Тема. Познавательные
сведения об открытке. Изготовление открытки.
Цель: обучающиеся сформируют навыки
работы с бумагой и картоном, научатся делать открытку.
Задачи.
Образовательные: —
закреплять навыки обработки бумаги и картона (резание ножницами,
сгибание, разметка); —
формировать умение правильно распределять мышечное усилие при выполнении
разрезов по длинной прямой линии и по
кругу;
—
формировать представление о бумаге и картоне как о поделочных материалах;
— формировать
представление об открытке;
— закреплять
знание геометрических фигур, сравнивать и устанавливать сходство и различие
этих фигур;
— закреплять навыки работы с шаблонами, их геометрическими формами, закрепление
правил обведения шаблонов геометрических фигур, правильной (экономной) разметке
шаблонов на бумаге; —
формировать навыки понимания и чтения изобразительно – графического плана; Развивающие:
—развивать умение анализировать объект с опорой на образец и по вопросам
учителя;
— развивать
память, комментирующую речь. Воспитательные:
— способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты,
взаимовыручки, ответственности за свои
поступки.
Коррекционные:
— развивать артикуляционный
аппарат; —
развивать мелкую моторику рук: дифференциацию движений пальцев, мышечного
усилия, координацию движения рук;
—
корректировать восприятие пространства (наверху, внизу, слева,
справа); Оборудование:
презентация к уроку, образец изделия выполненный учителем, таблица
последовательного выполнения изделия, рисунок поезда, карта, индивидуальные
задания, бумага, картон, шаблоны, простой карандаш, ножницы, клей, кисточка, цветной
картон, учебник. Словарь:
открытка
Ход урока.
I.
Организационный момент.
Цель:
организовать, заинтересовать, настроить детей на работу на уроке.
Подготовка
и организация рабочего места.
—
Сегодня на уроке мы снова окажемся в творческой мастерской. Прежде чем
попасть в мастерскую, нам предстоит совершить небольшое путешествие. Перед вами
на доске размещена карта будущего путешествия. В ходе урока мы будем попадать
на разные станции, где вас ожидают новые открытия и интересные дела. А на чём
нам предстоит путешествовать, отгадайте?
Далеко-далеко,
По железному пути,
Может этот молодец
Весь посёлок увезти. (Поезд.)
На
доске появляется картинка с изображением поезда.
—
Первый пункт нашего путешествия — станция «Организационная». (Слайд 2).
(Во
время путешествия учитель прикрепляет изображение поезда на нужный пункт на
карте.)
—
Проверяем готовность к уроку. Посмотрите, правильно организованно ваше рабочее
место, всё ли готово для работы в творческой мастерской. Отгадайте загадки и
скажите, что нам понадобится для работы.
Много делать мы умеем: Стричь, кроить и вырезать. Не играйте с нами, дети: Можем больно наказать! (ножницы |
Разноцветные листы, Вырезай и клей их ты. Аппликации, картинки, Серебристые снежинки. Можешь сотворить и флаги Из листов… (цветной бумаги) |
Всех Белый и |
Нарисует он картину |
Чтобы два листа скрепить, Ты его не пожалей, Нужно на листок налить Липкий канцелярский… (клей) |
—
Итак, для работы нам понадобятся картон, цветная бумага, клей, ножницы,
карандаш, и шаблоны. (Слайд 3). Все принадлежности надо разложить перед
собой так, чтобы ими было удобно пользоваться. Разложите материалы – слева, а
рабочие инструменты – справа.
—
Какие материалы мы положим слева? (бумага, картон).
—
Какие инструменты мы положим справа? (ножницы, линейка, кисточка, клей, карандаш).
II.
Актуализация опорных знаний.
Цель:
выявить и закрепить знания техники безопасной работы с материалами и
инструментами.
Повторение правил техники безопасности.
—
Следующий пункт путешествия — станция «Безопасность». (Слайд 4).
—
Для изготовления поделки нам понадобятся ножницы.
—
Какие правила работы ножницами вы знаете? (дети называют).
Проверим ваши знания правил техники
безопасности при работе с этим инструментом. (Слайд 5).
-Когда
режешь ножницами, направлять их надо концами от себя.
—
При разрезании не подставляй под лезвия ножниц другую руку.
-Не
держи ножницы концами вверх.
-Ножницами
можно работать, только когда вы сидите на своём рабочем месте.
-Нельзя
оставлять ножницы в раскрытом виде и класть их на неровную поверхность: они
могут соскользнуть и поранить кого-нибудь и т.д.
Для
изготовления поделки нам понадобятся и клей.
