Традиция дарить открытки существует уже довольно давно. Таким образом, люди пытаются передать то, что сложно сказать словами или банально нет такой возможности. Открытки могут кардинально отличаться по своему назначению и нести различные посылы по глубине и содержанию. Многие не представляют поздравления без этого важного аксессуара. Далеко не все люди могут похвастаться ораторскими способностями, поэтому открытка с тёплыми словами может прийтись очень кстати. Ведь её человек также выбирает, соотнося свои эмоции с текстом.
Приятные мерцающие открытки в электронном формате могут поднять настроение сутра. Они не обязательно должны быть напечатанными. Электронный формат способен порадовать не меньше, главное достаточно времени уделить поиску подходящего варианта. Благо с предложением проблем нет. При желании можно создать открытку самостоятельно. Инструментов для этого более чем достаточно.
Открытки реализуются в широком доступе и огромном ассортименте. Они нужны для того чтобы дарить людям положительные эмоции и радость. С этой задачей они справляются великолепно. Такой вариант поздравления смело можно назвать бюджетным. Традиция поздравлять открытками тянется ещё из глубокой древности. Многим больше нравиться читать о чувствах, а не слышать слова, которые произносятся дрожащими губами и невпопад.
Открытка – это самый простой способ сказать «о главном». Иногда достаточно одного слова, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Когда люди находятся в ссоре, то им бывает непросто признать свою вину, но при этом отстоять позицию. Открытка выступает в роли компромисса, который не затрагивает гордости, но помогает нивелировать конфликт.
Получить бумажное изделия с тёплыми словами будет приятно всем без исключения. Радует само понимание того, что человек постарался и отправил таковую, проявив внимание и заботу. Открытка может быть украшена рисунком в тему, рассказывать о чувствах или иметь юмористический подтекст, выполненной вручную или отличаться простотой. Традиция поздравлять людей с её помощью вряд ли в ближайшее время станет пережитком прошлого, поскольку такой подход импонирует большинству.
18+
КАК ПОЯВИЛАСЬ ТРАДИЦИЯ ДАРИТЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОТКРЫТКИ В РОССИИ?
Отвечает Мария Соловьева, кандидат филологических наук, автор портала «Культура.РФ»
КАК ПОЯВИЛАСЬ ТРАДИЦИЯ ДАРИТЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОТКРЫТКИ В РОССИИ?
Отвечает Мария Соловьева, кандидат филологических наук, автор портала «Культура.РФ»
В России XIX века открытки назывались «открытыми письмами».
Обычай дарить праздничные открытки пришел в Россию из Европы во второй половине XIX века. Однако похожий ритуал существовал и раньше: считается, что традиция отправлять открытку началась с визитных карточек. В то время на них помещали не только личные данные владельца, но и рисунки.
Например, на визитке Александра Суворова была изображена охота на диких кабанов. Другим предком современной рождественской открытки можно считать популярные в народе лубочные картинки, посвященные традиционным зимним развлечениям.
Первую рождественскую открытку в 1843 году заказал чиновник сэр Генри Коул. Он понял, что ему тяжело самому готовить поздравительные письма многочисленным друзьям и родственникам, и обратился к художнику Джону Хорсли. Хорсли создал несколько одинаковых карточек с изображением семьи Коулов за праздничным ужином. Вскоре эта идея стала популярной по всей Европе, и подобные открытки стали печатать тысячными тиражами. Кстати, одну из сохранившихся карточек первой партии 1843 года продали в 2001 году на аукционе за 22 500 фунтов стерлингов — это почти 2 миллиона рублей.
В России XIX века открытки назывались «открытыми письмами». Их отправляли по почте знакомым и дальним родственникам. Интересно, что по почтовым правилам на обороте карточки ничего, кроме адреса, писать было нельзя, поэтому текст поздравления умещали на лицевой стороне, рядом с иллюстрацией. Этот запрет был снят только в 1904 году.
Поначалу в нашу страну привозили иностранные карточки, а первые отечественные открытки с изображением Санкт-Петербурга, Москвы и других российских городов были напечатаны в 1895 году.
