Политические
открытки демонстрируют исторических деятелей, героев прошлого и настоящего.
7) Патриотические
открытки иллюстрировали военную тему и были призваны поднимать дух солдат на
фронте.
Фотооткрытка
– это фотография городов, виды местности, природы, известных людей.
9) Деловая
открытка нужна для поздравления своего партнёра по бизнесу, клиента, с
профессиональным праздником, победой на выборах и т.п.
По способу выполнения открытки могут быть:
1) плоские
– плоское изображение без объема;
2) объемные
– открытки с выпуклостями, наклеенными аппликациями;
3) музыкальные
– открытки с музыкальным механизмом.
По
форме открытки, особенно в наше время, бывают квадратными, овальными и
форменными (сердца, цифры и пр.), открытки – тоннели, открытки – раскладушки и
т.д., хотя первые открытки были строгой прямоугольной формы.
3. Поздравительные
пасхальные открытки.
Из множества
поздравительных открыток я хочу остановиться на открытках, посвященных особому
празднику – Пасхе.
Пасха, Светлое
Христово воскресение — главный праздник, величайший, торжественный и самый
радостный для православной России. Он хранит память о добровольной жертве
Иисуса Христа во имя человечества и Его Воскресении. Люди приветствуют друг
друга пасхальным приветствием: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!».
Этот праздник
символизирует победу добра над злом, света над тьмой, приобретение духовного
мира. Для верующих Пасха — это
окончание Великого поста, а для всех людей в целом — радость встречи с родными
и друзьями за особым, праздничным столом.
«Есть
праздники, которые имеют свой запах. На Пасху, Троицу и на Рождество в воздухе
пахнет чем-то особенным. Даже неверующие любят эти праздники» — так писал
известный русский писатель А.П.Чехов.
Несмотря на влияние времени Пасха
неизменно остается самым светлым праздником, который приносит счастье, тепло и
добро в сердце каждого из нас.
3.1.
История пасхальной открытки
Изучив литературные и электронные источники, я выяснила, что самыми
распространенными праздниками для поздравлений в Российской империи были Рождество,
Пасха и День Ангела [2]. С конца 19 века в России по числу отправлений
лидировали пасхальные открытки. Они стали обязательным атрибутом Пасхи, потому
что, по словам петербургского коллекционера Евгения Иванова, «Пасха была долгое
время главным праздником у русского человека, ее почитали даже больше, чем
Рождество. Ведь для верующего человека возрождение духовного важнее
физического»…
Первая русская пасхальная открытка появилась в 1898 году. Она была выпущена
Общиной святой Евгении. Так называлась Санкт-Петербургская благотворительная
организация, которая заботилась о сёстрах Красного Креста. Её возглавила
принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка императора Николая I.
В честь её небесной покровительницы, святой Евгении, организация и получила
название «Община святой Евгении». Специально для Общины многие русские
художники рисовали открытки, а доходы от их продажи шли на благотворительные
цели. Каждая была настоящим произведением искусства[3].
Первыми к Пасхе были изданы акварельные работы известного писателя и художника
Н.Н.Каразина. Затем по оригиналам русских художников пасхальные открытки
выпускали такие крупные фирмы, как «Ришар» (С.-Петербург) и «Гранберг»
(Стокгольм).
Последние пасхальные открытки
были изданы после революции в 1918 году, а затем надолго исчезли из жизни
русских людей: новая власть была против религии и церкви, а пасхальные открытки
считала их рекламой.
После окончания Великой Отечественной войны пасхальные открытки небольшими
тиражами продавались только в церковных лавках. И только в начале 90-х годов,
когда в нашу страну вернулась религиозная свобода, постепенно стали появляться
и пасхальные открытки. Сейчас они снова популярны.
3.2
. Традиции православной Пасхи —
художественные сюжеты пасхальных открыток.
Из всех праздничных открыток пасхальные всегда считались самыми красивыми. Для
их рисования художники использовали традиционные цвета Пасхи:
—
белый, желтый, золотой – цвета духовности, чистоты и счастья;
—
зеленый – цвет надежды и возрождения;
—
голубой и синий – цвета неба, веры, верности;
—
красный – любовь, огонь веры и Страстей Господних.