Проверим,
как вы знаете правила техники безопасности при работе с клеем. (Слайд 6).
— Под каждую
деталь, на которую наносишь клей, обязательно подложи сухой лист бумаги, тогда
можно работать, не боясь испачкать стол.
— Клей
нужно брать кистью или выдавливать его из тюбика понемногу.
—
Равномерно наноси клей на заготовку от середины к краям.
— нельзя
пробовать клей на вкус, при попадании клея на кожу рук, лица, особенно глаза
надо немедленно промыть их большим количеством воды.
— Следующий
пункт путешествия – станция «Знатоки» (Слайд 7).
–
Что вы видите на картинке? (Слайд
8). Из какого материала сделаны эти предметы?
III. Объяснение
нового материала.
Цель: познакомить
с назначением открытки, формировать навыки обработки бумаги и картона, понимания
и чтения изобразительно – графического плана.
— Продолжим
путешествие и отправимся к станции «Информационная». Слайд (9).
— Хотите узнать, о
чём пойдёт речь на уроке? Вычеркните повторяющиеся буквы, и у вас останется
слово – название того, что мы с вами будем выполнять сегодня на уроке:
У О Б У Т Б У Б У К У Р Б Ы У Т У Б К У Б АУ (выдаётся
каждому ребёнку и появляется на экране (Слайде 10)
—
Молодцы, это слово — открытка.
– Кто ответит, для чего нужны открытки? (ответы детей). –
Вы правы, на праздники люди дарят открытки. Так они выражают свою
любовь и внимание.
— Сегодня мы будем
делать из бумаги поздравительную открытку. (Демонстрируется
натуральный
образец.)
— Внимательно рассмотрите открытку. –
Какую форму имеет открытка? (прямоугольную)
— Какого цвета ……? (красного……..)
— Из какого материала выполнена открытка? (из картона и
бумаги) —
Чем украшена открытка? (аппликацией)
— Давайте вспомним,
что такое аппликация. (Слайд 11).
Аппликация – это наклеивание
кусочков картона, бумаги, ткани на поверхность рабочего листа по заранее
подготовленному рисунку.
– Внимательно
рассмотрите образец. Как ты думаешь, на какой праздник можно подарить такую
открытку?
Основа
открытки – лист белого картона или плотной бумаги, сложенной пополам. На эту
основу наклеен цветок.
— Из каких деталей
состоит цветок?
Физкультминутка
Цель: сохранять оздоровительный режим.
Если
нравится тебе, то делай так…
(Два
щелчка пальцами над головой.)
Если
нравится тебе, то делай так…
(Два
хлопка в ладоши.)
Если
нравится тебе, то делай так…
(Два
хлопка над головой.)
Если
нравится тебе, то делай так…
(Два
притопа ногами.)
Последовательность
работы над открыткой. – А вот и
станция «Творческая мастерская». (Слайд
12). –
Давайте рассмотрим, в какой последовательности мы будем изготавливать открытку.
ПЛАН
1.Возьмите лист
картона прямоугольной формы (Слайд 13).
2.Согните прямоугольник так, чтобы нижние углы совпали с опорными точками.
Прогладьте линию сгиба. 3.Вырезание
из бумаги деталей цветка.
— Используя прием
симметричного вырезания, изготовим детали цветка и листьев.
– Производить
разметку деталей мы будем по специально подготовленным шаблонам. Выберите
необходимые для работы шаблоны из предложенных вам. Нанесите
контур цветка и листа на заготовку. Вырежьте детали. (Слайд 14).
4.Возьмите открытку и наклейте детали цветка
и листьев. (Слайд 15).
— Перед тем, как
начать работу, выполним гимнастику для пальчиков.
Без пальто
гулял, глупышка,
И замёрз
он, как ледышка.
Чтобы
пальчик отогреть,
Будем мы
его тереть.
Растирают
мизинец левой руки указательным и средним пальцами правой руки, затем то же
самое проделывают с мизинцем правой руки.
IV. Практическая
работа.
Цель: формировать
навыки работы с бумагой и картоном, закреплять навыки
экономной разметки шаблонов на бумаге, учить понимать и читать изобразительно –
графический
план.
На доску
вывешивается таблица последовательного выполнения открытки.
— Ребята, скажите,
в какой последовательности будем выполнять открытку?
Обучающиеся
комментируют каждый шаг выполнения работы с опорой на таблицу.
Во
время самостоятельной работы учитель пошагово выполняет изделие вместе с
обучающимися, контролирует работу детей, оказывает помощь слабым. Перед
работой над аппликацией повторяются правила обводки и экономной разметки по
шаблонам.
