Псалом 90 читать:
1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,
8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,
11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,
16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.
Псалом 90 на русском:
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Псалом 26 и Псалом 50
- Почему Бог допускает зло?
- Почему в Псалтири столько проклятий и жестокости?
Псалом 90 – слушать:
90 псалом – помощь
90 псалом — один из самых известных в «Псалтыре». Его также часто называют по первым словам «Живый в помощи».
Главная мысль псалма: если человек надеется на Бога и находится в постоянном с Ним общении, ему нечего бояться.
В народном сознании за ним закрепилось представление как о молитве, к которой прибегают опасной ситуации. Так, например, в романе «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главный герой находит на шее убитого партизана ладанку с бумажкой. На бумажке были цитаты из девяностого псалма, записанные искаженно, «на слух»:
«Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы»
Затем Доктор Живаго уже на шее раненого белогвардейца находит золотой футлярчик на цепочке. В нем также была сложенная бумажка с девяностым псалмом, «но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».
Читайте также: Почему по усопшим читается Псалтырь?
Новый проект журнала «Фома» – смотрите перед сном наставления протоиерея Игоря Фомина:
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Псалом 90 — одна из самых знаменитых молитв. Она содержится в Библии, в книге Псалтирь. Текст молитвы, его толкование, а также пояснения как правильно читать вы найдете в этой статье.
Псалом 90 — читать текст на русском языке
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Читайте также: Псалом 26, 50
Псалом 90 — читать текст на церковно-славянском языке
1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.
2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,
4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.
5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,
6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.
7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,
8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.
10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,
11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,
13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.
14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,
16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.
Когда и как правильно читать псалом 90?
Текст 90-го псалма представляет собой молитву верующей души, обращенную к Всевышнему в надежде получить помощь, особенно при нахождении в затруднительных обстоятельствах. Его можно читать как на русском, так и на церковно-славянском языке.
Данный псалом принято читать при всевозможных опасных ситуациях, при опасности быть поверженным врагом как видимым, так и невидимым. По этой причине этот псалом особо почитаем у верующих воинов, которые читают его перед сражениями, во время горячих схваток с противниками.
Псалом 90 также полезно читать, находясь в любом бедственном положении, при тяжких обстоятельствах, в случае тяжелой болезни, когда донимают всевозможные помыслы, при депрессивном состоянии на грани уныния.
Поскольку все наши трудные и опасные обстоятельства жизни связаны, как правило, с действиями на нас сил «князя тьмы», то содержание 90-го псалма, выражающего надежду на помощь Господа сил, как нельзя лучше способствует отгнанию всякого зла и умиротворению души молящегося под кровом Всевышнего.
Псалом 90 очень востребован среди верующих людей, которые часто осуществляют поиск его текста в сети интернет. Очень полезным будет запомнить текст этого псалма и читать его в преддверии каждого значимого дела в жизни.
История и авторство псалма 90
Этот псалом хорошо знаком многим, по первым словам, содержащимся в нем: «Живый в помощи Вышнего…»,часто этими словами его и называют. А в простонародье его название звучит просто: Живые помощи. Данный псалом включен во многие молитвенные правила и постоянно звучит на богослужениях.
Согласно преданию, история написания этого псалма такова: он является благодарностью и хвалой Богу за чудо избавления богоизбранного народа от морового поветрия, разразившегося в страшную эпидемию.
Автором этого псалма, как и большинства других, является великий пророк и царь иудейский Давид.
Толкование и особенности псалма 90
Псалом 90-й характеризуется следующими особенностями:
- ведение рассказа об уповании на Господа Бога, Его защите и помощи двумя лицами в виде диалога;
- размышляющие и чувствующие лица быстро сменяют друг друга.
Помыслы участвующих в диалоге лиц устремлены горе́, они выражают пламенную веру и чувства посредством высокопоэтичного языка и убедительных образов, например, «…изба́вит тя от се́ти ло́вчи, … под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его…от стрелы́ летя́щия во дни, …» т.п.
В содержании 90-го псалма принято выделять три раздела.
Первый раздел включает 1-й и 2-й стихи:
«1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.
2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.».
Первый стих вещает нам о том, что тот, кто пребывает в помощи Господа Всевышнего находится всегда под Его покровом и в безопасности.