Сюжеты пасхальных открыток связаны с пасхальными традициями. Невозможно
представить праздник Пасхи без кулича, пасхи, крашеных яиц, радостных людей.
Чаще всего изображались пасхальные яйца — на праздничном столе, в руках детей,
в русских орнаментах.
На многих пасхальных открытках изображена верба, так как праздничные обряды и
обычаи пасхальной недели начинались в России с Вербного воскресенья: перед
праздником вербу обязательно освящали, украшали цветами и лентами, ставили в
доме перед иконами на божницу, а на Пасху туда же клали освящённое яйцо.
Одним из главных традиционных развлечений в Пасху были игры с пасхальными
яйцами, например, катание пасхальных яиц по земле с бугорков или со специальных
деревянных лотков (Приложение 3).
В дни святой недели для молодежи и простых людей устраивались веселые гуляния
на открытом воздухе, качели, карусели. Везде танцевали, пели, водили хороводы.
В первое воскресенье после Пасхи происходили массовые гуляния с хороводами и
играми – так называемая Красная горка.
Помимо этих традиционных элементов на Пасху были обязательными традиция
христосования, торжественный крестный ход и колокольные звоны, праздничный стол
с традиционными крашеными яйцами, куличами и пасхой.
Таким образом, все важные моменты празднования Пасхи, все приметы великого
праздника отражены в открытках:
1) Церковные
пасхальные символы:
—
ангелы
(или дети)
—
икона
—
колокол (колокольчики)
—
крест
-кулич
—
Пасхальный крестный ход
—
свечи
—
пасхальные яйца (крашенки)
—
христосование
—
надписи «Христос воскресе!», «Со Светлой Пасхой!» и т.п.
—
аббревиатура «ХВ»
—
храм
2)
Другие пасхальные приметы:
—
распукающаяся верба
—
красная горка
—
пасхальный заяц (кролик), который является символом Пасхи на Западе;
-цыплята,
курица, петушок
—
ягненок, козленок
—
цветок (букет, венок из цветов)
В 1914–1917 годы на пасхальных открытках отразились события Первой мировой
войны и Февральской революции: воины на полях сражений; солдаты; раненые бойцы
в госпиталях; сёстры милосердия. Популярны
были открытки, изображавшие христосование Государя Николая Второго с солдатами,
дарение им пасхального яйца [4].
В музее истории г.Йошкар-Олы, я познакомилась с «открытым письмом» 1915 года.
Это серый прямоугольник без рисунка с рукописным текстом: открытка с фронта
адресована Алексею Алексеевичу Яковлеву в контору Булыгина с поздравлением к
Пасхе.
Сейчас, несмотря на всевозможные средства печати, многие издательства предпочитают
воспроизводить дореволюционные открытки.
3.3.
Мастера пасхальных открыток
Над созданием пасхальных открыт работали многие русские художники, как
знаменитые, так и малоизвестные. Вот некоторые из них.
Зворыкин Борис Васильевич кроме книжных иллюстраций делал эскизы марок,
коробок для конфет, расписывал интерьеры церквей, создал 178 поздравительных
открыток на темы русской истории, сказок и песен, храмов России. Стал одним из
самых известных авторов рисунков к пасхальным открыткам.
Плошинский Сергей Федорович создал более 60
открыток на темы произведений А.С.Пушкина, сюжеты русской старины и
поздравительные открытки для разных издательств.
Ягужинский Сергей Иванович работал над
плакатами, детскими книгами, открытками. Создал около 30 открыток серии
«Русские типы», «Русские народные песни», «Война 1914», а также
поздравительные.
Андреев Федор работал в издательстве «Петроград», создавая поздравительные
открытки.
Апсит (Апситис) Александр Петрович иллюстрировал книги
об Афонском монастыре, детские книги, рисовал открытки. До ноября 1917 года
создал около 80 открыток для издательств Вейермана, «Рассвет» и других.