V. Анализ
работ.
Цель:
учить анализировать свою работу по наводящим вопросам учителя.
– Какое изделие вы
выполняли на
уроке?
— Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? —
Какой способ работы с картоном и бумагой использовали? —
Расскажите, как вы работали над изделием? Что делали вначале? Что потом? И т.
д.
—
Что ещё можно изготовить из картона?
VI. Подведение
итогов.
Цель:
подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке.
— Мне очень
понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа …. (Учитель даёт
оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше
получилось).
II. Освоение нового материала
Беседа об открытках, их видах
Проводит беседу по вопросам
— Скажите, какие бывают открытки?
— По назначению, по размеру, по форме?
Учитель обобщает ответы детей, сопровождая свой рассказ слайдами.
Открытка появилась около 200 лет назад, и то, это была даже не открытка, а почтовая карточка, на одной стороне которой было написано письмо, а на другой адрес. Во время войны, австрийские солдаты отправляя домой такие письма, стали сопровождать их рисунками. Позже почтовые карточки стали выпускаться с репродукциями картин известных художников, фотографиями городов, видов природы, изображениями людей, а потом появились открытки приуроченные к различным праздникам (слайды 2-6). Посмотрите на эти открытки (слайд 6), они посвящены праздникам, которые уже не отмечаются в нашей стране, но именно такие открытки представляют интерес для коллекционеров. Таких людей называют филокартистами. (слайд 7).
Существует еще одна интересная категория открыток – открытки ручной работы (слайд 8). Сегодня в ожидании близкого праздника 8 марта мы будем изготавливать поздравительную открытку для самого любимого и дорогого человека.
— Почему для названия открытки выбрано название «Для самой красивой!»?
— Чем можно украсить такую открытку?
Слушают учителя, отвечают на вопросы, смотрят презентацию,
анализируют информацию; в коллективной беседе выявляют новое для себя понятие.
Фронтальная
Познавательные: умеют осуществлять поиск нужной информации в рассказе учителя, анализировать информацию.
Регулятивные: умеют принимать
и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.
Личностные: учебно-познавательная мотивация
Устные ответы
Урок технологии по теме: «Изготовление открытки своими руками».
Целевая аудитория: 5 класс
Тип урока: Урок-проект, с постановкой и решением учебной задачи
Время урока: 90 минут.
В основе урока лежит системно-деятельностный подход с практико-ориентированной направленностью.
Деятельностный результат: умение читать, понимать текст, переносить информацию в практическую деятельность.
Задача учителя: сформировать потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
Создание познавательной атмосферы:
разные виды учебной деятельности, обеспечивающие стабильность познавательной деятельности обучающихся;
продуманна обратная связь: с уроками изобразительной деятельности, английского языка
Техническая и дидактическая оснащённость: индивидуальные, групповые задания, продуманные формы контроля,
мультимедийное оборудование, сетевые ресурсы, презентация, обучающий фрагмент видео «В мастерской дизайнера», оценочные листы, текстовые задания, словари, лист ватмана, доска, натуральные объекты – инструменты и материалы для ручных работ,
КОЗ
Кроссворд
Фоновая музыка
Пословицы
Применяемые методы ориентированы на развитие способов учебной деятельности, ключевых и предметных компетентностей, УУД:
Активные и интерактивные создающие мотивационную среду:
-
объяснительно-иллюстрированые,
-
частично-поисковые,
-
Самоорганизация,
Образовательные технологии, в том числе информационные, проектные
Организация деятельности обучающихся направленна на развитие УУД ,
-
Обеспечивает занятость каждого ученика класса учебной деятельностью в соответствии с его индивидуальными возможностями, обеспечивает выбор уровня сложности выполняемых учебных заданий
Взаимодействие учителя с обучающимися.
-
учебное сотрудничество- командная, групповая работа, атмосфера комфорта
-
конструктивный диалог, вовлечение в деятельность
-
эмоциональную составляющую: похвала, поощрение
Контроль к результатам :
-
контроль не только за ЗУН, но и за способами учебной деятельности — поведенческие проявления, наблюдаемые действия
-
продуманная система само и взаимоконтроля обучающихся: модельный ответ, аналитическая шкала (передача части контролирующих функций от учителя к учащимся
-
Краткая характеристика ответов учащихся на отдельных этапах урока
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Результаты |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные |
Приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности |
3 уровень — практический |
Регулятивные |
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля 3 уровень — практический |
Познавательные |
Умение анализировать и делать выводы. Работать с текстом, находить информацию и извлекать главное из информации Умение определять логическую последовательность в работе над объектом труда |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля 3 уровень — практический |
Коммуникативные |
Умение вступать в речевое общение, участвовать в конструктивном диалоге. Отражать в устной и письменной речи результаты своей деятельности. Формировать умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и символической форме. Распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала. |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля 3 уровень — практический |
Личностные |
Формирование познавательного интереса и умения проявлять активность в освоении новых знаний Формирование потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска Умение провести самоанализ, организовать взаимоанализ. |
2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм 3 уровень — практический |
Задачи урока:1. Постановка учебной задачи и выход на цель урока.