По одной из версий исследователей, автором первой рождественской открытки в России был художник Федор Беренштам. Вначале на карточках изображали христианские сюжеты, зимние пейзажи и детские подвижные игры. В создании дореволюционных карточек принимали участие известные художники: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Маковский и Николай Рерих. Одним из самых популярных оформителей открыток была иллюстратор Елизавета Бём.
Отправка рождественских открыток быстро стала модным увлечением: их посылали не только дальним родственникам, которых не могли поздравить лично, но и близким друзьям, и даже соседям.
После Октябрьской революции празднование Рождества и Нового года было запрещено, и традиция обмена открытками временно прекратилась. Вторую жизнь этот обычай получил во время Великой Отечественной войны. В то время поздравительные карточки были патриотичны: на них помещали фотографии героев, подписи «Новогодний привет с фронта!», «Папе на фронт!», встречались даже изображения Деда Мороза с автоматом в руках.
В советское время список дел у главного новогоднего волшебника расширился: он летал в космос, управлял автомобилем, занимался фотографией, работал на ЭВМ. Вместе с Дедом Морозом на рисунках изображали Снегурочку и лесных животных. Рождественская же тема вернулась на открытки лишь в начале 1990-х годов.
Обычай дарить праздничные открытки пришел в Россию из Европы во второй половине XIX века. Однако похожий ритуал существовал и раньше: считается, что традиция отправлять открытку началась с визитных карточек. В то время на них помещали не только личные данные владельца, но и рисунки.
Например, на визитке Александра Суворова была изображена охота на диких кабанов. Другим предком современной рождественской открытки можно считать популярные в народе лубочные картинки, посвященные традиционным зимним развлечениям.
Первую рождественскую открытку в 1843 году заказал чиновник сэр Генри Коул. Он понял, что ему тяжело самому готовить поздравительные письма многочисленным друзьям и родственникам, и обратился к художнику Джону Хорсли. Хорсли создал несколько одинаковых карточек с изображением семьи Коулов за праздничным ужином. Вскоре эта идея стала популярной по всей Европе, и подобные открытки стали печатать тысячными тиражами. Кстати, одну из сохранившихся карточек первой партии 1843 года продали в 2001 году на аукционе за 22 500 фунтов стерлингов — это почти 2 миллиона рублей.
В России XIX века открытки назывались «открытыми письмами». Их отправляли по почте знакомым и дальним родственникам. Интересно, что по почтовым правилам на обороте карточки ничего, кроме адреса, писать было нельзя, поэтому текст поздравления умещали на лицевой стороне, рядом с иллюстрацией. Этот запрет был снят только в 1904 году.
Поначалу в нашу страну привозили иностранные карточки, а первые отечественные открытки с изображением Санкт-Петербурга, Москвы и других российских городов были напечатаны в 1895 году.
По одной из версий исследователей, автором первой рождественской открытки в России был художник Федор Беренштам. Вначале на карточках изображали христианские сюжеты, зимние пейзажи и детские подвижные игры. В создании дореволюционных карточек принимали участие известные художники: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Маковский и Николай Рерих. Одним из самых популярных оформителей открыток была иллюстратор Елизавета Бём.
Отправка рождественских открыток быстро стала модным увлечением: их посылали не только дальним родственникам, которых не могли поздравить лично, но и близким друзьям, и даже соседям.
После Октябрьской революции празднование Рождества и Нового года было запрещено, и традиция обмена открытками временно прекратилась. Вторую жизнь этот обычай получил во время Великой Отечественной войны. В то время поздравительные карточки были патриотичны: на них помещали фотографии героев, подписи «Новогодний привет с фронта!», «Папе на фронт!», встречались даже изображения Деда Мороза с автоматом в руках.
В советское время список дел у главного новогоднего волшебника расширился: он летал в космос, управлял автомобилем, занимался фотографией, работал на ЭВМ. Вместе с Дедом Морозом на рисунках изображали Снегурочку и лесных животных. Рождественская же тема вернулась на открытки лишь в начале 1990-х годов.