Лавров Александр Алексеевич — художник книги и
открытки, в том числе пасхальной. Много открыток нарисовал на тему русских
народных песен, а также создал целую серию открыток в помощь раненым во время
Первой мировой войны. Герои его открыток — деревенские дети и дети городской
бедноты.
Билибин Иван Яковлевич —
живописец, график, художник книги и театра, известный иллюстротор русских
народных сказок: «Иван-Царевич, Жар-птица и Серый Волк», «Перышко Финиста —
ясна сокола», «Царевна-лягушка» и других. Для Общины св. Евгении создал много
открыток, в том числе и пасхальных.
Свищевский Константин Дмитриевич создал более 250 произведений, но Первая
мировая война, революция и Гражданская война не сохранили их. Многие картины и
рисунки бесследно исчезли, а его имя оказалось практически забытым.
Пасхальные открытки
создавали и священнослужители. Архимандрит Киприан (Пыжов) создал 78
рисунков для открыток, а его картины были представлены на выставке в
Свято-Троицком монастыре США. Первые три пасхальные открытки отца Киприана
были выпущены издательством Свято-Троицкого монастыря в начале 1954 года. Они
были с закругленными углами, без подписи автора и имели номера. После
возведения игумена Киприана в сан архимандрита в 1960 году он начал ставить на
некоторых своих открытках инициалы А.К. и указывать дату. На пасхальной
открытке 1963 года архимандрит Киприан изобразил крестный ход.
Из данных электронного
ресурса «Правмир» [5] я узнала, что и современные художники не обходят стороной
тему православной открытки. Например, художник Валерий Чупахин,
прихожанин храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Подмосковье решил
порадовать приходских детей веселыми рисунками и нарисовал детские пасхальные
открытки, на которых изобразил не только детей, но и священников храма. Рисунки
получились яркие и трогательные, а инициативу с созданием и распространением
открыток в Праздник Пасхи поддержал настоятель. Это один из способов, как можно
до детей донести радость о Христе Спасителе.
3.4 .
Пасхальная открытка: сердце сердцу весть подает (духовное значение пасхальной
открытки в жизни человека)
Много десятилетий подряд накануне Пасхи тысячи пасхальных открыток несли
поздравления со Светлым днем к тем, кого люди не могли поздравить лично.
«Христос воскресе!» – этими словами радости и любви люди спешили поделиться со
своими родными и близкими, которые оказались далеко в праздничные дни. Пасхальные
открытки охотно раскупали, отправляли по почте, использовали для украшения дома
к празднику. Их оставляли во время визитов или прикладывали к подарку. Сколько
бы ни выпускалось пасхальных открыток в России, их всё равно не хватало. Возможность
сделать недорогой, но милый подарок родственнику или доброму знакомому, даже
если тот проживает на другом конце Российской империи, приглянулась и дворянам,
и крестьянам. Пасхальные открытки были неразрывно связаны с их владельцами и
бережно хранились иногда в течение всей жизни как память о родных и друзьях.
Революция 1917 года положила конец светлой пасхальной традиции по обмену
открытками. Но пасхальная открытка продолжила жить в кругах русских эмигрантов:
в 50–60-х годах XX века некоторые французские и американские типографии, а
также издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, США, выпускали
пасхальные открытки. Это дело было так важно для русских эмигрантов, что порой
на издание открыток они тратили последние деньги. Они заказывали в типографиях
в огромном количестве специальные пасхальные открытки с российскими пейзажами,
видами московского Кремля и изображениями православных храмов: пасхальная
открытка была для них ниточкой, которая связывала их с Родиной и ее традициями.
Да и в самой России, несмотря на то, что перестали отмечать Пасху официально,
люди продолжали отмечать ее в семье и дарить друг другу оставшиеся в запасах
пасхальные открытки.
На фронте в окопах солдаты получали и писали домой письма с пасхальными
поздравлениями. Эти послания поддерживали их боевой дух, вселяли веру в победу.