2. Организация проектной деятельности по КОЗ.
3. Развитие умения слушать, осознавать информацию, выстраивать логические цепи.
4. Развитие умения соотносить цель и результат.
5.Формирование духовно-нравственных качеств по отношению к самому дорогому и любимому человеку – маме.
Технологическая карта урока
№ |
Этап урока |
Цель этапа |
Название используемых ОР |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
||
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные, |
||||||
1 |
Мотивирование к учебной деятельности (самоопределения) |
Мобилизация учащихся к активному принятию цели урока, активному действию Результат: эскиз на ватмане |
http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/istoriya/ Карточки -задания к тексту Большой лист формата, маркеры |
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества Актуализация субъектного опыта учащихся: приближается праздник самого дорогого и любимого для каждого из нас человека… -Ребята, как вы думаете, кто главный герой данного праздника? (мама) -Зачем был создан праздник маме? -Когда его организовали в России? 1.Внимательно прочитайте текст «День матери в современной России» 2.Ответьте на вопрос: как дети проявляют свои чувства к маме? 3.Предложите от группы сюрприз для мамы, изготовленный в рамках урока, 4.Выполните маркером эскиз на листе большого формата, это будет темой урока и ваш проект. |
Приветствуют, отвечают, показывают готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя Приложение 1 1.Работа с информацией в группах — путешествие в страну истории. 2.Смысловое чтение. 3.Анализ и трансформация информации в символическую форму 3.Рисуют маркером на листе большого формата: проект-открытка, идея — тема урока |
Анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации |
способность к рассуждениям, умение анализировать, делать правильные выводы начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент |
Планирование учебного сотрудничества c учителем и группой, распределение ролей при групповой работе Умение работать в группе |
2 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии |
Создание условий для возникновения интереса к открытию новых знаний, включения в учебную деятельность Результат: вывод темы урока и цели |
Доска, эскиз открытки ПрезентацияСлайд 2. Оценочный лист на входе урока |
-Что и зачем мы сегодня будем изготавливать на уроке? -Достаточно ли у вас знаний по теме проекта? Оценим, наши знания на соответствие замыслу урока. |
1.Спикер аргументирует ответ у доски. 2.Анализируют свои знания, выходят на цель проекта и недостающие знания по теме. 3.Работают в парах. Приложение 2 Оценивание «Лестница успеха» |
Включают действия поиска и отбора необходимой информации. Построение логической цепи рассуждений, доказательств |
Целеполагание, планировнаие самостоятельно определять последовательность выполнения действий |
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
3 |
Выявление места и причины затруднения Точечное выявление проблем при открытии новых знаний |
Результат: понятие отличий открыток, вывод: cardmaking – это — Результат: Алгоритм своего проекта. Макетирование проекта с учетом цветовой гаммы, многослойности и многофактурности. |
Карточка -задание Словари http://womanwiki.ru/w/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3 Диаграмма «Солнечный круг». Презентация Слайд 3,4 Презентация Слайд 5 Обучающий фрагмент «В мастерской дизайнера» |
— Что такое открытка по способу изготовления? Наблюдает за действиями, помогает Констуктивный диалог: -Какие открытки вам больше нравятся: полиграфические или кардмейкинг? -Кто из вас изготавливал открытки? — Все ли получалось? Если нет, какие были затруднения? -Достаточно ли у вас знаний, умений для выполнения проекта? Знакомство с профессией -дизайнер |
1.Работают со словарем в парах с термином «открытка» 2.Переводят словосочетание «cardmaking» 3.Заполняют диаграмму: материалы, инструменты для проекта. 4.Выбирают стиль открытки. Взаимооценка Участвуют в диалоге Приложение4 Работа по карточкам: 1.Исследуют 2.Ответы на вопросы по обучающему фрагменту |
Построение логической цепи рассуждений |
Устанавливать последовательное действие по выполнению задания |
Умение слушать и слышать, правильно отвечать на вопросы |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения Задача: Проектирование путей выхода из затруднительной ситуации |
Результат: Анализ макета, сравнение с эталоном — правилами создания открытки. |
Презентация Слайд 7-12 |
Создает ситуацию успеха, знакомит с правилами составления открытки |
1.Анализируют макет 2.Сравнивают с эталоном по правилам. 3.Работают над ошибками проекта. 4.Проектируют пути выхода из затруднительной ситуации. |