Л. Зайцев. Новогодняя открытка. 1977 год
Кировский историко-краеведческий музей с мемориалом С.М. Кирова и выставочным залом, Киров
А. Бойков. Новогодняя открытка. 1975 год
Кировский историко-краеведческий музей с мемориалом С.М. Кирова и выставочным залом, Киров
И. Дергилев. Новогодняя открытка. 1975 год
Кировский историко-краеведческий музей с мемориалом С.М. Кирова и выставочным залом, Киров
К. Рудов. Новогодняя открытка. 1974 год
Кировский историко-краеведческий музей с мемориалом С.М. Кирова и выставочным залом, Киров
Б. Пармеев. Новогодняя открытка. 1974 год
Кировский историко-краеведческий музей с мемориалом С.М. Кирова и выставочным залом, Киров
С. Горлищев. Новогодняя открытка. 1978 год
Кировский историко-краеведческий музей с мемориалом С.М. Кирова и выставочным залом, Киров
С. Комарова. Новогодняя открытка. 1981 год
Хабарский историко-краеведческий музей, Хабары, Алтайский край
В. Зарубин. Новогодняя открытка. 1986 год
Хабарский историко-краеведческий музей, Хабары, Алтайский край
Л.С. Самойлов, Б.Н. Тимофеев. Новогодняя открытка. 1943 год
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Б.И. Пророков. Новогодняя открытка. 1942 год
Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Долгое время отрытки были важной составляющей любого праздника. И даже через годы достаточно было взглянуть на красочные картинки, чтобы воскресить в памяти давно забытый день рождения, свадьбу. А уж новогодняя открытка и сейчас дарит каждому, кто ее получил, чудесное ощущение сказки и детства.
Как все начиналось
«Прапрабабушкой рождественской открытки считают средневековую гравюру с изображением христианских мотивов, — рассказывает, пожалуй, самый известный пензенский коллекционер открыток Борис Москалев. — Гравюры продавали в церквях и соборах по немалой цене. Через некоторое время на них стали рисовать уже самые разные сюжеты, а еще позже их начали использовать как пригласительные билеты на различные торжества. И, тем не менее, считается, будто обычай дарить открытки на Рождество возник в старой, доброй Англии. Собственно первую новогоднюю открытку действительно нарисовал английский художник Добсон в 1794 году. На карточке, которую он презентовал своему другу, был выписан зимний пейзаж и семейная сценка возле елки. Товарищу художника это пришлось настолько по душе, что годом позже он попросил друга отлитографировать несколько десятков подобных открыток и послал их по почте знакомым в виде рождественского подарка».
Однако первую серийную открытку на туманном Альбионе выпустили лишь в 1840 году. Именно тогда государственный чиновник Генри Коул, водивший дружбу с принцем Альбертом, супругом королевы Виктории, придумал для своих близких оригинальное поздравление — рождественскую открытку с рисунками. В центре была изображена семья Генри Коула, трапезничавшая за столом, а по краям — картинки, призванные напоминать окружающим о милосердии и сострадании этого добропорядочного английского семейства. Изображение венчала подпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!»
Открытка произвела фурор! Это натолкнуло семейство на мысль поставить дело на коммерческую основу.
Больше, чем картинка
«В нашу страну привозили готовые открытки без надписи, поздравления писали каллиграфы, поэтому такая открытка стоила немалые деньги, — продолжает рассказ Борис Васильевич. — Только в 1874 году был учрежден Всемирный почтовый союз, установивший международный стандартный размер открытки 9×14 см. Но только не в России, где карточки сразу же стали произведением искусства, которое, как известно, границ не ведает.
Открытки украшали засушенными цветами, бисером, блестками из борной кислоты, которые выглядели словно настоящий снег, и даже ароматизировали. Среди сюжетов преобладали гадания и обряды, бескрайние хвойные и еловые леса, заснеженные избушки, златоглавые соборы, Дед Мороз и Снегурочка, веселые детишки, и, конечно же, прекрасные ангелы».
Но октябрь 1917 года внес серьезные коррективы в полюбившуюся традицию. Чего уж говорить про открытки, если даже елки велено было считать чуждой народу забавой. И только в середине 1930-х празднование Нового года со всеми его атрибутами начало возрождаться.