Сегодня старые пасхальные открытки часто можно видеть на различных музейных
выставках, они входят в художественное наследие России.
По сей день в пасхальной открытке воплощаются понятия святыни и воскрешения,
имеющие бесценное значение для духовной жизни человека.
4.
Сравнение пасхальных открыток разных
периодов.
Дореволюционные пасхальные открытки (до 1917 года) |
Современные пасхальные открытки |
|
Материал для открытки |
Бумага белая или серого оттенка |
Бумага глянцевая, плотный картон белого цвета; |
Размеры открыток |
Единый международный размер- 90*140 мм. |
Различные: 40*60 мм, 21*105 мм, формат А2. Популярным |
Форма открытки |
Прямоугольная, прямоугольная с закругленными концами |
Прямоугольник, квадрат, края ровные или волнистые, |
Сюжеты открыток |
Церковные пасхальные символы и приметы: цветущая Черно-белые фотооткрытки с портретами. |
Церковные пасхальные символы и приметы: цветущая |
Дизайн |
Красивый рукописный шрифт разных цветов. Рисунки и |
Используются золотое тиснение (золотые буквы), |
Составные части открытки |
Место для поздравления, место для адреса получателя Требует заполнения вручную. |
Нет строгой структуры: отсутствуют места для Часто готовый печатный текст поздравления. Самому |
Выходные данные, информация об авторе |
На обороте сведения о художнике, фотографе, |
Нет фамилий художников и фотографов, указаны |
Способ вручения |
Через почтовую связь. Лично. |
Лично, электронной почтой. |
Вывод:
открытки от дореволюционных до наших дней изменились только в оформлении —
изображения из скромных, мягких и реалистичных стали яркими и насыщенными,
серую бумагу сменила белая глянцевая, на смену прямоугольной форме пришли самые
разнообразные конструкции и размеры, многие из современных открыток не нужно
подписывать от руки, они уже содержат поздравительный текст. Но современные
открытки повторяют все сюжеты дореволюционных открыток. Значит, в современном
мире, где все быстро меняется, православные духовные традиции Пасхи соблюдаются
и остаются неизменными, любимыми людьми независимо от времени. Таким образом,
моя гипотеза не подтвердилась.
5.
Изучение актуальности пасхальных открыток
в современном обществе.
Чтобы узнать, актуальны ли пасхальные открытки в наше время, я провела
анкетирование среди учащихся и взрослых (Приложение 4).
О том, какие праздники любят дети
больше всего и с какими праздниками обычно поздравляют родных и друзей,
говорят данные диаграммы.
Для
большинства ребят любимыми праздниками являются Новый год и день рождения, и
только 30% назвали праздник Пасху. Поздравляют чаще всего тоже с днем рождения
и Новым годом. Только 10% ребят считают нужным поздравить с православным
праздником Пасхой.
Какие же способами
поздравления пользуются дети и взрослые? Взрослым удобнее позвонить, отправить
СМС-поздравление или поздравить устно, а дети поздравили бы открыткой.
Диаграмма
показывает ответ детей на вопрос «К какому празднику ты чаще всего даришь
открытку?» .
Взрослые считают важной традицию поздравлять с праздниками, используя открытку,
так как это помогает поддерживать связь с близкими и позволяет выразить
уважение к человеку и свое внимание к нему.
Можно
сделать вывод о том, что дети не имеют знаний о традиции дарить пасхальные
открытки, не знают о ее духовном значении. Взрослые также редко используют
открытки, заменяя их электронными средствами связи, хотя понимают, как важно
дарить к праздникам обычные бумажные открытки.
6. Практическая
работа: изготовление пасхальной открытки своими руками.
Открытки, изготовленные и подписанные своими руками, всегда особенно радуют, потому
что они сделаны с душой именно для тебя. Я тоже люблю делать открытки своими
руками. К празднику Пасха я изготовила своими руками поздравительную пасхальную
открытку для своей семьи. Для изготовления открытки я выбрала технику
«квиллинг» и аппликацию.