Построение логической цепи рассуждений |
Устанавливать последовательное действие по выполнению задания |
Умение аргументировано предложить и доказать варианты своего решения |
5 |
Реализация построенного проекта. |
Результат: Формирование идеи открытки |
Презентация Слайд 13 Кроссворд в пословицах и поговорках о маме. Игрушка Мягкое сердечко |
-Как вы можете выразить вою мысль в открытке? -Подумайте, какие ласковые, добрые слова вы можете написать в своей открытке, формирование идеи, надписи «Признание в любви» Динамическая пауза — передают сердечко. |
1.Разгадывают кроссворд. 2.Передают сердечко, продолжают предложение. «Мама, ты самая: …… » «Мама, я хочу тебе пожелать: …… », передают сердечко друг другу |
Умение мыслить |
Управлять эмоциями |
Формирование отношения к самому родному человеку |
6 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Результат: Анализ макета проекта, сравнение с критериями, исправление ошибок. |
Оценочный лист «Критерии оценивания проекта» |
-Как будете оценивать свою деятельность на уроке, по каким критериям? Выявляет затруднения по критериям у детей |
Приложение 5 1.Участвуют в диалоге, 2.работают с оценочным листом -сравнивают свой проект с критериями, 3.исправляют ошибки |
Умение, исследования,моделирования изучаемого содержания |
Контроль, коррекция Осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению |
Сотрудничество, уважение, управление поведением партнера, контроль, коррекция |
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Организация самостоятельной работы по проверке изученного материала |
КОЗ Пословица «Какие труды, такие и плоды» Фоновая музыка Презентация Слайд 17 Динамическая пауза |
Уточняют результат проектной деятельности по КОЗ, -Что необходимо соблюдать на уроке при работе с инструментом и материалами? Настрой на качество работы — Как вы понимаете смысл этой пословицы? |
1.Изучают КОЗ Работа в парах. 2.Проговаривают правила техники безопасности, взаимоконтроль. 3.Выполняют зарядку для глаз. 4. Делают вывод…если делать всё со старанием, аккуратно, внимательно, то и изделие получится красивое, аккуратное… |
Логические действия и операции, способы решения задач |
Планирование деятельности по достижению результата урока Контроль, коррекция |
Формирование отношений к работе |
8 |
Включение в систему знаний и повторение. |
Определение типичных ошибок и затруднений, определение путей устранения пробелов в знаниях |
КОЗ с критериями |
-Как вы представили идею открытки? -Что было трудного при ее выполнении? Анализ допущенных ошибок. |
1.Учащиеся предъявляют результаты своей деятельности, 2.сравнивают, 3.оценивают, 4.формулируют затруднения и 5.выявляют типичные ошибки. |
Обучение способам контроля и самооценки |
Планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий |
|
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). |
Организация самооценки знаний собственной учебной деятельности. Подведение итогов работы |
Рефлексивный лист «Лестница успеха» Выставка открыток Сертификат |
Организация рефлексии. Мотивирует учащихся к высказыванию собственной оценки действий |
1.Оценивают по рефлексивному листу 2.Делают вывод по уроку. 3.Оценивают проекты по жетонам |
Включают действия исследования |
Умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его |
Умение слушать, слышать, вступать в диалог с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли |
Дидактические средства
Компетентностно-ориентировано задание для учителя.
Задание предусмотрено для применения на этапе закрепления (повторения) материала.
Класс |
5 |
||||||||||||||||||||||||
Предмет |
Технология |
||||||||||||||||||||||||
Раздел |
Рукоделие |
||||||||||||||||||||||||
Тема |
Открытка |
||||||||||||||||||||||||
Название задания |
Изготовление открытки своими руками |
||||||||||||||||||||||||
Дидактическая цель |
Изготовление открытки своими руками Формирование умения планировать последовательность изготовления открытки с учетом выбора композиции, цветовой гармонии, многослойности, многофактурности, идеи открытки |
||||||||||||||||||||||||
Форма учебной деятельности |
Индивидуальная. Парная |
||||||||||||||||||||||||
Блок УУД |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
||||||||||||||||||||||||
Аспект УУД |
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задачи (Р); умение извлекать информацию из нужных источников, строить логическое суждение и делать выводы (П); умение выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументировать и отстаивать свое время, использование критериев для обоснования своего суждения (К). |
||||||||||||||||||||||||
Уровень сложности |
III |
||||||||||||||||||||||||
Инструмент проверки |
|
Приложение 1.