Второй стих исходит от лица, утвердившегося в уповании на Господа, считающего Его своим заступником, который на Камне строит дом своего спасения.
Второй раздел включает стихи с 3-го по 13-й. В этих стихах даётся ответ на основной вопрос данного песнопения: «Почему следует без сомнений уповать на Господа?». В ответе на этот вопрос использованы поэтические образы врагов, от которых избавит и защитит всевышний:
«3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна,
4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его.
5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни,
6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго.
7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится,
8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́.
10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́,
11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х.
12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́,
13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я.».
Кульминацией псалма является третий, завершающий раздел, включающий стихи
с 14-го по 16-й. В этих стихах Сам Господь даёт обетования уповающим на Него:
«14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́.
15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его,
16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.».
Последний 16-й стих говорит об исполнении обетованного спасения в Жизни Будущего Века.
Об этом хорошо сказал свт. Афанасий Великий в своем знаменитом «Толковании на псалмы»: «А спасение это – Сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в Новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним».
Псалом 90 в культуре и искусстве
В художественной литературе
- Упоминания о псалме 90 и информация об использовании его текста встречаются в произведении Б. Пастернака «Доктор Живаго».
- Слова из 90-го псалма использованы в наименовании книги В. Николаева «Живый в помощи».
В музыкальной культуре
- В оратории «Илия» (№7) композитором Ф. Мендельсоном использованы стихи 11-й и 12-й из псалма 90.
- В варианте исполнения песни «Течет река Волга» музыкальным коллективом «Пикник» использовано прочтение данного псалма на латинском языке.
- В записи песни «Never Get Old» ирландской певицы и композитора Шинейд О’Коннор также использовано чтение псалма 90.
- В музыкальном треке коллектива Soulfly использован текст псалма на португальском языке.
В кинематографе
Чтение псалма 90 героями встречается в фильмах:
- «Десять негритят»;
- «Бой с тенью 2: Реванш»;
- «Бой с тенью 3D: Последний раунд»;
- «Утомлённые солнцем 2: Предстояние»;
- «Царь»;
- Легенда о пианисте»;
- «Викинг».
В мультипликации
В анимационном фильме «Необыкновенное приключение Серафимы» 90-й псалом читает прп. Серафим Саровский в молении на камне.
Автор Сергей Запольнов
Похожие статьи
Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.
Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма
Помочь храму
Рекомендуем статьи по теме
Псалом 90 «Живый в помощи Вышняго» написан пророком Давидом после избавления от смертельной болезни – моровой язвы. Молитва относится к самым сильным и имеет особое значение в жизни православного христианина в минуты сильной тревоги, страха, в сложной жизненной ситуации, которая кажется безвыходной.
В псалме 90 человек уповает на Бога, просит его защиты и помощи с верой, что Господь – покровитель, любящий и всепрощающий: Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое. |
Прослушайте псалом «Живый в помощи Вышняго» на русском языке в исполнении диктора. |
Псалом 90 учат наизусть или записывают в блокнот. Некоторые предпочитают носить его на специальном пояске. Во времена, когда запрещено было надевать крест Господний, поясок вшивали под подкладку одежды, как защиту от беса. Известно много реальных историй, когда просящие получали помощь Божью в самых опасных ситуациях и даже побеждали смерть. Важно, чтобы слова молитвы произносились с пониманием и горячей верой. Иначе, чтение псалма 90 не имеет смысла. |
Как правильно понимать текст псалма 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, — означает, что Господь хранит всех верующих, кто искренне надеется на помощь Божью и ищет в Нем защиту.
Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, – какие бы опасности не подстерегали человека, Господь способен уберечь от них, спасти заплутавшую душу от рук нечистого, как птицу из сети.
…и от словесе мятежна – от злых языков и клеветы.
…плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его – Господь ограждает нас от всех невзгод, закрывает могущественными крыльями, как птицы своих птенцов.
Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго – защитит от ночных страхов, убийц, воров, смертельных болезней, пронзающих, как стрела, духа лености.
Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое, – в жизни человека тысячи испытаний и скорбей, но с верой в Бога их возможно преодолеть.
Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия, – никто и ничто не причинит тебе вреда, если твоя вера непоколебима.
Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое – Бог способен сотворить самое великое чуда. Господь Иисус есть спасение.
Когда читают «Живый в помощи Вышняго»
Защищающий от всех бед псалом 90 читается в богослужении 6-го часа, на Великом Повечерии, погребении и панихидах. «Живый в помощи Вышняго» входит в перечень основных молитв, которые возносятся в самых тяжелых жизненных ситуациях. Пока положение дел не изменится, читается:
По каким случаям обращаются к Псалму 90Кто искренне взывает к помощи Божьей, тот получает ее во многих затруднительных ситуациях:
|
Псалом 90 — подарочный формат Псалом «Живый в помощи» в исполнении церковного хора |
Псалтырь в жизни христианина
150 псалмов, в том числе и псалом 90, собраны в одной из главных книг Ветхого Завета – Псалтири, написанной царем Давидом и апостолами. На ее создание ушло 800 лет. Более 80 псалмов принадлежат пророку Давиду, и ему посвящен 151 псалом.
«Псалмами» называются молитвенные песнопения, которые исполнялись под псалтирион — старинный музукальный струнный инструмент. Содержание псалмов – это размышления о человеческой жизни, его душе, укрепление в истинности веры.
Во времена Руси Псалтырь стали использовать не только для богослужений. Она стала настольной книгой в каждой православной семье. К Псалтыри обращались как источнику знаний, по ней обучались грамоте и воспитывали детей.
Когда читают псалмы? Неусыпаемая псалтирь в монастыре.Сегодня Книгу Псалмов читают ежедневно на утренних и вечерних богослужениях. Всю Псалтирь прочитывают в каждую седмицу, а в Великий пост – дважды в неделю. В молитве дома к псалмам обращаются при душевном беспокойстве или внешних проблемах. Псалтырь читают в моменты отчаяния, скорби, страха, боязни искушения, физической опасности и многих других случаях. В псалмах верующие находят утешение, бодрость духа, укрепление веры в благополучном разрешении дела. В монастырях Книгу Псалмов монахини читают беспрерывно, сменяя друг друга, днем и ночью, упоминая живых и усопших. Такая молитва называется «Неусыпаемая Псалтырь», т.е. она не прерывается. Т.к. это монастырская треба, ее можно заказать в любом монастыре как за упокой души погребенного, так и за здравие своих родных. Обычно ее заказывают на 40 дней, но можно и на любой другой срок. |
Как правильно «Псалтырь» или «Псалтирь»?
Приемлемы оба варианта названия книги — Псалтирь (женский род) и Псалтырь (мужской род). Слово «Псалтырь» считается устаревшим, хотя точнее отражает фонетические особенности русской речи. Сегодня чаще всего встречается именно «Псалтирь», это наименование происходит от названия греческого струнного инструмента.
Где купить книгу Псалтырь?
В интернет-магазине «Крестильное» нет в продаже Псалтири, так как у нас в основном представлена детская библейская литература. Книгу можно приобрести в любом православном книжном магазине или церковной лавке. Издания доступны как на старославянском языке, так и в переводе на русский.
В наличии
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна. Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися. Оружием обыдет тя истина Его, не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тьме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его; долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
90 Псалом
Из книги протоиерея Валентина Бирюкова (Псалом 90):
В 1977 году в Самарканде я стал свидетелем еще одного случая удивительного исцеления после молитв.
Привела как-то ко мне мать двух дочерей, одна из них страдала припадками.
— Батюшка, быть может, вы знаете, как вылечить Олю? Совсем замучили ее припадки — по два раза в день бьют.
— Дочка крещеная? — спрашиваю.
— А как же — крещеная…
— Ну а крест она носит?
Замялась мама:
— Батюшка… Как вам сказать… Да только две недели, как надели на нее крестик.
Покачал я головой: что за христианин без креста? Все равно что воин без оружия. Беззащитный совсем. Стал беседовать с ними. Посоветовал исповедоваться и причаститься, каждый день по 40 раз читать 90-й псалом — «Живый в помощи Вышняго».