Моя открытка всем очень понравилась. Я думаю, что все ребята могут мастерить
такие открытки, чтобы порадовать ими в этот святой праздник своих родных.
Заключение
Изучив в ходе
исследования книги и ресурсы сети Интернет, я узнала много интересного из
истории открыток, в том числе пасхальных. Среди множества видов открыток их
можно назвать самыми первыми и самыми важными, потому что посвящены главному
православному празднику – Воскресению Христа. К сожалению, никто из знакомых
ребят не дарят их к этому светлому празднику, но моё выступление и
изготовленная своими руками открытка вызвали у них интерес. Я надеюсь, что в
следующем году они поздравят с Пасхой своих родных открытками.
Мне было очень
интересно посмотреть на открытку 1915 года в музее истории г.Йошкар-Олы, потому
что таких старинных открыток я не видела. Интересно было бы побывать на
выставке дореволюционных пасхальных открыток, так как они являются сейчас
редкостью. Я рассмотрела их на электронных ресурсах сети Интернет, сравнила с
современными пасхальными открытками и пришла к выводу о том, что несмотря на
время и старые, и современные пасхальные открытки имеют одинаковые сюжеты.
Пасхальная открытка
долгое время была запрещена в России. Приятно, что сейчас пасхальная открытка
как неотъемлемый символ светлой Пасхи снова возвращается в нашу жизнь. Над их
созданием работают не только известные, но и молодые, заинтересованные в этом
деле художники. Меня удивило, что рисованием пасхальных открыток занимались такие
знаменитые иллюстраторы, как И.Билибин.
Цель достигнута,
задачи решены, но гипотеза не подтвердилась.
Пусть
и сейчас, как в старые добрые времена, разлетаются пасхальные открытки, словно
весенние птицы по всей святой Руси, неся пасхальную радость: «Христос
Воскресе!» и передают сердцам людей ликование о Воскрешении Христа, любовь друг
к другу, вселяют надежду и добрые чувства.
Список
использованных источников
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Открытка
2.
http://drevodelatel.ru История русской
пасхальной открытки
3.
http://ricolor.org/history/rt/pn/pasha/o_pr/otkr/.
Из истории пасхальной открытки
4.
https://card-term.ucoz.com/publ/alfavit/p/paskha/19-1-0-642.
Живая Филокартическая энциклопедия.
5.
https://www.pravmir.ru.
Священники и прихожане стали героями пасхальных открыток.
6.
https://www.culture.ru. «Сердце сердцу весть подает».
Приложение 1
Открытки с видами Царевококшайска в музее истории г.Йошкар-Олы
Приложение 2
Принцесса Евгения Максимилиановна
Ольденбургская
Приложение 3
Игра «Катание яиц»
Суть игры сводилась к тому, чтобы
скатить яйцо с лотка и ударить им другое — из тех, что уже лежали внизу; когда
это удавалось, человек брал себе яйцо с земли. Некоторые наиболее удачливые игроки
за несколько пасхальных дней выигрывали не один десяток яиц. Катание яиц
продолжалось в течение всей Светлой недели, а иногда и дольше, вплоть до
Вознесения.
Приложение 4
Анкета для детей
1.
Назови свои любимые праздники.
2.
С какими праздниками ты чаще всего
поздравляешь окружающих?
3.
Как ты это делаешь?
4.
К какому празднику ты чаще всего даришь
открытку?
Анкета для родителей
1.
Каким способом Вы обычно поздравляете
окружающих с праздником?
2.
Считаете ли Вы важной традицию дарить к
праздникам открытки?
24.04.2017
История пасхальной открытки в России
«Рождение» почтовой открытки
«Днем рождения» отечественной почтовой открытки принято считать 12 июня 1871 года, когда министром внутренних дел Российской империи по примеру некоторых европейских стран были утверждены «Временные постановления по почтовой части», которые узаконивали введение открытых писем. Первые открытые письма представляли собой почтовые карточки, на которых размещались только адрес получателя и текст обращения отправителя. Место для изображения на них не предусматривалось.