Работа с информацией
http://pozdravok.ru/pozdravleniya/prazdniki/den-materi/istoriya/
Карточка-задание к тексту.
-
Внимательно прочитайте текст «День матери в современной России»
-
Ответьте на вопрос: как дети проявляют свои чувства к маме?
-
Предложите от группы сюрприз для мамы, изготовленный в рамках урока.
-
Выполните маркером эскиз на листе большого формата, это будет темой урока и ваш проект.
Спикер будет докладывать результаты от имени группы.
Результат: эскиз на ватмане – тема урока, проект.
Приложение 2
Целеполагание на входе урока: «Лестница успеха»
Карточка — задание
О цените свои способности, возможности, знания по теме на начало урока, учитывая личный опыт из уроков изобразительного искусства –цветовая гамма, композиция (по 10 балльной шкале) на ___баллов.
?Критерии оценки: (1 – 3 балла – первая ступенька лестницы;
4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька)
Поставьте цель, что вам недостаточно для успешности?
1.Это я уже знаю.
2.Это я ещё не совсем знаю, надо узнать, повторить.
3.Это я уже знаю, но надо ещё разобраться и узнать….
Приложение 3
Карточка-задание. Работа в парах со словарем. Взаимоопрос.
Что такое открытка по способу изготовления?
-
Ознакомитесь с термином «открытка» в полиграфическом словаре, стр….
-
Ознакомитесь с термином «открытка» в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, стр….
-
Переведите словосочетание «cardmaking», используя сетевой ресурс: http://womanwiki.ru/w/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B3
-
Прочитайте абзац «Материалы для cardmakingа», выберите необходимые для вашего проекта, с учетом имеющихся у вас, и впишите их в диаграмму «солнечный круг».
-
Подумайте, в каком стиле будет реализован ваш проект? Почему?
Результат: понятие отличий открыток, вывод: cardmaking — это
Открытка
Открытка1. Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма. Поздравительная открытка с извещением о чём-н.
2. Карточка такого же формата с художественным изображением. Альбом открыток. Коллекция открыток.
Открытка. ОткрыткаЛистовое издание установленного формата, отпечатанное с одной или обеих сторон, на материале повышенной жесткости (плотная бумага, тонкий картон, пластик).
Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление открыток своими руками.
Приложение 3
Материалы и инструменты для проекта: «Изготовление открытки своими руками».
Приложение 4
Карточка-задание.
Предоставьте, вы в мастерской дизайнера, ваша задача:
-
Быть внимательными при мастер-классе.
-
Запомнить алгоритм построения открытки для своего проекта.
-
Сравните свои знания, умения по проекту с мастером?
-
Обратить внимание на композицию, цветовую гамму, многослойность и многофактурность открытки.
Результат: Алгоритм своего проекта. Макетирование проекта с учетом цветовой гаммы, многослойности и многофактурности.
Понятие:
Многофактурность ( по Ефремовой):
1. Особенности отделки или строения поверхности какого-либо материала.
2. Оригинальность художественной техники в произведениях искусства.
Дизайнер — должностные обязанности:
-
разработка дизайна поздравительных открыток;
-
коллажирование открыток;
-
подготовка макетов открыток;
-
осуществление технической и художественной ретуши.
Приложение 5
Оценочный лист.