Через три дня пришла эта женщина с двумя дочками — Олей и Галей. Исповедовались они, причастились и начали читать ежедневно по 40 раз 90-й псалом, как я им и советовал (этому молитвенному правилу научили меня родители). И — чудо — только два дня почитали всей семьей 90-й псалом, как Олю перестали мучить припадки. Избавились от тяжкого недуга без всяких больниц. Потрясенная, мать пришла ко мне и спрашивает, сколько денег нужно «за работу».
— Что вы, мамочка, — говорю, — это не я сделал, это Господь. Вы сами видите: то, чего не смогли врачи, совершил Бог, как только вы обратились к нему с верой и покаянием.
С 90-м псалмом связан еще один случай исцеления — от глухоты.
Пришел в наш Вознесенский храм в Новосибирске один пожилой человек по имени Николай. Стал жаловаться на скорби:
— Батюшка, я плохо слышу, давно уже, с 4-го класса школы. А сейчас совсем невмоготу стало. К тому же и печень, и желудок болят.
— А ты посты соблюдаешь? — спрашиваю его.
— Да нет, какие там посты! На работе чем накормят — то и ем.
А шла пятая неделя Великого поста.
— Николай, — говорю ему, — до Пасхи только постную пищу вкушай и читай ежедневно по 40 раз «Живый в помощи Вышняго».
После Пасхи Николай приходит со слезами, и брата Владимира с собой ведет.
— Батюшка, спаси тебя Господь!.. На Пасху запели «Христос воскресе» — а я не слышу. Ну, думаю, батюшка говорил — постись, Бог поможет, а я как был глухой, так глухим и остался! Только подумал так — тут же у меня будто пробки из ушей выскочили. Сразу, в один миг, нормально слышать стал.
Вот что значит — пост, вот что значит — молитва. Вот что значит — читать «Живый в помощи Вышняго», без всяких сомнений. Очень нужна нам чистая, покаянная молитва — больше пищи и воды. Будет водичка в стакане мутная — мы ее пить не станем. Так и Господь хочет, чтоб мы не мутную, а чистую молитву изливали из своей души, ждет от нас чистого покаяния… А для этого нам сейчас дается и время, и свобода. Было бы усердие.
В храм очень много болящих приходит. Всем совет даю — исповедоваться в грехах, причаститься и по 40 раз каждый день читать 90-й псалом («Живый в помощи Вышняго»). Эта молитва очень сильная. Меня дед и отец с матерью так учили молиться. Мы на фронте эту молитву читали — и такие чудеса с Божией помощи были! Болящим я советую читать эту молитву на память. Эта молитва имеет особую силу защищать нас.
Мой дедушка Роман Васильевич любил молиться. Много молитв знал наизусть. Нередко читал он молитвы над бесноватыми: 90-й псалом, «Царю Небесный» и другие. Верил, что святые молитвы любому, даже самому болящему человеку помочь могут. Наверное, по его детски чистой вере и дал ему Господь такой дар, что заранее знал, когда привезут к нему бесноватого. Приведут в избу связанного по рукам и ногам, а дед молитвы прочтет, святой водой покропит — и человек, который только что кричал и бесновался, становился спокойным, часа по 2 тут же спал после дедушкиных молитв.
Именно дедушка Роман Васильевич научил меня, как лучше читать 90-й псалом — «Живый в помощи Вышняго». По 40 раз ежедневно, а людям больным, особенно бесноватым, лучше читать этот псалом наизусть. Я много раз убеждался в великой силе этой молитвы, если молиться с верой и сокрушением.
«Живые помощи»: что это такое на самом деле
«Очень сильная молитва-оберег», «охраняет от зла, даёт энергию и силы», «читается трижды между тремя иконами». Подобного рода «инструкции по применению» некой особой православной молитвы «Живые помощи» можно увидеть в интернете, часто – наряду с рекомендациями по использованию «заговоров» и «сильных амулетов».
90-й псалом
То, что в народе именуется «Живые помощи», на самом деле – один из текстов Ветхозаветной книги Псалтири. Эта книга состоит примерно из 150 «песней» или «гимнов» — своеобразных молитвословий, которые исполнялись под псалтерий — инструмент, напоминающий небольшую арфу (от него и название всей книги).