Первые иллюстрированные открытки в России появились в 1894-1895 годах. А в 1898-м появились и первые благотворительные открытые письма, изданные Общиной Св. Евгении Петербургского попечительного комитета о сестрах милосердия Красного Креста. Это были именно пасхальные благотворительные открытки, средства от продажи которых направлялись на помощь сестрам милосердия. В качестве иллюстратора председательница комитета Е.Ф. Джунковская пригласила известного художника Николая Каразина. Он безвозмездно создал четыре пасхальных сюжета акварелью: «Пахарь», «У часовни», «Тройка летом», «Весна». Впоследствии Община Св. Евгении стала одним из самых крупных производителей почтовых открыток в Российской империи.
Внешний вид первых иллюстрированных открыток сильно отличался от современных: одна из сторон полностью отводилась под адрес, на другой же, где размещалось изображение, было принято писать текст письма. Однако отведенного места было явно недостаточно, и отправителям часто приходилось писать поверх рисунка. Чтобы исправить ситуацию, в 1904 году почтовые правила изменили. Теперь под изображение стали выделять целую сторону открытки, оборотная же сторона делилась пополам: слева писался текст сообщения, справа указывался адрес получателя.
С 1904 года поздравительная открытка начала быстро набирать популярность. Следующие 13 лет, вплоть до революционных событий 1917 года, наблюдался настоящий бум поздравительных открыток, в том числе и пасхальных. Спрос на них в нашей стране рос настолько быстро, что издательства не справлялись с производством необходимого их количества. Пришлось часть производства перенести в Европу и дать специальное разрешение на использование католических и лютеранских пасхальных сюжетов с надпечаткой «Христос воскресе!» специально для российского покупателя.
Пасхальная открытка или произведение искусства?
До революции многие знаменитые отечественные художники считали иллюстрирование открыток делом престижным и с удовольствием посвящали этому время. Сегодня сохранились открытки с иллюстрациями Ивана Билибина, Елизаветы Бëм, Михаила Моторина, Александра Бенуа, Федота Сычкова, графика-орнаменталиста и иконописца Бориса Зворыкина, художника-дизайнера Льва Бакста, пейзажиста Михаила Гермашева, художника-графика Георгия Нарбута и многих других. Такие изображения можно по праву считать тиражированными авторскими произведениями: их небольшой тираж (2-3 тысячи экземпляров) позволял контролировать и поддерживать очень высокое качество печати.
Что изображалось на пасхальных открытках?
Сюжеты пасхальной открытки были самыми разнообразными. Популярностью пользовались открытки с изображением одного или нескольких пасхальных яиц, часто украшенных изысканными орнаментами.
Распространены были открытки с композициями из пасхальных атрибутов, таких как верба, пасха, кулич.
Отдельным направлением можно считать сюжетные открытки и открытки, изображавшие целые сцены из городской или деревенской жизни. Среди самых известных сюжетов назовем подготовку к Пасхе (например, процесс крашения яиц) ; непосредственно празднование Пасхи: традиционное пасхальное целование, пасхальную трапезу; пасхальные гуляния и игры, такие как катание яиц и многие другие.
Особое место в иллюстрировании пасхальной открытке уделялось сценам церковного пасхального богослужения, таким как заутреня, крестный ход, освящение куличей и пасох и другим.
Издания за рубежом, печатавшие открытки для России, например, парижское издательство Ильи Лапина издание в Париже, иногда позволяли себе отступить от привычных для россиян сюжетов и включали в композицию открытки светские, иногда несколько гламурные, образы, более присущие европейской традиции.
На большинстве старинных открыток изображались современные началу ХХ века сюжеты. Однако некоторые иллюстрации как бы переносили нас в Россию XV-XVIII веков, описывали пасхальные традиции того времени. На них можно увидеть празднующих Пасху простых людей и даже исторические события, разворачивавшиеся при царском дворе, например, прибытие послов или христосование царя с патриархом. Подобные открытки имеют большую историческую ценность: по ним можно воспроизвести особенности костюма, традиции и обычаи прошлых лет.