Критерии оценки: «Изготовление открытки своими руками»
Параметры шкалы |
Содержание параметров |
Баллы 0 – 2 |
Содержание и полнота выполнения |
Самостоятельно спланированы пути достижения цели |
|
Правильная композиция |
||
Цветовая гармония |
||
Многослойность |
||
Многофактурность |
||
Организация выступления |
Представление идеи открытки в стихах. |
|
Итого |
||
11-12 баллов «отлично», 8-10 баллов «хорошо», 5-7 баллов «удовлетворительно», удовлетворительно». |
Приложение 6
Компетентностно -ориентированное задание
Бланк задания для учащегося
Класс |
5 |
Раздел, тема |
Рукоделие /Кардмейкинг |
Название задания |
Изготовление праздничной открытки |
С тимул |
Приближается праздник День матери. Чтобы порадовать свою маму не обязательно покупать дорогой подарок, его можно выполнить своими руками, с душой и любовью. Используя свой опыт, выполни открытку своими руками. |
Задачная формулировка |
1. Выполните правильно композицию 2. Составьте гармонию цветовой гаммы 3.Отразите многослойность. 3. Рассчитайте многофактурность материала открытки. 4. Представьте идею своей работы в стихах В процессе представления результатов работы подумай: смогла бы ты провести мастер-класс по изготовлению открытки. Аргументируй свой ответ. |
Источник информации |
1.Пять шагов создания открытки http://www.liveinternet.ru/users/bo_lejn/post335993782/ 2. Цветовой круг https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.creativecards.ru%2Fwpcontent%2Fuploads%2F2012%2F04%2Ftask422.jpg&text=%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B8&redircnt=1447090921.1&noreask=1&pos=0&rpt=simage&lr=50 – 3.http://karapysik.ru/otkry-tki-ko-dnyu-materi/ |
Инструмент проверки |
Самооценка по накоплению критерий |
Приложение 7
Рефлексивный лист на выходе урока: «Лестница успеха»
Я узнал _________________________________
Имею представление о ____________________________________
Научился _______________________________________________
Остались вопросы ____________________________________
?Критерии оценки:1 – 3 балла – первая ступенька лестницы;
4 – 7 баллов – вторая ступенька; 8 – 10 баллов – третья ступенька.
Ответьте на вопрос.
Смогу ли я провести мастер-класс по изготовлению открытки?
В Р У Ч А Е Т С Я
________________________
за ____ место
в номинации проекта
«Изготовление открытки
своими руками»
Учитель технологии: М.П.Кусова
Конспект урока по технологии на тему
«Открытка сложной формы».
Тема: «Открытка сложной формы».
Цель: Познакомить с технологией конструирования открытки сложной формы.
Задачи:
Обучающие:
— познакомить с видами открытки;
— познакомить с историей открытки;
— познакомить с приемом изготовления открытки сложной формы;
Развивающие:
— вызвать интерес к конструированию из бумаги;
— развить творческие способности, воображение, фантазию, умение создавать гармоничную композицию.
Воспитательные:
— развить художественный и эстетический вкус, творческое восприятие окружающего мира, аккуратность, терпение.
Инструменты и материалы
-
Простой карандаш
-
Линейка
-
Ножницы
-
Клей
-
Цветная бумага
-
Лист картона
-
Лист альбомный
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Наш урок я хочу начать с загадки. Отгадав ее, вы узнаете тему сегодняшнего нашего урока.
Красивая картинка. Приятные слова. К подарку приложение. Не лишне никогда. (Открытка).
Конечно же это открытка. Но тема нашего урока «Открытка сложной формы».
Ребята для чего нужна открытка? (Ответы обучающихся)
Учитель: Верно, открытку дарят на праздник.
Что мы еще хотим узнать по этой теме? (Ответы обучающихся)
Учитель: Помогут слова- вопросы
Какие… (бываю открытки?) Когда … (они появились?) Что…. (из себя представляет открытка сложной формы?)
Учитель: Об этом нам расскажет ваша одноклассница Серегина Мирослава, внимание на экран (опережающее домашнее задание)
Презентация на тему «Открытка»
Учитель: Ну так какие бывают открытки? (Ответы обучающихся)
Когда появились первые открытки? (Ответы обучающихся)
Что же из себя представляет открытка сложной формы? (Ответы обучающихся)
Учитель: Ребята, сильно ли изменились открытки с того времени, с конца 19 века? (Ответы обучающихся)
Учитель: Конечно очень изменились, от карточки, которая называлось открытое письмо до электронной открытки.
Но самое главное предназначение открытки осталось неизменным -преподносят ее на какой-либо праздник.
А знаете ли вы какой сегодня праздник? (Ответы обучающихся)
Учитель: Сегодня международный день повара.
Есть в классе ребята, у которых родители или бабушки, дедушки повара? (Ответы обучающихся)
Если таких нет, после окончания урока, мы пойдем в нашу замечательную школьную столовую и поздравим наших поваров, которые готовят нам самую вкусную еду. Подарим им открытки, которые смастерим на уроке.
Итак, какова будет цель нашего урока?(Смастерить открытку сложной формы.)
Демонстрация изделия.
Учитель: Вот, ребята, такая открытка сложной формы должна у нас с вами получится. Давайте подумаем какова последовательность выполнения изделия. У вас на столах лежат карточки с алгоритмом работы (Приложение 1), вы должны поработать в парах и разложить их в правильной последовательности. На это задание 1 минута.
Работа в парах
Учитель: Давайте проверять (на доску прикрепляются этапы работы).
Молодцы все справились, можно начинать работу!