Большую часть псалмов приписывают перу царя Давида. 90-й псалом, предположительно, он создал после избавления израильского народа от внезапно нашедшего мора. В греческом переводе он подписан как «Хвалебная песнь Давида». По-русски псалом звучит примерно так:
«Живущий, благодаря помощи Вышнего под кровом Бога небесного утвердится, скажет Господу: «Ты – заступник мой и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него», Он избавит тебя от сети ловцов и от злого слова, плечами Своими защитит тебя и под крыльями Его будешь сохранен, щитом оградит тебя истина Его. Не убоишься страха ночи, стрелы, летящей днём, бедствия, приходящего во тьме, внезапного нападения и дневного уныния. Погибнет слева от тебя тысяча человек, и десять тысяч справа от тебя, к тебе же не приблизится опасность. Будешь лишь смотреть и увидишь воздаяние нечестивым. Ибо сказал ты: «Господь упование мое», Вышнего избрал ты прибежищем себе. Не подступит к тебе зло, и язва не приблизится. Ангелам Своим заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. На руки возьмут тебя, дабы не споткнулся ты ногою своею о камень. На аспида и василиска наступишь, и попирать будешь льва и змея. «Так как он на Меня уповал, то Я избавлю его, укрою его, ибо он познал имя Мое. Позовёт Меня и услышу его, с ним в скорби, избавлю его и прославлю его, долгой сотворю жизнь его и покажу ему спасение Мое».
На церковнославянском первая строка звучит как «Живый в помощи Вышняго». Этот псалом (наряду с 50-м) довольно часто читается на богослужении, и текст его был всегда на слуху. Именно по этой причине «народный слух», переставший со временем понимать богослужебный язык, преобразовал начало в более понятные, но безличные «живые помощи».
По сути, это действительно благодарственная молитва, песнь, утверждающая торжество и бесстрашие человека, уповающего на Господа. В церковной традиции закрепилась практика, согласно которой этот псалом особо почитался среди воинов как молитва об укреплении и сохранении на поле битвы, или просто в опасности.
Молитва, а не заговор
По иронии судьбы, 90-й псалом, эта своеобразная песнь торжествующего человека, превратилась в атрибут одержимых суеверным страхом людей. Среди православных, увы, очень популярны бесчисленные пояски с текстом псалма, которые, якобы, надо постоянно носить на себе. Текст этот, будто бы, своей «магической силой» должен сам по себе защищать от «нечисти».
Это ни что иное, как суеверие, ибо такое «употребление» псалма идёт не из традиции Церкви, а из народной обрядности. Да, безусловно, эта молитва (как и любая искренняя молитва) имеет силу, но не благодаря тексту, а благодаря тому чувству, которое человек вкладывает в неё. И действует она, конечно, на него самого, а не на «нечисть».
Молящийся, обращаясь к Богу, прежде всего, просит укрепления веры, собственного духа и помощи в благих начинаниях, в преодолении различных искушений, что мешают ему на пути к Богу. Это молитва человека, действующего в мире.
Однако народная обрядность всегда склонна к языческому пониманию мира, где человек – это лишь беспомощное и пассивное орудие различных «духов», которые, в любом случае сильнее его и враждебны ему, даже если это «добрые духи» (вспомнить хотя бы знаменитую народную присказку-страшилку про «боженька накажет»).
Поэтому главная тактика человека с языческим сознанием — найти магическую защиту от одних «духов» и угодить другим. А узелки, ладанки и пояса с древних времен считались значимыми элементами одежды и «сильными оберегами». У славян даже в повседневном быту пояс считался атрибутом, неизменно приносящим здоровье и силу своему владельцу. Часто их делали из тонко сплетенных нитей, связывая которые, принято было читать определенные «молитвы», а также создавать рисунок или плетение, «оберегающие» от «дурного глаза».
Неудивительно, что вся эта языческая атрибутика перетекла в «народное православие», просто сменив символику. Упование на Бога и личное усилие человека заменяется упованием на вещь, на его якобы «магическую силу». Хотя ещё в IV веке на поместном Лаодикийском соборе было принято правило, согласно которому запрещалось ношение подобных «предохранилищ», названных «узами души».
Сам по себе текст 90-го псалма никого защитить не может. Защитить может Господь, если сам человек искренне верит в Его защиту, доверяет Ему. И для того, чтобы понять это, достаточно просто вдумчиво прочесть псалом, а не носить его с собой.
Читайте наши статьи
на Дзен