В декабре 1941 года издательство «Искусство» выпустило специальные открытки для посылки на фронт. Вместо обычных пожеланий на них было написано: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!», «С Новым годом, товарищи бойцы, командиры и политработники!» Художники и печатники работали только с двумя цветами – красным и черным, чтобы ускорить процесс печати, а на картинках рисовались танки, пушки и портреты героев гражданской войны.
«1960-1990-е годы – настоящий расцвет новогодней открытки, — листает свои альбомы Борис Москалев. — Вместе с уже привычными сюжетами, на них начали появляться и современные темы: освоение космоса, развитие техники. Дед Мороз вез свои подарки на самолете или ракете».
Сегодня в любом киоске или магазине продают уйму самых разнообразных новогодних и рождественских открыток. Но такого ажиотажа, как четверть века назад, уже нет. Жаль, потому что наверняка у каждого из нас есть родные и друзья, кому даже такой скромный знак внимания будет очень дорог.
Почему мы дарим открытки на праздники?
Я храню все открытки, которые мне когда-то дарили. А вы? У меня уже несколько коробок воспоминаний. Перебираю и перечитываю открытки примерно раз в год. Давно уже поняла, что это мой личный способ нажать время на паузу и вспомнить старые праздники.
Кстати, вы знаете, в какой стране появилась традиция дарить друг другу открытки? Еще 2000 лет назад в Китае люди оставляли карточки с именем человека, к которому пришли в гости, но не застали его дома. Делали это обычно в первый день после празднования Нового года.
Первая настоящая открытка была подарена в 1840 году в Англии. Додумался до этого человек по имени Генри Коул — он попросил своего знакомого художника нарисовать эскиз рождественской открытки. Именно с этого эскиза в Лондоне напечатали первую партию новогодних открыток.
В России мода на открытки появилась в 1870-х годах. Красочные карточки привезли купцы из Англии и Германии. Традиция дарить и отправлять открытки по почте в нашей стране сложилась в начале ХХ века. И как же хочется, чтобы эта традиция жила вечно
История новогодней открытки довольно содержательна. Как создавалась традиция дарить открытки – в материале BaigeNews.kz.
Сегодня коллекционеры всех стран охотятся за старыми новогодними открытками. По таким открыткам можно изучать историю. Если говорить о постсоветском пространстве, то фаворитами считаются открытки издательства Общины святой Евгении, авторами которой являются Агнесса Линдеман, Александр Бенуа, Иван Билибин и Елизавета Бем. Также большую ценность представляют открытки издательства Алексея Крученых и издательства «Галилея». Но и открытка из Казахстана вошла в топ, её назвали пределом мечтаний коллекционера» на сайте «Домашний музей». На открытке два Деда Мороза – русский и казахский – пьют чай из самовара. Цена открытки без конверта – от 11 000 российских рублей (55 000 тенге), а если в комплекте с карточкой идёт чистый конверт, то стоимость набора возрастает до 30 000 российских рублей (150 000 тенге). Правда, не сообщается, кто автор сей открытки. Но подчерк узнаваем — советский художник Зарубин Владимир Иванович, автор множества советских открыток, которые мы любим и помним. За 30 лет работы в свет вышло более 1,5 миллиарда открыток и конвертов с его рисунками.
Фото: bibliotekapokrovskaya.ru
Как появилась открытка
Обычай дарить праздничные открытки пришёл в Россию из Европы во второй половине XIX века.
Считается, что первая рождественская открытка появилась в Англии в 1843 году. По просьбе государственного чиновника сэра Генри Коула художник Джон Хорсли изобразил на ней его семью за праздничным столом. По бокам от семейства Коул живописец нарисовал две сценки милосердия, а в центре расположил надпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!» Открытка стала настолько популярной, что с неё отпечатали около тысячи экземпляров. Кстати, одну из сохранившихся карточек первой партии 1843 года продали в 2001 году на аукционе за 22 500 фунтов стерлингов (свыше 13 миллионов тенге).
А спустя 20 лет начался их массовый выпуск.