Физкультминутка. Первое что нам нужно — это подготовить рабочее место. Давайте посмотрим еще раз на изделие и определим, какие материалы и инструменты нам понадобятся, заодно и разомнемся. Я называю материал или инструмент, если он нам нужен – встаём. Если такой предмет не понадобится – остаемся на своих местах.
Учитель: Отлично размялись, но перед тем как перейти ко второму этапу, давайте вспомним правила безопасного пользования режущими инструментами (ножницами). (Ответы обучающихся).
Учитель: Молодцы, можно переходить к следующему этапу.
Творческая работа с поэтапным разъяснением учителя.
Технологическая карта изготовления изделия.
№ п/п |
Описание операции |
Графическое изображение, фото |
1 |
Подготовте рабочее место |
|
2 |
Выберите лист картона и приготовте альбомный лист меньше него на 1,5 |
|
3 |
Сложите белую бумагу вдвое и с той стороны где сгиб начертите линии. Это будут слои торта. Нижние две линии одинаковые, затем на сантиметр меньше и верхняя еще меньше. |
|
4 |
Разрежьте начерченные линии |
|
5 |
Загните вверх, чтобы определить места боковых сгибов |
|
6 |
Раскройте бумагу, здесь уже видны слои торта, но они еще загнуты внутрь. |
|
7 |
Загните их в другую сторону – наружу. И попробуйте закрыть открытку. Хорошенько пригладьте ее, чтобы все сгибы встали на место. |
|
8 |
Оформите изделие. |
|
9 |
Теперь приклейте всю белую бумагу к цветному картону, который предварительно согните пополам. |
|
Учитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Теперь давайте оценим свою работу на уроке.
Рефлексия.
Учитель: Кто сегодня трудился в поте лица? Поднимите руки.
А кто сегодня на уроке бил баклуши? (бездельничал)
А у кого все получилось без особых усилий?
Учитель: Теперь давайте подведем итог.
Чему вы научились на уроке? (Ответы обучающихся)
Что вы узнали сегодня на уроке? (Ответы обучающихся)
Что для вас показалось сложным? (Ответы обучающихся)
Какие знания и умения вы применяли на уроке? (Ответы обучающихся).
Учитель: Отлично, у нас осталось немного времени, предлагаю поиграть в игру верю- не верю.
Правила просты, я читаю утверждении, если вы мне верите – нужно встать если нет — остаетесь на своих местах.
Игра.
1 Первое русское специализированное периодическое издание об открытке называлось «Открытое письмо»
2. Нередко открытки теряются на пути к адресату. Самая потерявшаяся открытка, отправленная 11 декабря 1925 года, шла до адресата 50 лет.
3. Детский музей открытки есть у нас в Ижевске. (Детский музей открытки – собрание более 500000 открыток находится в Санкт-Петербурге)
4. Первый в мире конверт был сделан из бумаги. (Более 5000 лет назад, когда письма и даже книги писали на глине, существовал способ сохранять важную переписку. Уже обожженную табличку покрывали сырой глиной и вновь обжигали. Эту облатку аккуратно разбивали, чтобы прочитать содержимое.
5. Коллекционирование открыток называется филокартия (От греческого филе-люблю и карте- карточка. Филокартия является третьим по полярности видом коллекционирования после марок и монет.
6. Легко плавящаяся быстро застывающая окрашенная смесь из твердых смол и воска, которой запечатывали конвертыназывается сургуч.
7. В России профессиональные перевозчики почты назывались почтальонами (перевозили почту ямщики на почтовых лошадях)
8. Родина поздравительной открытки — Англия, страна с богатыми традициями.
9. Почтальона Печкина зовут Иван Игоревич
Учитель: Спасибо за урок!
Приложение 1.
Работа в парах.
-
Подготовте рабочее место
-
Выберите лист картона и приготовте альбомный лист меньше него на 1,5
-
Сложите белую бумагу вдвое и с той стороны где сгиб начертите линии. Это будут слои торта. Нижние две линии одинаковые, затем на сантиметр меньше и верхняя еще меньше.
-
Разрежьте начерченные линии.
-
Загните вверх, чтобы определить места боковых сгибов
-
Раскройте бумагу, здесь уже видны слои торта, но они еще загнуты внутрь.
-
Загните их в другую сторону – наружу. И попробуйте закрыть открытку. Хорошенько пригладьте ее, чтобы все сгибы встали на место.
-
Оформите изделие.
-
Теперь приклейте всю белую бумагу к цветному картону, который предварительно согните пополам.
Формирование знаний о празднике 9 мая; закрепление умения выполнять поздравительную открытку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.