При создании пасхальной открытки применялись разные техники выполнения изображения и разные виды отделки. Например, пользовались популярностью цветная графика на берлинских изданиях Ольги Дьяковой, орнаменты, тиснение.
Не скупились на фантазию художники, придумывая надписи к пасхальным открыткам. Наряду с традиционным поздравлением «Христос воскресе!», на карточках можно было прочитать поучительные наставления («В будни поработаем – в праздник погуляем!» (Елизавета Бëм), «Где кулич и тесто, там и наше место»), народные пословицы («Дорого яичко ко Христову дню», «К праздничку Христову. Не конь везет, а Бог несет!») и даже пасхальные стихи («Кулич-город» И. Билибина, «Весна идет, полна чудес – Христос воскрес! Христос воскрес!»).
Благотворительные открытки в годы Первой мировой войны
В Первую мировую войну увеличился выпуск благотворительных пасхальных открыток. Средства от их продажи шли на нужды фронта, помощь раненым и т.д. Такие открытки поднимали патриотический дух солдат. Основными сюжетами были: раздача пасхальных подарков на боевых позициях или различные сцены в госпитале. На них можно увидеть, например, сестер милосердия вместе с ранеными за молитвой или разделяющих пасхальную трапезу и даже визит Императрицы Александры Федоровны с Наследником Цесаревичем Алексеем в госпиталь. На некоторых открытках вместо рисунков помещались фотографии, являющиеся документальными свидетельствами событий тех лет.
Традиция пасхальной открытки продолжается и в советский период
15 апреля 1917 года Пасха в стране праздновалась с прежним широким размахом, однако февральские революционные события не могли не отразиться на сюжетах пасхальной открытки. Наряду с пасхальной атрибутикой на них появились лозунги «Свобода России», «Да здравствует Республика!» и др.
С 1918 году было запрещено издавать открытки религиозного содержания, в том числе и пасхальные. Но это не означало, что верующие перестали поздравлять друг друга. Для этого они использовали светские открытки, на оборотной стороне которых писали поздравление со Светлой Пасхой. Такие поздравительные надписи встречаются даже на первомайских открытках послевоенной поры.
Поздравительные открытки снова приобрели важное значение в годы Второй мировой войны: они поддерживали дух бойцов. Поэтому производство открыток увеличилось. Возросла и роль церкви в жизни страны. В пасхальные праздники на открытках военного периода кроме поздравлений с Пасхой появлялись надписи, где солдаты благодарили Господа за то, что остались живы.
В послевоенные годы наладилось производство самодельных, кустарных открыток. Они продавались «из под полы» в электричках и на рынках. Эти черно-белые, раскрашенные яркими анилиновыми красками карточки производились на обычной фотобумаге. Их сюжеты отчасти «вторили» некоторым дореволюционным открыткам. Как правило, это были сюжеты с целованием и пасхальные атрибуты.
Традиция поздравления с Пасхой продолжалась и в эмиграции. Русские издания в Европе и США (например, издательство А. Еременко (A. Yeremenko) в Нью-Йорке) выпускали пасхальные открытки как с оригинальными сюжетами, так и с репродукциями пасхальных изображений известных русских художников.
Пасхальная открытка в наши дни
«Возрождение» производства пасхальных открыток пришлось на конец 1980-х годов. Как и прежде, на их изображениях можно встретить праздничную атрибутику (куличи, пасхи, крашеные яйца), виды храмов и монастырей. Появилось отдельное направление – репродуцирование старинных пасхальных открыток дореволюционных времен.
В послесоветский период на пасхальных открытках стали появляться новые сюжеты и атрибуты. Например, на современных открытках распространено изображение Спасителя. Как атрибут пасхальной открытки появилась – матрешка. Некоторые открытки, тоже предназначенные для пасхальных поздравлений, — это абстрактные изображения, которые не содержат никакой пасхальной атрибутики вовсе. Сегодня, когда компьютерной графикой и печатью можно заниматься даже дома, все большую популярность приобретают самодельные пасхальные открытки.