Но есть и другое повествование о происхождении открытки. По этой версии традиция зародилась в Китае. Кусочки рисовой бумаги с изящным рисунком и указанием имени человека, нанёсшего визит хозяину дома, но не заставшего его на месте. Потом на них стали писать надписи, сопровождающие новогодние подарки, а затем — и поздравления. Древние китайцы желали друг другу, как и мы сегодня — счастья, здоровья, долголетия и благополучия.
До европейской открытки похожий ритуал существовал и в России.Считается, что традиция отправлять открытку началась с визитных карточек. В то время на них помещали не только личные данные владельца, но и рисунки.
Например, на визитке Александра Суворова была изображена охота на диких кабанов. Другим предком современной рождественской открытки можно считать популярные в народе лубочные картинки, посвященные традиционным зимним развлечениям. Потом эта идея стала популярной по всей Европе, и подобные открытки стали печатать тысячными тиражами. В России XIX века открытки назывались «открытыми письмами». Их отправляли по почте знакомым и дальним родственникам. Интересно, что по почтовым правилам на обороте карточки ничего, кроме адреса, писать было нельзя, поэтому текст поздравления умещали на лицевой стороне, рядом с иллюстрацией. Этот запрет был снят только в 1904 году.
Но в России хождение открыток ещё не было популярно в те годы.
Иллюстрированные карточки, вошедшие в моду за границей в конце XIX века, приобрели популярность чуть позже и в России. Первые открытки привозили из-за рубежа купцы, а тексты поздравлений писали каллиграфы. Затем книжные лавки стали заказывать печать крупных партий открыток, преимущественно в Германии. Из-за расходов на доставку и нанесения надписей их продавали за немалые деньги. Активная отправка открыток началась с 1894 года, после подписания министром внутренних дел соответствующего распоряжения. Именно в это время появилась возможность пересылать открытки, выпущенные не только почтовым ведомством, но и частными издателями. Из всех государств Всемирного почтового союза только Россия не стала ограничивать простор для творчества художников общепризнанным стандартом открыток — 9 на 14 сантиметров.
Фото: kartinki.pics
«Открытки посылались и получались кипами. Посылались на соседнюю улицу, в ближайший город и дальнюю деревеньку. Новая мода на почтовые поздравления охватила всех: писали подчинённые начальникам, прислуга господам, гимназисты друг другу, рабочие и мастеровые в деревню родителям и т. д. Открытки выбирались по своему вкусу или согласно пристрастиям адресата. Почта была крайне аккуратна: из Москвы в Петербург отправление шло два дня, из Варшавы в Москву — три дня, из Петербурга в Тифлис — три-четыре…», — говорит Мария Чапкина, автор альбома «Русская рождественская и новогодняя открытка 1898–1918».
Первые отечественные открытки с изображением Санкт-Петербурга, Москвы и других российских городов были напечатаны в 1895 году.
По другой версии первую рождественскую открытку нарисовал знаменитый художник Николай Каразин в 1872 году. По другой, она вышла в наборе из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. Комплект выпустил Петербургский попечительный комитет о сёстрах Красного Креста (Община святой Евгении) в качестве благотворительной акции для нужд больницы. Первой открыткой в серии стала «Сердце сердцу весть подаёт», выполненная известным мастером силуэтного рисунка Елизаветой Бём. Она была одним из самых популярных оформителей открыток в то время.
В набор также вошли: «Мальчик» Елизаветы Бем, «Церковь» Михаила Виллие, «У пристани на Неве» Эмиля Визелеля, «Голова старушки» Константина Маковского, «Запорожец» Ильи Репина, «В саду» Елены Самокиш-Судковской, «Головка» Валерия Овсянникова, «Охотник на коне» Николая Самокиша и «Головка боярышни» Сергея Соломко. Открытки, выпущенные тиражом 10 тысяч экземпляров, моментально раскупили, и тираж был издан повторно.
Ещё по одной из версий исследователей, автором первой рождественской открытки в России был художник Федор Беренштам.
Фото: kartinki.pics
Христианские сюжеты
Вначале на карточках изображали христианские сюжеты, зимние пейзажи и детские подвижные игры. В создании дореволюционных карточек принимали участие известные художники: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Маковский и Николай Рерих.
Отправка рождественских открыток быстро стала модным увлечением: их посылали не только дальним родственникам, которых не могли поздравить лично, но и близким друзьям, и даже соседям.
Фото: kartinki.pics
По старому стилю Рождество в России отмечали 25 декабря, поэтому в скором времени дарить поздравительные открытки стали и в честь новогоднего праздника. В каталогах издательств дореволюционной России перечислялось множество видов открыток: «блестящая эмаль», «глянцевые», «бромосеребряные», «плюшевые», «рельефные изящной работы», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». Их не только выпускали типографским способом, но и расписывали фотографии вручную. Очень скоро российские открытки стали не только не уступать заграничным, но и превосходить их художественностью изображений и качеством исполнения.
В дореволюционной России поздравительные открытки приравнивали к произведениям искусства, их не только вставляли в специальные альбомы, но и украшали ими интерьер.
Самыми популярными иллюстрациями открыток стали заснеженные леса и деревенские домики, золотые купола церквей и ангелы, семейные сценки. Дед Мороз со Снегурочкой на тройках лошадей появился позже и тоже стал популярен.
Фото: kartinki.pics
Привет с фронта
Выпуск открыток прекратили полностью после 1917 года, потому что советская власть сочла их элементом быта буржуазного общества. Но за 45 лет обычай дарить открытки настолько прижился, что вместо них стали использовать любые другие иллюстрации.
После Октябрьской революции празднование Рождества и Нового года было запрещено, и традиция обмена открытками временно прекратилась. Вторую жизнь этот обычай получил во время Великой Отечественной войны. В то время поздравительные карточки были патриотичны: на них помещали фотографии героев, подписи «Новогодний привет с фронта!», «Папе на фронт!», встречались даже изображения Деда Мороза с автоматом в руках.
О появлении первых советских открыток бытуют две версии. По одним источникам, они были изданы ограниченным тиражом к новому, 1942 году. Другие утверждают, что партийное руководство страны решило наладить массовый выпуск идеологически соответствующих открыток ближе к 50-м годам. На большинстве из них стали изображать кремлёвские башни, Деда Мороза, Снегурочку и надпись «С Новым годом!».
Фото: bibliotekapokrovskaya.ru
«На открытках советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он — железнодорожник на БАМе, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту и прочее. Руки у него постоянно заняты делом — возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несёт мешок с подарками…», — говорит коллекционер открыток Евгений Иванов.
Самым известным художником новогодних открыток стал Владимир Иванович Зарубин, создавший множество рисунков на самые разные темы, в том числе новогодние. Журналисты прозвали его «самый добрый художник». Узнаваемая манера и стиль принесли Зарубину признание, и его открытки с удовольствием покупали и дарили друг другу.
Фото: bibliotekapokrovskaya.ru
Казахстанская открытка
Ещё в дореволюционном Верном доморощенные открытки выпускало и продавало знаменитое фотоателье «Лейбин и сыновья», их издавало знаменитое московское издательство «Шерер, Набгольц и Ко». Особенно широкое распространение получили казахстанские открытки с открытием в 1907 году Н. А. Тарнецким Варшавского представительства Всемирного почтового Союза.
История казахстанской открытки идёт в ногу с историей открытки российской империи.
Сегодня пределом мечтаний коллекционера является новогодняя открытка из Казахстана, на которой два Деда Мороза – русский и казахский – пьют чай из самовара.
Фото: homemuseum.ru
Огромный ассортимент красочных открыток на полках киосков радовал и привлекал советских граждан. Качество печати, в те годы уступавшее заграничным издателям, с лихвой окупалось высокопрофессиональной работой художников, а также выбором оригинальных стилей и сюжетов.
Эволюционный этап в производстве открыток начался в 90-е годы с появлением специализированных издательств по их производству и продолжается до сих пор. Сегодня в магазинах Казахстана можно найти открытки на любой вкус. Наиболее популярные и дорогие сегодня сделаны в стиле handmade.
Автор: Наталья Бойко, АПН